Экспозиция “Антонина Серафимовна Архангельская (1931-2015): к 90-летию со дня рождения”

Антонина Серафимовна Архангельская (1931–2015): к 90-летию со дня рождения

Архангельская Антонина Серафимовна родилась 17 октября 1931 г. в Волгоградской области. Отец, Билев Серафим Александрович, занимал должность директора сельскохозяйственного техникума. Мать, Аверьянова Мария Фоминична, там же преподавала историю и политическую экономию. Позже А. С. Архангельская вспоминала: «Мой отец и моя мама обладали ораторским даром, умением владеть аудиторией и той магией природного артистизма, которая, вероятно, входит в глубину известного понятия “харизма”».

Архангельская А. С. с матерью – Аверьяновой М.Ф. 1930-е.

Билев Серафим Александрович родился 16 января 1905 г в деревне Волховской Сямженского района Вологодской области. В 1925 г. поступил на экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института (в настоящее время Санкт-Петербургский государственный аграрный университет). За отличное обучение проходил стажировку в Дании. После окончания вуза занимал различные должности от преподавателя до директора сельскохозяйственного техникума. С 1937 по 1939 гг. находился под следствием, реабилитирован. В 19411945 гг. служба в рядах Красной армии в зенитно-артиллерийском полку. Войну окончил в Германии в городе Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа». С 1947 по 1976 гг. – сотрудник Крымского государственного сельскохозяйственного института им. М. И. Калинина: ассистент, доцент, позже заведующий кафедрой организации и управления сельскохозяйственным производством. За время работы под его научным руководством подготовлено семь диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук. Научные разработки С. А. Билева связаны с влиянием отечественных экономистов – Н. Д.  Кондратьева и А. В. Чаянова, участник всесоюзных научных конференций по экономическим проблемам сельского хозяйства. Руководитель Дискуссионного клуба экономистов на крымском телевидении (конец 60-х гг.). В 1972 г. удостоен бронзовой медали ВДНХ. Почетные звания: Ветеран труда, Заслуженный экономист УССР.

Во время Великой Отечественной войны отец А. С. Архангельской ушел добровольцем на фронт. Семья была эвакуирована вглубь страны, после освобождения Крымского полуострова, в 1944 г. переехала в Симферополь. Билев С. А. устроился на преподавательскую работу в Крымский сельскохозяйственный институт им. М. И. Калинина, мать работала школьным учителем, позже избрана депутатом Областного совета, занимала должность заместителя председателя Крымского областного исполнительного комитета. В Симферополе Антонина пошла в шестой класс Образцовой школы Народного комиссариата просвещения Крыма (в настоящее время – гимназия № 9 г. Симферополя), которую окончила в 1949 г.

В школьные годы серьезно увлеклась литературой и историей. Вероятно, свою роль сыграли частые экскурсионные поездки по Крыму, в том числе, в освобождённый полуразрушенный Севастополь, в Дом А. П. Чехова в Ялте, где сестра писателя Мария Павловна проводила литературные встречи с советской молодёжью. Эти события прочно отложились в памяти юной девушки, о чем свидетельствуют ее воспоминания в дальнейшем. В 1949 г. А. С. Архангельская поступила на философский факультет Ленинградского ордена В. И. Ленина государственного университета им. А. А. Жданова. При этом первоначальной целью являлось поступление на филологический факультет. На вступительных экзаменах за письменный «Русский язык» она получила «Отлично», за устный – «Удовлетворительно». Расстроенная, она собиралась вернуться в Крым, но, по совету одного из сотрудников приёмной комиссии, решила попытаться поступить на философский факультет этого же вуза.

Обучаясь на третьем курсе, вышла замуж за выпускника горного института Валериана Кирилловича Архангельского, который вскоре был направлен по ядерной программе в ГДР. После окончания университета за ним последовала А. С. Архангельская. Первое место работы – преподаватель философии в вечернем университете марксизма-ленинизма (г. Карл Маркс Штадт, ГДР, в настоящее время – г. Хемниц, Германия).

В 1957 г. супруг-геолог распределён на работу в Бурятскую ССР, семья переехала в Улан-Удэ. А. С. Архангельская – преподаватель начальной школы, позже – литературный сотрудник отдела культуры редакции «Правда Бурятии». Основные герои ее публикаций – современники, актеры, сыгравшие на театральной сцене и кино, поэты. С 1960 г. – член Союза журналистов СССР.

Архангельская А. С. – учитель начальных классов в пос. Ильчир. Бурятская ССР, конец 1950-х.

В 1963 г. вернулась в г. Симферополь, ассистент кафедры философии в Крымском государственном педагогическом институте им. М. В. Фрунзе. Заведующим кафедрой тогда являлся П. А. Федченко, с которым, по мнению А. С. Архангельской, связан «Золотой век» кафедры философии ведущего крымского вуза. Заочно окончила аспирантуру в МГУ им. М. В. Ломоносова (обучалась с 1967 г.). Там же в 1977 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук «Взаимодействие научного и художественного познания». Научными консультантами являлись доктор философских наук М. С. Каган и доктор филологических наук Б. С. Мейлах.

