Крымский студент: прошлое и настоящее

Крымский студент: прошлое и настоящее

 

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля студент – ученик высшего учебного заведения, университета или академии. В «Советском энциклопедическом словаре» студенчество определялось как социально-профессиональная группа, включающая учащихся высших учебных заведений, часть интеллигенции. Отмечалось, что в СССР высшее образование бесплатное, студенты обеспечиваются государственными стипендиями.

Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 11 декабря 1917 г. все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР. 2 августа 1918 г. Советом народных комиссаров был издан декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения». Этим документом всем трудящимся предоставлялось право поступления в любой вуз независимо от предыдущего образования. В число слушателей любого вуза мог поступить любой человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и пола. Плата за обучение в вузах отменялась.

Советские нововведения пришли в Крым несколько позже – в конце 1920 г. – после окончательного установления власти большевиков на полуострове. Вслед за этим произошло преобразование Таврического университета в Крымский государственный университет имени М. В. Фрунзе, происходили «чистки» среди студентов и преподавателей. Доступ к высшему образованию был открыт детям «крестьян и рабочих», при этом представители состоятельных слоев населения бывшей Российской империи в большинстве своем должны были покинуть стены высшего учебного заведения. Однако со временем ситуация стабилизировалась, жизнь вошла в обыденное русло.

Советское высшее образование считалось одним из лучших в мире. При этом студентам вменялось овладеть марксистско-ленинской теорией. Студент, прошедший обучение в вузе, должен был быть идейно убежденным, активным строителем коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистом, патриотом и интернационалистом, готовым к защите социалистического Отечества.

Высшее образование в СССР было в большом почете – получить диплом вуза значило перейти на иную ступень карьеры, стать на дорогу к светлому будущему. Студенческая жизнь окружена определенным романтическим флёром и очарованием: многие вспоминают годы студенчества как лучший период своей жизни. Это время, когда повседневность выстраивалась в особенном ритме

На выставке представлены различные экспонаты, которые ярко демонстрируют, какой была студенческая жизнь в ведущем вузе полуострова. В них можно увидеть собирательный образ студента и студенчества, который мало зависит от идеологических и политических обстоятельств. У кого-то представленные фотоснимки разбудят ностальгические чувства, а кому-то будут любопытны как уникальный исторический документ прошедшей эпохи.

Для миллионов юношей и девушек в СССР высшее образование было главным социальным лифтом. Диплом престижного вуза (а к таковым, безусловно, относились Симферопольский государственный университет им. М. В. Фрунзе, Крымского медицинского института, Крымского сельскохозяйственного института) давал путевку в жизнь, участие в художественной самодеятельности открывало дорогу на эстраду, активная работа в комсомольской организации считалась едва ли не единственным вариантом для тех, кто решил заняться политикой, то есть делать карьеру в КПСС. Но для начала студентом надо было стать.

Для большинства специальностей было достаточно успешно сдать экзамены. На ряд факультетов предполагались не только хороший аттестат и отлично сданные вступительные экзамены – проходной балл иногда достигал 4,7, требовались дополнительные факторы. Для юрфака нужна была служба в армии или работа в милиции, для «медина» – приветствовалась запись в трудовой по профилю и характеристика от главврача. Кроме того, существовали квоты для «малых народов», направления от предприятий и т. д.

Получив заветный студенческий билет, 1-го сентября бывшие абитуриенты приходили в вуз, чтобы окунуться в мир знаний, но тут же отправлялись «в поля». Поездка в колхоз «на борьбу с урожаем» — обязательный этап получения высшего образования. «Откосить» было очень сложно и это не приветствовалось. Единственное исключение – больничный. Чаще всего у вуза был «подшефный» колхоз, куда и привозились «пиджаки». Обычно Студенческий сельскохозяйственный отряд осенью на несколько недель отправляли именно туда и селили в школе или местном клубе. Важна была сама атмосфера. После тяжелого труда замерзшие осенним вечером «энтузиасты» отдыхали и согревались песнями под гитару и чтением. Вплоть до конца 1980-х это не было чем-то экстраординарным и считалось обычной практикой. Зачастую о днях, проведенных в колхозе в студенческие годы вспоминали с радостью, без негатива.

Мало кому, с учетом выбранной специальности, удавалось получить высшее образование в родном городе. Жители сел ехали в ближайший крупный населенный пункт или областной центр. Абитуриенты оттуда стремились в вузы республиканских столиц. Цепочка заканчивалась в Москве и Ленинграде. Оказавшись вдали от родного дома, большинство советских студентов заселялось в общежитиях. К моменту возрождения университета в Крыму (в 1972 году Крымский государственный педагогический институт им. М. В. Фрунзе переименован в Симферопольский государственный университет им. М. В. Фрунзе) вуз уже располагал собственным студенческим городком. Сильно отличалась в то время и жизнь в общежитии. Существовало множество запретов и ограничений: после 23.00 нужно было находиться в своем корпусе и в своей комнате. Это проверяли, так как каждый вечер делались обходы по комнатам. Если был кто-то посторонний, изымали документы, а забрать их можно было, лишь написав объяснительную записку. Об алкоголе и курении речь вообще не шла. В «общаге» каждый сам себе готовил. При этом столовая была недорогая.

