«Досуг с достоинством: музыкальная коллекция декана А. Н. Деревицкого»

Литературно-музыкальный вечер в Музее истории Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского «Досуг с достоинством: музыкальная коллекция декана А. Н. Деревицкого». Сценарий.

Повседневность, а тем более темы досуга – достаточно востребованная и актуальная сегодня тема. Первый музыкально-литературный вечер Музея истории – попытка воссоздать закулисье (иными словами – повседневность) общественной жизни профессора, первого декана историко-филологического факультета Таврического университета Алексея Николаевича Деревицкого и его семьи. Сегодня мы покажем, как в границах одной семьи прослеживались все изменения в государстве, обществе, культуре. Проиллюстрируем и контрасты, которые были присущи периоду: от классического Бетховена до музыки кабаре и оперетт, однако не будем акцентировать внимание на модных в 20–30х гг. XX века девиантных формах досуга. Название вечера «Досуг с достоинством» восходит к изречению Цицерона и как нельзя лучше характеризует атмосферу, царящую на литературно-музыкальных вечерах в доме Деревицкого.

Прикосновение к повседневности и досугу семьи начнем со знакомства с главой семейства.

А. Н. Деревицкий – известный общественный и государственный деятель Российской империи, доктор греческой словесности, действительный статский советник, попечитель Казанского и Киевского учебных округов, член Государственного совета – родился 8 марта 1859 года в Харькове. Детство будущего ученого прошло в Харькове и Белгороде, где он обучался в гимназиях. Курс среднего образования юноша окончил с золотой медалью. Став студентом историко-филологического факультета Харьковского университета, он избрал основной специальностью классическую филологию, а специализацией − греческую словесность.

Еще до защиты магистерской диссертации А. Н. Деревицкий был назначен приват-доцентом Харьковского университета (утвержден 31 января 1887 г.). Немногие университетские преподаватели в России удостаивались данной должности в столь молодом возрасте, причем, не имея магистерской степени. Так коллеги по службе выразили уважение к дарованиям и степени подготовки молодого магистранта. Степень доктора греческой словесности Алексей Николаевич получил от совета Харьковского университета 19 декабря 1891 года и со следующего года назначен экстраординарным профессором. Читал курсы по истории греческой литературы, истории искусств и истории древних народов, а также ряд специальных курсов по теории и истории искусства: «История христианского искусства», «История искусства древних народов», «История итальянской живописи XV–XVII веков».

В августе 1893 г. Алексея Николаевича переводят в Новороссийский университет, где он занял должность профессора, декана историко-филологического факультета. 1 апреля 1903 года ученый занял пост ректора Новороссийского университета. Ректорство А. Н. Деревицкого пришлось на время революционного подъема в стране. Консервативные взгляды профессора на развитие университета – как дома науки, в противовес мнениям о необходимости усиления автономии университета с целью изменения политической системы в стране, вызвали резкое недовольство большей части студенчества и профессуры. Поэтому в 1905 г. Деревицкий покинул свой пост.

Интеллигент, ученый, крупный администратор. Какую же музыку любил Алексей Николаевич? Какие произведения чаще всего звучали в гостиной профессора? Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Конечно, первыми в списке музыкальных произведений были классические, большая часть которых сегодня хранится в фондах Музея истории КФУ.

  1. Музыкальный номер (Скрипка)

Музыка, исполняемая на фортепиано и скрипке, а также вокальные произведения – наиболее частая форма досуга. Играли учебные пьесы – арпеджио, этюды, пьесы для 4 рук, а также классические произведения русских и зарубежных композиторов, музыку собственного сочинения, импровизировали. Кто же мог быть за роялем и играть на скрипке в семье Деревицких? Чтобы прояснить этот вопрос, познакомимся поближе с домочадцами ученого.