На протяжении 46 лет работы в университете А. С. Архангельской разработаны курсы по истории философии, этике, эстетике, аксиологии. Общий курс философии преподавала на следующих факультетах: философском, историческом, романо-германской филологии, славянской филологии, математики. Лекции и семинары запомнились студентам как яркие, образные и нестандартные. Сама же она охарактеризовала свой преподавательский стиль следующим образом:

«Во-первых, автору в течение 40 лет довелось вести дискуссионный клуб, а потому ведение занятий и по общему курсу философии, и по этике, и по эстетике, а потом – и по аксиологии (будь это лекция или семинар) по стилю – более проблемный, т.е. дискуссионный, чем дидактический. Отсюда постоянное стремление к диалогу, как внутренний протест против моноголизма и у себя, и у своих коллег.

Во-вторых, в свое время у автора была такая страница в биографии – уход из философии в журналистику, т.е. обретение другой профессии, увлечение театром и кинематографом, первые опыты рецензирования в жанре публицистики.

В-третьих, мне всегда был ближе стиль эссеистики, в котором так сильна французская школа философии – от Мишеля Монтеня до плеяды эпохи постмодерна, особенно Делез, Гваттари и Жак Деррида. Их философствование, обогащенное смелыми метафорами и самоиронией, так не похоже на строгую системность «академистов», т.е. тех, кто следует строгостям академического стиля».

Во время работы в симферопольском вузе руководила Комиссией по комплексному изучению художественного творчества научного совета АН СССР по истории мировой культуры с основной проблематикой «Творчество и проблема человека». Основоположник и руководитель Большого дискуссионного клуба и Клуба любителей фантастики (1969–2009).

Большой дискуссионный клуб (первоначальное название – Общевузовский студенческий дискуссионный клуб) был открыт по инициативе секретаря партийного комитета Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе Н. В. Багрова при кафедре философии в октябре 1969 г. Бессменным руководителем явилась А. С. Архангельская, тогда – преподаватель кафедры философии, заместитель редактора университетской стенгазеты «Факел». Одним из стимулов создания дискуссионного клуба стали студенческие протесты во Франции и США в 1968–1969 гг. Кроме того, к этому моменту в симферопольском вузе сформировалась потребность в открытых дискуссиях среди студентов, прежде всего гуманитарных факультетов: исторического, РГФ, филологического и др. Студенчеству необходимо было помочь сформировать собственную точку зрения в критических спорах со сверстниками, научиться четко формулировать свои мысли, отстаивать свои убеждения, обретая своё место в мироздании. Одной из первых тем обсуждения стала «Роль студенчества в современном мире». БДК являлся своеобразной визитной карточкой не только философского отделения исторического факультета, позже – философского факультета, но и университета. Гостями клуба являлись различные учёные, художники, писатели, путешественники. По воспоминаниям участников, «заочное» продолжение дискуссий могло длиться по несколько дней. Начавшись в общем кругу, продолжалось в общественном транспорте, дома в семье, а утром снова в университетских аудиториях. Среди тем, которые поднимались и вызывали наиболее активный отклик «Нравственна ли ложь во спасение?»; «Какую музыку мы выбираем и какая музыка выбирает нас?; «Роль женщины в творчестве мужчины?»; «Страсть к путешествиям – бегство от действительности – эскапизм?». На территории БДК происходило смешение интересов, мнений, мировоззрений, что было, вероятно, его главной заслугой. На его площадке органично дополняли друг друга стиль логического, рационального мышления, присущий приверженцам точных наук, и стиль образного мышления, отличающий гуманитариев. По словам Антонины Серафимовны, «Именно на стыке разных дисциплин возникают наиболее плодотворные идеи». В конце 70-х – начале 80-х годов клуб переживал «Золотую эру». Внутри Большого дискуссионного клуба появился Клуб любителей и знатоков фантастики, где обсуждались проблемы прогностики и футурологии. Особенный интерес студентов тех лет вызывало творчество не только соотечественников – братьев Стругацких – но и зарубежных классиков научной фантастики: Станислава Лема, Артура Кларка, Рэя Бредбери, Айзека Азимова и др. Своеобразным дивизом участников БДК стало высказывание Вольтера: «Я могу не согласиться с вами, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли свободно высказать свое мнение».

Стихотворение, посвященное А. С. Архангельской одним из коллег к 60-летию (1991 г.):

 

Ты вся – во всем, ты – экстра, архи,

Твой гений о шести крылах,

Ты – сонм идей, гнездо анархий,

Ты в море догм – ересиарх.

 

Сестра Гиппархии и Хлои,

Вольна любить и понимать,

Ты – дочь духовного Былого,

И все же диамата мать.

 

Ты – Космос, Вечности примета,

Ты релятивна, как Кратил,

Ты – беззаконная комета

Среди затюканных светил.