Общежития были самым простым и доступным вариантом, но далеко не единственным. Часто студенты снимали комнату. Как правило, брали не целую комнату, а только койку и жить приходилось втроем-вчетвером. Стоила такая услуга в 1970-х относительно недорого: 5–20 рублей.

Основная задача вуза – дать студенту определенный уровень знаний. При этом зачастую значительное внимание уделялось разностороннему развитию. Во всех институтах и университетах (СГУ им. М. В. Фрунзе не исключение) много внимания уделяли самой разнообразной художественной самодеятельности и спортивным секциям. В биографии многих известных спортсменов 1950-70-х годов часто можно встретить строки о том, что первые шаги в большом спорте они сделали в секциях при вузах. При желании можно было записаться в любую действующую секцию и бесплатно заниматься спортом. Особенно популярными были, гимнастика, атлетика, футбол, волейбол и спортивный туризм. Увлечение спортом было скорее правилом, чем исключением. Участие в турнирах, олимпиадах всячески поощрялось.

Студентов собирали на литературные или танцевальные вечера. При институтах и студенческих ДК работали как вполне официальные коллективы, так и разнообразные ВИА и молодежные театры, для которых вуз служил удобной базой.

Особую популярность приобретали клубы книгочеев. Достать хорошую книгу было трудно, их часто не было в продаже, надо было сдавать за них макулатуру. Поэтому на таких собраниях в тишине пыльных стеллажей можно было поделиться счастливым фолиантом с единомышленниками. Здесь обсуждали не только классиков, но и научную фантастику. Подобные темы не запрещались, почему бы молодежи не разобрать новую книгу, к примеру, Стругацких? Когда нет виртуальной реальности, только собственная фантазия могла перенести сознание на загадочную планету. Более того, на таких собраниях можно было говорить открыто и на темы политики, читать диссидентские распечатки Солженицына. При этом КГБ, как правило, закрывало глаза на такие собрания, возможно, не видя в этом угрозы.

В большом почете среди студентов был КВН. Клуб Весёлых и Находчивых возник на телевидении, но очень быстро он превратился в настоящее движение, которое проникло практически во все вузы страны. Во многих институтах проводились еще и внутренние соревнования между факультетами. Даже закрытие передачи не сказалось на его популярности. В студенческой среде КВН благополучно дожил до перестройки и возобновления трансляций.

Проводилось множество неофициальных мероприятий: субботники, митинги, демонстрации, выполнение работ в учебном заведении, совместные спортивные и культурно-массовые мероприятия, состязания.

Студенты располагали большим количеством льгот. Посещать кино, театры и музеи можно было с существенной скидкой, билеты на транспорт тоже для студентов были дешевле. Специально для учащихся устраивали полузакрытые студенческие вечера, билеты на которые распределялись через профком. Профкомы же заведовали и летним отдыхом. Там можно было получить путевки в студлагеря за 10–20% от стоимости, они же отправляли в турпоходы и туристические поездки по всему СССР. Разнообразие программы зависело в первую очередь от достатка самого вуза. Студентам из Крымского вуза, к примеру, удавалось побывать в Москве и Ленинграде. Значительную роль в расширении студенческого кругозора играла полевая практика целого ряда факультетов (географический, исторический, биологический и др.), благодаря чему студентам крымских вузов удалось побывать в различных регионах Советского государства.

Стипендия в СССР была относительно небольшой. До 1970 года – до 30 рублей, позже – до 40 рублей, отличники получали 56 рублей (для сравнения. обед в столовой – 35–40 коп.; литр молока – 32 коп.; булочки – от 7 до 12 коп.; чашка кофе в кафе – 15–20 коп.; заработная плата инженера составляла 130–150 рублей). Этой суммы хватало далеко не всем, поэтому периодически возникало желание найти подработку. Юношам было проще: постоянно требовались грузчики и разнорабочие. За такую работу платили около 10 рублей в день. Другим распространенным способом подработки было репетиторство. Обычно «подтягивали» школьников, платили за занятие 3–5 рублей. Девушкам, как правило, найти временную работу было сложнее. Можно было устраиваться, например, на работу официанткой, или вожатой в школьном или пионерском лагере.