На снимках мы видим жену Алексея Николаевича – Ольгу Гавриловну Деревицкую (в девичестве Белова), а также детей декана – сыновей Николая (родился в 1888 г.), Петра (родился в 1901 г.) и Алексея (?), дочерей Надежду(родилась в 1889 (умерла 1905 г.) и Ольгу (1904–1988) Деревицких. Но все ли Деревицкие играли ли на музыкальных инструментах?

Достоверных данных об игре на музыкальных инструментах главы семьи мы не имеем, однако в библиотеке профессора хранятся книги по теории музыки. Смело утверждать, что все женщины семьи играли на музыкальных инструментах, т.к. музыкальная грамота была основой женского образования. Из фотографий коллекции Деревицкого узнаем, что старшая дочь декана – Надежда с детства играла на скрипке.

Ольга, окончила Музыкальное училище имени Гнесиных. О любви Ольги к музыке свидетельствует и обширная переписка, хранящаяся в фондах Музея истории.

Я действительно теперь играю очень мало на рояле, но стараюсь разбирать новые вещи, 2-1 концерт Сен-Санса (Камиль Сен Санс), 1й Листа, рондо Риса, мелкая вещь де-Бюси (Клод Дебюсси), в сильно замедленном темпе, в два или четыре раза медленнее, чем указано. Таким образом, я обозреваю музыкальную литературу. Недавно слышал концерт Баха для скрипки и гобоя. Вот это музыка!

Дорогая Олюшка, поздравляю тебя с праздниками и Новым годом и желаю здоровья и всего лучшего в Новом году. У нас было очень холодно, -8. И я тоже разбирал второй концерт Сенсанса (Камиль Сен Санс) и рондо Риса…. Редкая игра дает мало толку…

Косвенно о музыкальной грамотности детей Деревицкого свидетельствуют музыкальные произведения, подписанные именами детей. Например, Ольга была владелицей сборника «Последнее танго».

Также в архиве есть фотография мужчины за роялем, однако, утверждать, что это один из сыновей Алексея Николаевича не можем, т.к. на фото мог быть запечатлен любой из многочисленных гостей семьи. В тоже время, в коллекции есть и ноты, принадлежавшие Николаю Деревицкому. Многие музыкальные произведения в коллекции декана были с дарственными надписями А. А. Деревицкому, это может косвенно подтверждать его причастность к миру музыки и владению инструментами.

  1. Музыкальный номер (гитара)

Помимо музыкальной составляющей, литература занимала важное место в досуге семьи профессора. Читали, судя по библиотеке семейства, и классиков, и современников, публицистику и поэзию. Алексей Николаевич выписывал лучшие литературные газеты Европы вплоть до 1926 года. В коллекции профессора есть издания на немецком, французском, итальянском и греческом языках, все они в 2016 году пополнили фонды Музея истории нашего университета.

Кроме того Надежда и Николай Деревицкие (старшие дети декана) были составителями семейного альманаха, который в разные годы имел различные названия. Журнал как форма домашнего общения был «самым лучшим средством к взаимному сближению, а также образованию».

В коллекции Деревицкого мы имеем подборки детских литературных журналов за 1901–1905 гг. В 1901 г. из-под пера Надежды выходил еженедельный журнал «Снежинка», в котором записывались популярные стихи и отрывки из прозы, авторские произведения детей профессора, шарады и другие головоломки. Давайте вместе воссоздадим эти игры и попробуем разгадать шараду из детского журнала:

Мой первый слог – синоним оды

 Последний слог мой – та страна,

Откуда вышли все народы

И где их родина была,

А целое нам весьма известно

Толкуем часто мы о нем,

Его мы часто очень любим,

Но чаще все-таки клянем

ГИМН-АЗИЯ

 

Шарада № 2.

Первое трехзначное число

Второе в азбуке ищи

А целое тотчас узнаешь

Коль мебель комнаты пересчитаешь.

СТО-Л

В фондах Музея также хранится собрание журналов «Перед рассветом», «Ежемесячный журнал для взрослых и детей» из личной библиотеки семьи Деревицких.

