Экспозиция «Почтовая открытка – особенности советских коммуникаций: по материалам личного фонда доцента Н. И. Селивановой»

Почтовая открытка – особенности советских коммуникаций: по материалам личного фонда доцента Н. И. Селивановой

К 101-й годовщине со дня рождения Н. И. Селивановой
К международному дню почтовой открытки

Иллюстрированные (изобразительные) почтовые открытки являются документальным свидетельством, по которому можно судить об общественном художественном вкусе, воссоздать образы меняющихся городов, быт и атмосферу эпохи. История возникновения почтовой открытки досконально не исследована. Существует множество версий, как возникновения последней, так и истории ее дальнейшего развития.

Прототипами художественных открыток считаются орнаментированные карточки второй половины XVIII в., которые изготовил Пьер Филипп Шофар. В музейных и частных коллекциях их называют «торговыми карточками», по своей сути являющиеся визитными карточками и одновременно рекламными объявлениями мастеров. Известно объявление некоего гравера Демезона в Парижском альманахе за 1777 г., который предлагал свои услуги по созданию поздравительных карточек. В 1795 г. была выпущена первая серия рождественских открыток, сделанная по рисункам малоизвестного до той поры художника Добсона с популярной и сейчас сценой – семья вокруг ёлки. Через пять лет их уже продавали наряду с почтовой бумагой и эстампами.

История почтовой открытки, которая издавалась массовым тиражом, продавалась и рассылалась по почте, началась в XIX в. Первые случаи отправки по почте открыток, сначала самодельных, а потом размноженных типографским способом, относятся к 1840-м годам. По одной из версий первая печатная открытка была сделана по заказу Генри Коула, первого директора музея Виктории и Альберта в Лондоне. Он в 1840 г. заказал 1000 открыток, на которых была изображена большая семья за праздничным столом, с надписью: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!».

Ключевой вехой в истории открытки стали 60–70-е гг. XIX в., когда почти одновременно в Старом и Новом свете появилось почтовое открытое письмо. Приоритет идеи почтовой карточки оспаривается Германией и Австрией. В 1869 г. в Германии и в Австрии были сделаны предложения по созданию «почтовых листков» или «почтовых карточек». Впервые идея была публично озвучена генеральным директором почты Северогерманского союза Генрихом фон Стефаном 30 ноября 1865 г. на 5-й конференции Германского почтового союза. Однако этот проект был отклонён из-за «неприличной формы пересылки сообщений на открытом почтовом листе». Спустя три года Прусскому почтовому управлению был представлен ещё один подобный проект бланков «универсальной корреспонденцкарты», авторами которого были книготорговцы Фридляйн и Пардубиц. Они предлагали на одной стороне почтовой карточки оставлять место для адреса, а на другой печатать около 30 готовых фраз, в том числе, например, такие: «Удостоверяется получение последнего письма», «Отправитель благополучно прибыл», «Поздравляем с наступившим радостным событием», «Свидетельствуем сердечное участие по поводу печального случая» и др. Отправителю, по их замыслу, достаточно было отметить нужную фразу из их готового набора. При всей кажущейся нелепости, предложение Фридляйна и Пардубица содержало рациональное зерно: превращение почтовой карточки в печатное произведение позволило бы отправлять её по более низкому (по сравнению со стандартным почтовым) бандерольному тарифу.

Предложение фон Стефана и проект Фридляйна и Пардубица были отвергнуты. Успешной оказалась аналогичная попытка в Австрии. 26 января 1869 г. венская газета «Нойе Фрайе Прессе» опубликовала предложение профессора экономики Высшей технической школы Вены Эммануила Германа «О новом роде корреспонденции». Главным преимуществом почтовой карточки (именовавшейся им «почтовой телеграммой») он видел дешевизну по сравнению с обычным письмом и краткость. Герман ограничил максимальную длину послания 20 словами. Австрийское почтовое ведомство приняло смелую идею, но подсчитало, что наём специальных чиновников для проверки количества слов нецелесообразен, вполне достаточно естественного ограничения – площади поверхности карточки, предназначенной для сообщения. В итоге почтовая карточка была выпущена и уже с 1 октября того же года поступила в продажу на городском почтамте Вены под названием «корреспондентская карточка». Позднее, на праздновании 30-летия почтовой карточки в 1899 г., Э. Герман объяснял успешность своего предложения: «Я должен был бы гордиться таким великим противником как Стефан, но не могу не заметить, что если бы он действительно был изобретателем, то его изобретение значило бы не более мертворождённого ребёнка, потому что именно то, что я считаю самым важным в открытом письме – это не письмо само по себе, а стоимость его. Эти два крейцера составляют всю экономическую стоимость моего изобретения… Этого Стефан не понял». В 1869 г. были распроданы 3 млн. экземпляров «карточек Германа».

