Доходный дом К. Ф. Шлее, гимназия В. А. Станишевской
Объект культурного наследия регионального значения: памятник градостроительства и архитектуры «Здание частной женской гимназии В. А. Станишевской, начало ХХ в.». Адрес: г. Симферополь, ул. Ленина, 17 / ул. Пролетарская, 2, литера «А». Ранее – ул. Лазаревская / ул. Губернаторская.
Здание является одним из самых крупных и представительных начала XX в. в г. Симферополе. Расположено на высоком левом берегу реки Салгир, активно участвовало в формировании панорамы юго-восточной части города в начале XX в. Строительство здания стало отправной точкой крупномасштабной застройки улицы Лазаревской (в настоящее время – ул. Ленина). Сложное в плане трехэтажное угловое здание с симметричными фасадами, эклектичное по архитектуре, с применением элементов классицизма выполнено из известняка с деталями из резного камня. Главный вход выделен в угловой части и ведет в вестибюль. Первый этаж оформлен с применением рустики. План здания отвечает функциональному назначению. Характерна коридорная система с размещением по обеим сторонам небольших комнат. Интерьеры не имеют выразительного живописного и декоративного убранства, для классных комнат характерны простота оформления и лаконичность. Памятник архитектуры и градостроительства. Располагается напротив бывшего дома губернатора.
Участок под будущим зданием принадлежал семье Станишевских. Его получил Александр Бонифатьевич, уроженец Каменец-Подольской губернии, офицер, оборонявший Севастополь в Крымскую войну. После его смерти участок перешёл в собственность сына Александра, работавшего в канцелярии Таврического дворянского собрания, затем достался его дочерям Валентине и Эмилии. В 1905 г. участок приобрел купец и депутат Евпаторийского земства Константин Фердинандович Шлее. Участок примыкал к его родительскому дому (ул. Пролетарская, 2; в настоящее время дом надстроен). Новый земельный участок располагался в престижной и оживлённой части города, на пересечении улиц Губернаторской и Лазаревской, напротив Городского сада, служившего местом культурных мероприятий и центром общественной жизни.
Семья купца второй гильдии Фердинанда Матеуса Эрнеста Шлее (1841–1904 гг., в России – Фердинанд Матвеевич) вместе с девятью братьями и сестрами переселилась в Крым из Германии в начале XIX в. Ф. М. Шлее был дважды женат. От первого брака с фрау Анной Шнайдер у него было семеро детей, в том числе старший сын Константин, который управлял имением в Чеботарке после смерти отца в 1904 г. Вторым браком Ф. М. Шлее был женат на Н. И. Зайцевской, происходившей из рода купцов Кашиных. От второго брака у Ф. М. Шлее было шестеро детей. Во второй половине XIX – начале XX в. представители большой немецкой семьи Шлее уже занимали видное положение в Крыму. С 1872 по 1918 гг. члены семьи неизменно избирались в симферопольскую Городскую думу. Фердинанд Матвеевич, а затем и его младший брат Александр состояли гласными Симферопольского земства, в состав которого входили города Симферополь, Бахчисарай, Карасубазар и прилегающие к ним территории. Гласными Евпаторийского земства были избраны Фердинанд Шлее и его старший сын Константин. Ф. М. Шлее с 1885 по 1904 гг. являлся гласным Таврического губернского земского собрания. Основным источником дохода в семьи Шлее служила сельскохозяйственная деятельность в загородных имениях. В юности Ф. М. Шлее учился в сельскохозяйственной школе Фейна, основанной в имении «Аскания-Нова», изучил там основы земледелия и животноводства, получил навыки руководства аграрным хозяйством. Впоследствии он создал образцовые сельскохозяйственные предприятия. По реестру недвижимости Фердинанд Шлее имел две экономии – Чонгары в восьми верстах от Симферополя (ныне с. Красное Симферопольского р-на) и Чеботары или Шлее (село Чеботарка Сакского р-на). Ещё при жизни отца Константин владел долей его имения Чеботары – вероятно, Фердинанд Матвеевич передал старшему сыну часть этого поместья в качестве наследства матери. Благодаря усердному