Интересным было и авторское обращение составителя и редактора журналов Надежды Д-цкой к своим читателям, которыми преимущественно выступали родители, родственники и близкое окружение. В этих обращениях, Надежда сетовала, что постоянно не хватает сотрудников для создания регулярных и полных номеров.

В этом номере Надежда пишет о том, что сборники издаются только в учебные месяцы, т.к. на лето дети разъезжаются и не имеют возможности вместе творить. И описывает настроения, знакомые и всем нам до и после летнего отпуска.

«За май и сентябрь выходят номера очень скудные, т.к. господа сотрудники в мае уже начинают полениваться, а в сентябре еще не могут одолеть летней лени. Конечно это случается не всегда, и зависит от настроения сотрудников, но я считаю долгом предупредить почтенную публику».

В обращении к читателям из журнала «Снежинка» Надежда пишет: «Снежинка» заболела и очень опасно. Болезнь ее может вылечить только количество сотрудников».

Семейные вечера Деревицких всегда сопровождались чтением российских и зарубежных журналов, рисованием, играми и, конечно же, музыкальными номерами.

Давайте представим, что мы находимся в гостиной Деревицких, на музыкальный вечер в которой собрались родственники и друзья.

  1. Музыкальный номер. «Хор половецких девушек» из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь».

Музыкальный кругозор интеллигенции вполне мог допустить коллективное исполнение не только любимых романсов или народных песен, но и фрагментов опер. Например, как прозвучавшая песня «Хор половецких девушек» из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» в исполнении ансамбля «Джуниор» Управления культуры и творчества КФУ.

Вернемся к уникальному и необыкновенно содержательному самиздату семьи Деревицких. Интересно, что дети профессора словесности выбрали себе символические псевдонимы для публикации в этих журналах. Так Надежда Деревицкая подписывалась Юс малый, Николай Деревицкий – Юс Большой.

А какие еще должны были иметь псевдонимы дети профессора словесности? Ведь Юсы большой и малый – буквы исторических кириллицы и глаголицы, ныне используемые только в церковнославянском языке. Эти домашние прозвища детей Алексея Николаевича был связаны, конечно же, с деятельностью главы семейства. Более поздние псевдонимы детей, также были взяты из алфавита – на этот раз – греческого: Надежда стала Альфой, Николай – Омегой.

Обратимся к произведению 15 летнего Николая Деревицкого (под псевдонимом Юс-Большой) «опубликованному» в журнале «Перед рассветом» № 1–2 за январь–февраль 1903. Одесса, под редакцией Надежды Деревицкой.

Чтение стихотворения сопровождается грустной музыки с пластинке.

На смерть…

Она вкусила прелесть смерти,

Вкусила лишь и умерла.

Она была добра, как ангел,

И все же смерть ее взяла.

Она была млада, красива,

Она хотела еще жить,

 И веселилась, и любила,

И смерть не дала ей любить…

Зачем безжалостная смерть,

Зачем ее ты избрала

И этой быстротечной жизнью

Ей насладиться не дала?

Скажи, ужели тебе мало?

Тех жертв, которых ты взяла?

Скольким уж жить ты, смерть, не дала,

Скольким ты счастье разбивала,

 Скольким ты роковой была!

Юсъ-Большой.

Это стихотворение стало пророческим: через два года – 4 апреля 1905 года от туберкулеза умерла 16-ти летняя Надежда Деревицкая – дочь профессора, составитель еженедельных семейных журналов, которые бессомненно, использовались в музыкально-литературных вечерах семейства.

Скрипачка Надежда играла произведения классической музыки. Обратимся к ним.