Важнейшую роль сыграли войны, служившие стимулом к интенсивной переписке. Во время Гражданской войны в США 1861–1865 гг. были попытки создания почтовых карточек и появились «патриотические обложки» для писем (конверты). Во время Франко-прусской войны (1870–1871) появилась тенденция разрисовывать неиллюстрированные почтовые карточки, таким образом, солдаты пытались хоть как-то скрасить тяжелые монотонные будни войны. Идея была поддержана предпринимателями. 16 июля 1870 г. в день объявления мобилизации германских войск немецкий книготорговец Шварц выпустил первую художественную открытку с виньеткой на адресной стороне – артиллерист с пушкой. Несколькими месяцами позже другой предприимчивый книготорговец Леон Бернар заказал партию открыток с патриотической иллюстрацией. Уже к 1875 г. в странах, членах Всемирного почтового союза, было послано 231,5 млн. открытых писем. На Всемирном почтовом конгрессе в Париже в 1878 г. принят международный стандарт размеров почтовой открытки: 9×14 см. В 1925 г., он был изменен: 10,5×14,8 см.

В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии, и в страну попадали благодаря купцам, которые скупали цветные изображения и на них наносили надписи на русском языке. Часто такая картинка выполняла и рекламную функцию, то есть сопровождала изысканный товар, напоминая о его создателе.

Первые собственные почтовые карточки появились в 1872 г., они не были иллюстрированными и выпускались в трех цветах: черный, коричневый и зеленый. Открытки черного цвета, в зависимости от наклеенных марок, могли служить как для внутригородских, так и для иногородних отправлений. Открытки на коричневой бумаге предназначались только для внутригородских, а на зеленой – только для иногородних отправлений.

Пересылка по почте открытых писем на бланках частного изготовления была разрешена распоряжением министра внутренних дел от 19 октября 1894 г. Этот момент можно считать началом истории иллюстрированной открытки в России. Изначально оборотная сторона карточки предназначалась исключительно для адреса (специального места для письма не предусматривалось). Главным управлением почты и телеграфов 16 февраля 1904 г. был установлен новый порядок. Адресную сторону открытого письма было решено разделить вертикальной линией на две части. Левая предназначалась для письменного сообщения, правая – для адреса, марки и почтовых отметок.

Период с 1900 по 1920-е годы исследователи называют «золотым веком» открытки. В России эта эпоха ярко представлена деятельностью Общины Святой Евгении (Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны), которая с 1898 по 1917 гг. выпустила около шести с половиной тысяч открыток. Первая серия из 10-ти поздравительных открыток к Рождеству появилась в 1898 г. Сюжеты к ним создавали по рисункам известных петербургских художников: А. Бенуа, В. Васнецова, К. Маковского, И. Репина, К. Сомова и других. Эти открытки стоили дорого и приравнивались чуть ли не к произведениям искусства. Через некоторое время Община Св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России.

В дореволюционной России больше всего производилось видовых открыток, популярность которых обеспечивалась с одной стороны потоками миграции населения в эпоху становления промышленного производства, с другой стороны – распространявшимися практиками туристических и экскурсионных поездок, краеведческим бумом. Хорошо покупались театральные открытки. Крупным издателем театральных открыток была фирма «Ришар». Известны также и предреволюционные агитационные открытки – первоначально рисованные от руки, самодельные; издавались сатирические открытки на социальные темы. На рубеже веков появляется тип репродукционный открытки. Дореволюционные российские открытки ничем не уступали зарубежным, а иногда и превосходили их. Для оформления поздравлений использовали самые неожиданные материалы: птичьи перья, засушенные цветы, бисер, бархат, шелк.

