Щёлкин Кирилл Иванович

ЩЁЛКИН КИРИЛЛ ИВАНОВИЧ

(1911–1968)

физик-ядерщик

Настоящее имя – Метаксян Киракос Ованесович. Родился 17 мая 1911 г. в Тифлисе (в настоящее время – Тбилиси, Грузия) в семье землемера. В 1918 г. с семьей переехал в г. Красный Смоленской губернии. В 1924 г. из-за болезни отца семья перебралась в Крым, в г. Карасубазар (ныне – Белогорск), где обучался в местной школе № 1. Окончив в 1928 г. школу, поступил на физико-технологическое отделение Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе, одновременно работал помощником заведующего оптической станции АН СССР и препаратором на кафедре физики. Последние два курса работал на метеорологической, оптической и сейсмологической станциях вуза.

После окончания института в 1932 г. переехал в Ленинград, в 1932–1941 гг. – сотрудник Института химической физики (ИХФ): последовательно лаборант, старший научный сотрудник (с 1938 г.), руководитель отдела. Первые исследования посвящены предотвращению взрыва метана в каменноугольных шахтах, подавлению детонации топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания. В 1934 г. опубликовал статью в журнале «Экспериментальная и теоретическая физика», которая привлекла внимание отечественных и зарубежных ученых. Совет института выдвинул его работу на Всесоюзный конкурс, где она была отмечена грамотой и премией. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию «Экспериментальное исследование условий возникновения детонации в газовых средах». В 1940 г. поступил в докторантуру, начал работу над докторской диссертацией, основанной на систематизации материала, собранного во время поездок на шахты Донбасса. Важнейшим вкладом в теорию горения было исследование влияния турбулентности на режимы распространения пламени в каналах с помощью искусственно вносимой шероховатости.

В июле 1941 г. вступил добровольцем в народное ополчение, служил рядовым в разведке артиллерийской батареи 64-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях на подступах к Москве и Ленинграду. Через полгода по запросу АН СССР возвращен из рядов действующей армии для продолжения исследований в ИХФ, который был эвакуирован в Казань. С этого момента имя физика исчезло из открытых документов и публикаций. Его работы были засекречены, а научные труды в области горения и взрыва в дальнейшем получили мировое признание. Его выводы лежат в основе представления о процессах, происходящих при форсированном сжигании горючих смесей. Исследуя процессы в камере сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей, в 1943 г. предложил методику их расчёта и сформулировал теорию турбулентного горения, носящую его имя. С 1943 г. – заведующий лабораторией ИХФ.

В 1946 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук «Быстрое горение и спиновая детонация газов», присвоено ученое звание профессора. В этом же году «мобилизован» И. В. Курчатовым в «Атомный проект». В 1946–1955 гг. – сотрудник КБ-11 при Лаборатории № 2 АН СССР (известен как Арзамас-16), ныне – Российский федеральный ядерный центр ВНИИ экспериментальной физики (Саров, Нижегородская область). Начинал руководителем научно-исследовательского сектора,  с июня 1948 г. – первый заместитель главного конструктора Ю. Б. Харитона. Возглавлял работы по газодинамической отработке и физическим исследованиям в рамках проекта. Непосредственно руководил конструкторскими работами, экспериментальными исследованиями и испытаниями блоков и натурных макетов первого советского ядерного заряда. Именно К. И. Щелкин принял под роспись первую советскую атомную бомбу, обеспечил подъем ее на башню Семипалатинского полигона, лично установил первый капсюль-детонатор и контролировал установку остальных, позже, спустившись последним из всей команды, опечатал вход в башню.

В марте 1954 г., после успешных испытаний первой водородной бомбы (изделие РДС-6) на Семипалатинском полигоне, Советом Министров СССР принято решение создать второй ядерно-оружейный центр – дублер КБ-11. Исходной базой для НИИ-1011 стало с. Сунгуль на берегу одноименного озера в Каслинском районе Челябинской области. В 1955 г К. И. Щёлкин «в целях усиления работ по разработке новых типов атомного и водородного оружия» переведен в НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне ВНИИТФ имени академика Е. И. Забабахина, Снежинск) на должность главного конструктора и научного руководителя по созданию новых видов атомного оружия. Избранные им структура института и научно-техническая политика, создание высококвалифицированного коллектива, развитой технологической базы позволили успешно решать сложнейшие задачи. Первый термоядерный заряд, принятый на вооружение Советской армией, был разработан новым институтом и испытан в его первой испытательной сессии в 1957 г.

Напряженная работа в течение долгих лет не прошла бесследно для здоровья ученого. В 1960 г. был вынужден выйти на пенсию по инвалидности, переехал в Москву, занимался фундаментальными исследованиями и популяризацией новейших достижений физики. С 1961 г., являясь профессором Московского физико-технического института, заведовал кафедрой горения. С 1965 г. старший научный сотрудник отдела горения конденсированных систем МФТИ. Автор ряда научных публикаций, монографий.

Многогранная деятельность К. И. Щёлкина была высоко оценена: удостоен звания Героя Социалистического Труда (1949, 1951, 1953), лауреат премии имени В. И. Ленина (1958), Государственной премии СССР I степени (1949, 1951, 1953). Награжден орденами В. И. Ленина (1955, 1956), Трудового Красного Знамени (1953), Красной Звезды (1945), медалями. Избирался делегатом XXI съезда КПСС (1959).

В память о выдающемся ученом в Крыму в 1969 г. средняя школа № 1 г. Белогорска получила имя К. И. Щёлкина, в 1982 г. на берегу Азовского моря в Ленинском районе появился поселок строителей Крымской АЭС Щёлкино. В г. Снежинске его именем назван проспект, в 2011 г. установлен первый в России памятник К. И. Щёлкину (скульптор – К. А. Гилёв).