  1. Музыкальный номер Скрипка

Со смерти дочери начался и новый этап в карьере ученого. Осенью 1905 г. Алексей Николаевич назначается попечителем Казанского учебного округа. 31 декабря 1911 года вышел указ о перемещении А. Н. Деревицкого попечителем в Киевский учебный округ. На административной работе Алексей Николаевич зарекомендовал себя, как неутомимый борец за надлежащую организацию и высокий уровень образования.

В смутные революционные годы А. Н. Деревицкий оказался в Крыму не случайно. В отличие от сотен других ученых, которые искали тут спасение от новой власти, Деревицкие постоянно к этому времени проживали в Ялте. Еще 25 октября 1907 года Алексей Николаевич купил землю в Ялте и сразу же заказал там строительству дома. По свидетельству дочери ученого Ольги Деревицкой, проект дома был составлен гражданским инженером Николаем Георгиевичем Тарасовым, автором проектов дворца Эмира Бухарского и «Кичкине» великого князя Дмитрия Константиновича. Уже через год дом был построен. Здесь же во дворе дома профессор посадил ливанские кедры. Со второго этажа дома был виден Ялтинский порт.

Это был красивый двухэтажный особняк с мезонином из серого крымского известняка, состоящий из восьми комнат: гостиной, кабинета, столовой, спальни, комнат детей. А их к этому времени было четверо: Николай, Алексей, Петр и Ольга. В этот дом профессор Деревицкий приезжал с 1908 по 1916 год ежегодно в отпуск. После 1917 года Деревицкие живут в ялтинском доме постоянно. Фоном звучат песни Шаляпина.

В годы Гражданской войны семья Деревицких не раз укрывала у себя дома красноармейцев от белых и белых от красных. Профессор Деревицкий проявил гражданское мужество, подписав письмо в защиту арестованной белой контрразведкой легендарной Лауры Багатурьянц, председателя ревкома Симферополя. Среди авторов этого письма были писатели Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, Иван Сергеевич Шмелев, Константин Андреевич Тренев. Они добились, чтобы ее выпустили на поруки и тем самым спасли от расстрела. В тяжелые годы «русской смуты» в доме Деревицких находили покой и утешение многие, среди них известный художник Вардгес Акапович Суренянц (расписавший Армянскую церковь в Ялте), композитор Владимир Иванович Ребиков. Ольга Алексеевна запомнила такой случай. Владимир Иванович Ребиков* поднимался по крутой лесенке к дому Деревицких. Мама Ольги Алексеевны пошла встретить его и помочь подняться (композитор был в пожилом возрасте и истощен). Она вдруг сказала: «Как жаль, что нет сейчас симфонических концертов. Помните, как мы их любили?..» И тогда композитор заплакал. На симфонических концертах на набережной Ялты до 1918 года выступали известные композиторы и музыканты. Неоднократно принимал участие в концертах и Ребиков, пел Федор Шаляпин, иногда дирижировал оркестром Сергей Васильевич Рахманинов.

  • Композитор с 1910 проживал в Ялте, где он являлся заметной эксцентрической фигурой (к примеру, его можно было встретить на улицах города, ходившим с двумя зонтиками — белым от солнца и черным от дождя). Он умер в августе 1920 в Ялте.

В Ялте к 1918 году не было голода и безвластия (или кровавой борьбы за власть), как в крупных университетских центрах (Петроград, Москва, Киев, Одесса). В связи с этим в Крым начался массовый приток интеллигенции из разных регионов страны. Это обстоятельство стало решающим в предыстории создания первого высшего учебного заведения в Крыму. А. Н. Деревицкий принял активное участие в организации Таврического университета в 1918 году. В «Автобиографии» он так объяснял причины своего переезда: «<…> по болезни вышел в отставку и поселился в мае 1917 года на жительство в Крыму. В 1918 году, оправившись от болезни, принял участие в организации Таврического университета».