С началом Первой Мировой войны сюжеты, изображающиеся на открытках, стали в большей степени агитационными. Изображались картины подвигов, карикатуры на противника и различные сцены с призывом пожертвовать на нужды фронта и т. д. В эти годы вся издательская деятельность перешла под государственный контроль.

Первая советская почтовая карточка была утверждена Наркомом почт и телеграфов РСФСР 2 июля 1918 г. Иллюстрация на открытке превратилась в плакат, призыв, листовку, на месте, принадлежащем для сообщения, помещали революционные песни или лозунги, а переписка сводилась к минимуму. 1920-е годы, особенно период НЭПа, связаны с попытками возрождения дореволюционных традиций открытых писем – стали издавать благотворительные и рекламные открытки, вновь появились частные издательства. С 1924 г. Госиздат стал выпускать открытки с репродукциями и иллюстрациями, на оборотной стороне которых помещался комментарий, объясняющий произведение с классовых позиций. После смерти В. И. Ленина в 1924 г. были изданы первые серии «Ленинских открыток» – отдельные открытки и наборы открыток ленинской тематики издавались на протяжении всего советского времени. Со второй по второй половины 1920-х к выпуску открыток приступили музеи. Выполнялись открытки на индустриальную и сельскохозяйственную тематику, посвященные Красной Армии и Флоту, комсомолу, создавались открытки на темы политической сатиры, видовые и детские.

Великая Отечественная война знаменует собой новый этап в истории советской открытки. Издавались работы лучших советских художников, предназначенные для открыток – «фронтовых писем». На открытке помещали карикатуры, плакаты, боевые песни, документальные фотоколлажи. Полиграфическое качество нередко оставляло желать лучшего, при этом темы волновали каждого. За 900 дней блокады Ленинграда было издано свыше восьмисот сюжетных открыток, из них почти четыреста посвящены героической обороне Ленинграда.

Довольно быстро был налажен выпуск широчайшего ассортимента открыток, и неважно, что качество печати и яркость красок выпускавшихся миллионными тиражами советских открыток уступали дореволюционным и заграничным, зато эти недостатки полностью компенсировались оригинальными сюжетами и высоким профессионализмом художников. Почтовая открытка в СССР стала мощным идеологическим оружием, средством массовой пропаганды. Став основным носителем для почтовых сообщений, она соединила идеологическое и личное, официальное и наивное, публичное и частное. Поздравление с помощью открытки стало обязательным атрибутом советской этической нормы.

Массовый выпуск советских новогодних открыток начался в 50-х годах. На них в основном изображались башни Кремля, счастливые мамы с детьми, потом к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. 60–80-е гг. ХХ в. историки открытки называют периодом «замерзания», хотя интенсивность переписки с помощью открыток в это время достигает максимума. В это время распространены репродукционные открытки, монографические наборы открыток – о памятных местах, биографиях исторических личностей и деятелей искусства, иллюстраций к литературным произведениям. Репродукции печатаются цветной автотипией, позднее офсетом, хотя на периферии довольно долго используют фотокопирование. С начала 1960-х. гг. в репродукционной открытке основное место занимает классическая живопись, а такой тип открытки постепенно теряет значение почтового отправления, превращаясь в составную часть открыточных наборов – их коллекционируют, хранят, дарят, но редко отправляют по почте. Большими тиражами выпускается агитационная открытка плакатного типа – к революционным праздникам, памятным датам. Она постепенно вытесняет хроникально-документальную открытку. В 1975 г. было создано новое специализированное издательство «Плакат». Большое место в его продукции занимают агитационно-массовые открытки, объединённые в тематические комплекты и серии, посвящённые историко-революционным местам, памятникам боевой славы, мемориальным комплексам и музеям.