Хорошую возможность заработать давали студотряды. В СССР существовала разветвленная организация «Всесоюзные студенческие строительные отряды», которая была создана в 1958 году и действовала при комсомоле. Студентов в первую очередь направляли на строительство различных объектов. За летний период можно было получить существенный заработок 400–600 рублей. На ударных стройках стройотрядовцы поднимали ВАЗ, КАМАЗ, БАМ, Саяно-Шушенскую ГЭС. Города Братск и Усть-Илимск были построены во многом именно трудом ССО. Работа в стройотрядах считалась престижной, ее восхваляли, пропагандировали. В 1974 году в подобных отрядах было задействовано около 600 тысяч студентов. При этом членство в ССО не обязательно предполагало участие в строительстве крупных объектов. Студенты крымских вузов, к примеру, оказывали помощь в ликвидации последствий Спитакского землетрясения в Армении 1988 г.

Существовало и множество студенческих организаций разных направлений (технических, спортивных, научных, культурных), также выходил студенческий литературно-художественный и общественно-политический журнал «Студенческий меридиан». Комсомольские организации вовлекали в свои ряды больше 90% учеников вузов.

Радио было главным доступным для небогатого студента источником информации. Как еще узнать о политике или спорте, как послушать музыку или спектакль? Как правило, комната в общежитиях имела свою радиоточку, а общежитие в целом – громкоговоритель. О телевизоре, конечно, и речи быть не могло. Да и на приемник «Спидола» из Прибалтики студент вполне мог сам заработать. Предпочитали из официальных радио «Юность», «Маяк» – там была легкая музыка и лучшие спектакли с корифеями сцены.

В системе высшего образования СССР все было продумано, чтобы не только дать профессию студенту, а и воспитать его как морально, так и политически. Особо выделялась студенческая дисциплина. Так, студенты не допускали пропусков занятий и лекций, это было как само собой разумеющееся. В аудиториях всегда была тишина, а опоздать на занятия было большим стыдом. Студенты отличались большим уважением к преподавателям, а те могли делать им замечания, касающиеся не только учебного процесса, но и внешнего вида или морали студента.

Развивающимся странам были нужны квалифицированные кадры, сами специалисты делали карьеру после обучения и занимали в своих государствах важные посты. С политиками и чиновниками – выпускниками советской высшей школы – СССР имел надежные контакты и позитивные отношения. Всего с 1949 по 1991 год в советских вузах подготовили больше полумиллиона дипломированных специалистов из 150 стран. В 1961 году Крымский государственный медицинский институт начал подготовку врачебных кадров для стран Азии, Африки, Латинской Америки. В 1979 году в вузе обучалось 3,5 тысячи студентов, среди них 250 иностранцев из 46 стран. В Симферопольском государственном университете в 1976 году был создан деканат по работе с иностранными студентами, которым было должно прививать дружеские чувства и понимание марксистской идеологии. Крупней кузницей кадров для зарубежных стран являлся Крымский медицинский институт. Материальные и бытовые блага должны были сделать эту задачу проще – на них и не скупились. Особое внимание руководства страны к студентам из отсталых стран черного континента объяснялось желанием расширить сферу влияния на народы, не попавшие пока под идеологический зонтик врагов в начавшейся «холодной войне». Советская пропаганда последовательно создавала яркий образ африканца или азиата, пытливо овладевающего знаниями и основами марксизма.

В 1961 году в советских вузах обучалось больше пятисот тысяч студентов из Африки. Гладко не было: «Имеют место отдельные случаи недружественного отношения к иностранным учащимся со стороны части нашей молодежи. Произошло, несколько драк… Виновные будут наказаны», — осторожно отчитывались руководители учебных заведений. Сверху давались указания: конфликты пресекать, суровых мер к темнокожим студентам не принимать. Советских же студентов за драку с иностранцем легко могли отчислить.

Иностранцев селили в лучших жилых корпусах, обычно по двое в комнате. В трехместных к двум иностранцам подселялся советский студент. В СГУ им. М. В. Фрунзе иностранных студентов селили, как правило, в более новых и более комфортных общежитиях № 4-6. Трудовой семестр для иностранцев не был обязательным, но не все уезжали домой на каникулы. Разрешалось добровольно работать в стройотрядах или на «картошке». Необязательный труд считался развлечением, студенты из многих стран с восторгом отправлялись даже на БАМ. Закончив учебное заведение, советский студент должен был отработать не менее трех лет там, куда его пошлет государство (распределение). Принудительное распределение было введено в 1933 году Советом Народных Комиссаров, тогда полагалось отрабатывать 5 лет, а «уклонистам» грозил суд. Комиссию по распределению, как правило, возглавлял декан факультета, студентов вызывали по одному, что бы изучить их личное дело и вынести окончательный вердикт. В 1960-е годы предприятия сделавшие заявки на «студентов» обязаны были предоставить иногороднему специалисту жилплощадь. Зачастую многие студенты по своей воле выбирали распределения в провинцию, чтобы получить квартиру. Чтобы не отдавать «долг» родине студенты шли на различные ухищрения. Закон запрещал разлучать семейные пары, поэтому многие успевали вступать в брак еще до окончания учебы и им предоставляли самоопределение, если у супруга или супруги было высшее образование. Так же в ходу были справки о серьезной болезни, требующей ухода родных или родственников.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ КФУ