В октябре 1918 года был образован историко-филологический факультет Таврического университета, где имелось 16 штатных профессорских должностей. Первым его деканом стал Алексей Николаевич, имевший солидный опыт административной работы. В составе специальной комиссии, вместе с известным археологом Сергеем Степановичем Дложевским (1889–1930) А. Н. Деревицкий разрабатывал учебные планы для факультета. В течение 1918–1920 годов историко-филологический являлся самым крупным факультетом Таврического университета. На трех его курсах обучалось более двух тысяч студентов, что составляло более половины всех обучающихся в вузе. Алексей Николаевич читал здесь курсы по западно-европейской литературе, по истории искусств. Хотя в Крыму и было сконцентрировано большое количество крупных ученых, все-таки не все курсы были обеспечены преподавателями. А. Н. Деревицкий при непосредственной помощи Арсения Ивановича Маркевича, который состоял в личной переписке практически со всеми отечественными учеными, занимавшимися историческим краеведением Крыма, вел подбор кадров.

Во время своих лекций Алексей Деревицкий не просто исследовал античную литературу – он погружался в атмосферу античного мира. Студентам запомнились его курсы «История греческого эпоса», «Каллимах и его «Таблицы», «История древнегреческого театра». Об особой любви к греческому свидетельствует и тот факт, что на протяжении десяти лет исследователь собирал материал для новогреческо-русского словаря, который был издан в Лейпциге. Источником сбора фольклорных оборотов стали и греки Крыма. Издание получило заслуженно высокую награду современников, в частности С.-Петербургской академии, и было удостоено в 1908 году премии А. М. Кожевникова. Поэтому в коллекции Деревицкого много произведений на греческом языке. Звучали древние языки, бесспорно и на литературно-музыкальных вечерах.

  1. Литературный номер Ю. Т. Лейбенсон.

Чтение отрывка произведения из коллекции Деревицкого на греческом языке, перевод, пояснение.

О типичном для начала 20-х гг. мужском суровом досуге писали профессора Таврического университета, которые вынуждены были свободное время посвящать добыванию средств для удовлетворения витальных потребностей. Из источников знаем, что сын второго ректора Таврического университета – профессор Таврического университета Георгий Владимирович Вернадский зарабатывал в свободное от лекций время, пиля двуручной пилой дрова со своим другом.

Наиболее лаконично и четко описал этот вид досуга историк, академик, директор Румянцевского музея (1898–1930) Юрий Владимирович Готье: «рубят и пилят дрова, носят воду, стряпают и даже стирают, чтоб жить в тепле и в своем старом углу. Мы живем так, как живут здесь все, и участвуем в общей работе; в мои обязанности входит носка воды и дров и поливка огорода. Таковы досуги современного профессора». (Текст взят с ресурса «Прожито» https://prozhito.org).

Досуг профессоров помимо чтения классики, обсуждения новостей и достижений науки, мог разбавлять и исконно мужской музыкальный инструмент – гитара, под аккомпанемент которой исполнялись народные и цыганские песни, романсы, звучал этот инструмент и соло.

  1. Музыкальный номер. Гитара. Метелица.

Деканская служба А. Н. Деревицкого была прекращена в 1920 году после окончательного установления советской власти в Крыму и решения Крымского обкома РКП(б) о закрытии историко-филологического факультета. Алексей Николаевич продолжал работу в вузе (с января 1921 года − Крымский университет, затем (с 1925-го) − Крымский педагогический институт имена М. В. Фрунзе), читал исторические дисциплины на других факультетах.

В 1920-х годах А. Н. Деревицкий – активный участник широко развернувшегося краеведческого движения в Крыму, действительный член Таврического общества истории, археологии и этнографии. Одновременно с административной и преподавательской работой в Таврическом университете А. Н. Деревицкий, проживавший в Ялте, выполнял обязанности председателя Крымского областного архивного управления по городу Красноармейску (так была переименована Ялта в революционные годы), а также осматривал книги и рукописи из частных имений Южного берега Крыма для пополнения библиотеки Таврического университета. В «Автобиографии» Алексей Николаевич вспоминал: «В 1921 г., продолжая оставаться профессором Университета и в качестве председателя Библиотечного комитета, работал над созданием и организацией университетской фундаментальной библиотеки, выполнял также целый ряд специальных поручений Крымнаркомпроса: был консультантом Ялтинской центральной библиотеки, Членом Симферопольского областного архива, представителем Областного архивного управления в г. Ялте членом КрымОХРИСа, лектором при санаториях Ялтинского Райкурупра и др.».