В 1990-е годы облик открыток изменился. Этот период иногда называют возрождением открытки, и это можно понимать буквально – возвращение к дореволюционным традициям. Вместе с упразднением идеологического контроля уходит агитационная открытка и расцветает ретро-стиль – воспроизведение старинных открыток или стилизации под старину. Современная возможность оцифровки старых открыток стимулирует этот процесс. Возвращение массового празднования религиозных праздников связано с созданием новых Рождественских и Пасхальных открыток. Вместе с тем почтовая связь с помощью открытки все больше вытесняется электронной перепиской и мобильной связью. Открытка же получает прочный статус подарочного предмета. Распространяются открытки с готовыми надписями, печально демонстрирующие угасание культуры индивидуального поздравительного послания, но в то же время набирают силу авторские открытки, составляющие альтернативу массовой продукции.

Единых принципов классификации советской открытки нет. Они делятся на группы в зависимости от различных факторов:

1.1. Маркированные – открытки с типографским изображением почтовой марки.

1.2. Немаркированные – открытки, на которых отсутствует типографское изображение почтовой марки.

2.1. Открытки, предназначенные для отправки в конверте.

2.2. Открытки, предназначенные для отправки без конверта.

3.1. Массовые

3.2. Авторские (оригинальные)

4.1. Цветные

4.2. Черно-белые

5.1. Распашные (раскрывающиеся)

5.2. Нераспашные

6.1. Иллюстративные

6.2. Репродукционные

6.3. Фотографические

В коллекции Н. И. Селивановой, отложившейся в фондах Музея истории Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, выявлено 98 почтовых открыток. По своей тематике они разделены на следующие группы:

Новогодние (7 шт.)

День Советской Армии (16 шт.)

8 марта (18 шт.)

1 мая (3 шт.)

День Победы (33 шт.)

Ко дню Великой Октябрьской социалистической революции (8 шт.)

Краеведческие (5 шт.)

Поздравительные нетематические (8 шт.)

Наиболее ранняя открытка: до 1961 г. (МИ КФУ 1279/66).

Наименьший тираж: 0,04 млн. (МИ КФУ 1279/9).

Наибольший тираж: 23 млн. (МИ КФУ 1279/42).

Литература

Арлазоров М. Вам письмо! Из истории мировой почты. М., 1966.

Белицкий Я. М., Глезер Г. Н. Рассказы об открытках. М., 1986.

Белицкий Я. М. О чем поведала открытка. М. 1978.

Боровков А. И. Заметки о русском авангарде (книги, открытки, графика). М., 2007.

Вигилев А. Н. История отечественной почты. М., 1990.

Голанов Е. И. Открытое письмо и открытка // Русская речь. 1991, № 3.

Забочень М. С. Смещение даты столетия. Первые выпуски иллюстрированной открытки // Филателия. 1995. № 7.

Золотоносов М. Гербарий праздников советских: Семиотика поздравительной открытки конца 1950-х – начала 1960-х годов // Новый мир искусства. 1998, № 1.

Орлов В. Открытые письма // Филателия СССР. 1969, № 5.

Тагрин Н. С. Мир в открытке. М., 1978.

Файнштейн Э. Б. В мире открытки. М. 1976.

Чапкина М. Я. Художественная открытка М. 1993.

При подготовке использованы материалы следующих интернет-ресурсов:

Краткая история почтовой открытки / Каталог почтовых открыток СССР открытки, открытые письма, почтовые карточки:
http://izogiz.ru/statiya/istoriya_otkrytki

Краткая история почтовой открытки / Петергоф: государственный музей-заповедник:
http://old.peterhofmuseum.ru/page.php?id=290

Советские открытки как отражение истории страны: https://zen.yandex.ru/media/reportaji_ussr/sovetskie-otkrytki-kak-otrajenie-istorii-strany-5e32b6407870732c40558a12

«Открытое письмо» — виртуальная выставка из фондов МБУК «ЕРХКМ» / Ефремовский районный художественно-краеведческий музей:
http://erhk-museum.tls.muzkult.ru/pismo

Открытка. Открытая карточка:
http://hotpaper.com.ua/articles/article-6/

История почтовой открытки:
https://www.monetnik.ru/obuchenie/filateliya/pochtovye-otkrytki/

Открытки времён Великой Отечественной Войны
http://bibliotekaaf.tilda.ws/otkritki_vov