Одновременно с ответственной работой, профессору приходилось решать ряд возникших в новых реалиях вопросов. В Ялте дом профессора Деревицкого несколько раз подвергался национализации. 23 января 1923 года по декрету Крымского ЦИК особняк был возвращен в собственность в прежних границах участка, о чем было выдано удостоверение Дерекойского сельсовета № 291 (13). Однако 13 ноября 1924 года Ялтинское управление местным хозяйством внесло дом Деревицкого в списки повторной муниципализации. Профессор обращался к местным властям с письмом, где писал о незаконности этого решения, напоминая о том, что «дом был куплен на трудовые деньги», он платил за него рассрочку 10 лет, купил его по необходимости, так как у самого профессора и его домочадцев туберкулез, и как последний аргумент он приводит следующее: «Это не буржуазная роскошь. Я человек умственного труда и много поработал для Крыма». Вероятно, это возымело действие: решением Ялтинского райисполкома рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов № 392 от 9.12.1924 г. дом А. Н. Деревицкого был зарегистрирован в реестре домов, возвращенных в собственность.

Начало 20-х гг. это еще и время голода. Обратимся к небольшой зарисовке этого периода, чтобы максимально ярко окунуться в ту противоречивую эпоху. Поэт, прозаик, публицист, военный юрист, коллекционер, общественный деятель Жиркевич Александр Владимирович в своих мемуарах писал о г. Симбирске (совр. г. Ульяновск на Волге): «Стены, заборы … пестрят афишами с объявлениями о концертах, спектаклях, балах с танцами без перерыва до утра, с призами за костюмы, за красоту и т. п. – все в пользу голодающих. А голодающие умирают на улице у таких афиш. Даже «Заря», возмущенная этой вакханалией увеселений, описывает, как на днях у Карамзинского сада под афишей, на глазах у проходящих, умирал от голода крестьянин, и когда кто-то сунул ему хлеба в холодеющую руку, то помощь оказалась уже запоздалой. Приезжие из Москвы и Петрограда передают о том, что и там безобразие, бессердечие и подлость. Ну и времечко, в котором живем!» (Текст взят с ресурса «Прожито» https://prozhito.org).

Несмотря на новые реалии времени, необустроенность быта, необходимость отстаивать свое, время для музыки – как способа отвлечься от проблем всегда находилось. Романсы русских композиторов были той отдушиной, которая хоть на время помогала отвлечься от реальных событий. В коллекции Деревицкого хранится внушительная подборка романсов. Среди них:

  1. Музыкальный номер. Романс Е. Юрьева. В лунную ночь троечка мчится (Динь-динь-динь).

Профессор А. Н. Деревицкий, как и большая часть его коллег, однозначно негативно воспринял назначение ректором Крымского педагогического института ассистента Сергея Тихоновича Бобрышева, читавшего в вузе историю ВКП(б). В конце 1927 года на перевыборах ректора и проректора по учебной части профессура, организованная А. Н. Деревицким, оказала организованное сопротивление кандидатурам, предложенным обкомом партии. Показательно, что в составленной Крымским обкомом ВКП(б) справке «Профессура и преподавательский состав Крымского педагогического института» А. Н. Деревицкий охарактеризован как «политический вдохновитель, организатор и вождь антисоветских элементов здешней профессуры», а бывший до этого проректором по учебной части Анатолий Константинович Сынопалов − как «его ставленник, верный приказчик и авантюрист». Конечно, небольшой группе профессоров не удалось переломить ситуацию в институте. Директором института был избран преподаватель социологии и педагогики Григорий Петрович Вейсберг. Анатолия Константиновича Сынопалова, не без помощи обкома партии, убрали из института, и он искал работу в Москве. В 1934 году в связи с открытием исторического факультета Крымского педагогического института было принято решение провести чистку профессорско-преподавательского состава. В мае обком партии принял постановление, в котором ставилась задача «провести систематические разоблачения извращений и враждебных выступлений преподавателей Крымского пединститута, протаскивающих до самых последних дней чуждую идеологию». Среди этих ученых одной из первых значилась фамилия А. Н. Деревицкого.

«С его отъездом из Симферополя, − говорилось в справке обкома партии, − атмосфера в пединституте значительно разрядилась, А. Н. Деревицкий и тот совсем утих, и в настоящее время работа в институте вошла в нормальную колею».

Неприятности продолжились и в Ялте, где Деревицкому пришлось подавать в суд иск о выселении жильцов, самовольно занявших комнату в его доме. Профессор подробно описал рейдерский захват жилплощади, однако решение органов было не в пользу Деревицкого, и в комнату площадью 10,37 кв.м. прописали 5 человек: гражданина Феттич Адама, жену его Феттич Ангелину с детьми Целестиной, Аркадием и Марией.

Под давлением обстоятельств Деревицкий покинул не только институт, но и Крым. Свою роль сыграл и преклонный возраст профессора. Его дочь Ольга убедила отца в необходимости переезда в Москву. Последние годы жизни профессор провел в доме дочери и ее мужа – известного советского пианиста и педагога Владимира Сергеевича Белова. В 1928–1938 гг. Белов был пианистом-солистом Московской филармонии и других концертных организаций, гастролировал по Советскому Союзу, однако в дальнейшем его карьера солиста по разным причинам практически прекратилась, и он сосредоточился на преподавательской деятельности. Мог Владимир Сергеевич играть и в Ялтинском доме Деревицкого. Алексей Николаевич прожил в доме дочери свои последние годы и остро переживал вынужденное отстранение от дел.

Исконно чтобы выразить боль русского народа, обращались к цыганским песням. Не были они исключением в коллекции Деревицкого, а значит: регулярно звучали и на семейных вечерах

  1. Цыганская

Борьба с цыганщиной развернулась в годы НЭПа. Вот одна из характерных цитат того периода: «В отношении цыганщины нужно поставить точки над «и» – это проституционный стиль, стиль, воспевающий продажную, всегда готовую к услугам любовь». Нужно отметить, что под «цыганщиной» подразумевались не только романсы, но и фокстроты, мещанские песенки и другие образчики легкого жанра. Населению в годы новой экономической политики предоставлялась возможность посещать вечера вопросов и ответов, музыкальные концерты, выставки и спектакли, секции и кружки, провести вечер в парке отдыха. Широкое распространение получили публичные лекции на разные темы, посещение изб-читален и народных домов, но и «ресторанный» досуг для нэпманов, коммерческие кинотеатры с широким репертуаром зарубежных фильмов для обывателей Однако и новые формы досуга и планомерная борьба с цыганщиной не смогли вытеснить музыку этого жанра. Итоги этой безрезультативной борьбы мы видим и сегодня – цыганские песни до сих пор почитаются, ведь народную любовь не так просто искоренить даже директивами сверху.

Такой народной любви порой удостаивались и весьма неожиданные композиции. В коллекции декана Деревицкого хранится на первый взгляд весьма выделяющаяся партитура оперетки «Пупсик», история которой отображает почти весь период, о котором мы сегодня говорили.

С началом Первой мировой войны Россия объявила крестовый поход не только против Германии, но и всего немецкого, включая музыку. И все же для одной из песенок неформально было сделано исключение.

27 мая 1913 года в петербургском летнем театре «Буфф» состоялась российская премьера оперетки берлинского композитора Жана Жильбера «Пупсик». Историк Лев Лурье – писал в своем очерке: «сюжет этого переведенного с немецкого сочинения глуп до невозможности. Авиация, автогонки, какая-то Гортензия Бризенгоф, отдающая свое шелковое платье для починки самолетного крыла, а также ее ухажер, совсем молодой человек по имени Пупсик».

Тем не менее, адаптированные куплеты из «Пупсика» сразу ушли в народ. Русский художник-график Владимир Милашевский вспоминал. «Все ликовало, все пенилось, все чванилось, все грешило и обжиралось в этом 1913 году. И все распевали «Пупсика». Это были самые глупые, самые пустые и бездарные …слова…»

А вот каким запомнился «Пупсик» одесскому подростку, будущему писателю Валентину Катаеву: «Пупсик» насвистывали студенты и гимназисты, фланируя под шатрами одуряюще-цветущей белой акации; звуки «Пупсика» с криком вырывались из граммофонных труб; «Пупсика» играли в фойе иллюзионов механические пианолы…».

Владимир Маяковский в небольшом эссе «Штатская шрапнель» (1914) помянул «Пупсика» в контексте «никчемности и убогости»: «Как венчаться с любимой девушкой никто не пойдет под печаль похоронного марша, так и на смерть войны не пойдет под звуки танго и пупсика». 

Петербургский журналист и литератор Лев Мархасев писал: «Театр-кабаре «Летучая мышь», возникший при МХАТе, взял в 1913 году «Пупсика» в качестве… гимна театра. Мелодия эта очень нравилась Станиславскому, и он вошел в число тех, кто с удовольствием насвистывал «Пупсика».

Даже революционный ураган не помог забыть мотив песенки: после революции «Пупсика» продолжали петь и красные, и белые. Советский музыкальный критик Гринберг сетовал: «…Все громче звучат песни революции, алые полотна, бурные митинги воодушевляют, создают особую атмосферу торжества народной власти, а актеры оперетты с упоением распевают «Пупсик, мой милый пупсик». В 1928 года «Пупсик» попал в список запрещенных песен.

Еще какое-то время люди дореволюционного поколения продолжали помнить «Пупсика». Соседка композитора Дмитрия Шостаковича по эвакуации в день, когда он закончил Седьмую симфонию (27 декабря 1941 года), записала в дневнике: «Застала веселье в самом разгаре. Когда я вошла, Оборин и Дмитрий Дмитриевич лихо играли и пели песенку из старой оперетки «Пупсик»<…> Все веселились, подпевали, пили и смеялись».

Значит, и в самом деле в «Пупсике» что-то было… Предлагаем прослушать … песню, которой не страшны ни Гражданские, ни мировые войны. 

  1. Музыкальный номер ПУПСИК

Все произведения музыкальной коллекции Деревицкого невозможно показать за 1 вечер. Мы постарались представить наиболее знаковые в разных жанрах произведения, а также другие возможные формы развлечений на литературно-музыкальных вечерах в семье Деревицкого.

Время перемен, которое пришлось на жизненный путь Алексея Николаевича, отражено и в его музыкальной коллекции. Несмотря на все исторические перипетии, музыка не ушла из жизни и продолжала радовать, а иногда и позволяла отвлечься хоть ненадолго от злободневных тем. Удивительно и очень радостно, что архив Деревицкого, долгие годы пролежавший на чердаке того самого ялтинского дома по улице Загородной, не пошел на растопку в годы оккупации Крыма, а пережил Отечественную войну и сегодня начал приоткрывать свои тайны, и, конечно же, заслуживает дальнейшего научного изучения. Для наиболее детального знакомства с уникальной коллекцией декана Деревицкого приглашаем всех интересующихся историей крымской интеллигенции в Музей истории КФУ.