труду, на землях поместья возник цветущий оазис. Так как большинство мужчин, представителей семьи, состояли на службе в Крымском конном полку, они в 1920 г. вынуждены были эмигрировать за пределы советской России (Турция, Германия, США и ряд др. стран, где потомки проживают до настоящего момента). Судьба Константина Шлее трагична. После революционных событий жизнь К. Ф. Шлее резко изменилась. Во время Гражданской войны погибла его дочь Надежда: застрелена революционно настроенными мародёрами. В начале 1921 г. расстреляли сына Дмитрия. Лишённый новой властью землевладений и домов, К. Ф. Шлее жил в Симферополе в низком флигеле по ул. К. Либкнехта, 13. Он содержал парализованную сестру и растил двух внуков: детей погибшей Надежды. После всего пережитого был болен и почти полностью ослеп. В декабре 1930 г. арестован. Основанием служило использование в прошлом наёмного труда для обработки земель в Евпаторийском уезде и нетрудовые доходы от сдачи домов в аренду, официально – «выступал против хлебозаготовок, коллективизации, сеял эмиграционные настроения» (статья: 58-10, 59-12, 107 УК РСФСР). В ноябре 1931 г. тройкой ПП ОГПУ Крыма выслан в отдаленные районы страны, трагически погиб в пути следования к месту отбывания наказания, место захоронения неизвестно. Реабилитирован 4 ноября 1989 г. прокуратурой Крымской области.
В ходе строительства в здании произошёл пожар, после чего техническая комиссия под председательском городского архитектора Б. А. Зайончковского предложила до основания разобрать один из корпусов. Открытие здание из-за этого задержалось на месяц и состоялось 27 сентября 1907 г. Правое крыло с отдельным входом по улице Губернаторской сдавалась Таврическому губернскому акцизному управлению, левое – использовалось как арендное жильё. С 1908 г. два этажа здания использовались женской гимназией Валентины Александровны Станишевской, которая размещалась здесь вплоть до 1920 г. На третьем этаже разместилась семья К. Ф. Шлее.
Учебное заведение для девочек В. А. Станишевской и её сестры Эмилии было открыто в 1870 г. Находившаяся в небольшом здании на улице Жуковского элементарная школа, в которой в течение года обучали грамоте, быстро завоевала популярность. Прием в школу осуществлялся без учета вероисповедания и сословной принадлежности. К 1905 г. учебное заведение переехало в здание на улице Греческой (ныне – Одесская, 4), принадлежавшее председателю попечительского совета по благоустройству Симеиза, в годы Первой Мировой войны – сестре милосердия местного госпиталя Надежде Измайловне Шлее. На базе грамматической элементарной школы появилась четырёхклассная, через год – пятиклассная прогимназия. К этому моменту воспитанниц числились: 62, из них «православного вероисповедания – 26, римско-католического – 2, лютеранского – 15, иудейского – 16 и др., дочери дворян и чиновников – 9, духовного звания – 1, мещан, купцов, ремесленников – 30, крестьян – 22». В 1907 г. заведовать прогимназией осталась Э. А. Станишевская, а её сестра, до этого заведовавшая воскресной школой Симферопольского благотворительного общества, стала учредителем полной восьмиклассной женской гимназии. На улицу Лазаревскую гимназия перебралась в 1908 г.
Председатель педагогического совета гимназии Х. А. Монастырлы в докладе попечителю Одесского учебного округа от 3 ноября 1908 г. писал: «Гимназия госпожи Станишевской с начала текущего 1908–1909 учебного года перешла в частное новое, вполне приспособленное под школьное помещение здание, во всех отношениях удовлетворяющее современным требованиям». В протоколе педагогического совета от 15 октября 1908 г. отмечено, что здание построено по плану, составленному специально для нужд гимназии. В мае 1908 г. городская управа выдала К. Ф. Шлее разрешение на строительство одноэтажной пристройки к дому, строительные работы близились к завершению. Аренда помещения обходилась гимназии ежегодно в 4500 рублей. При этом гимназия умело извлекала доход из арендуемого помещения и сдавала залы Женскому клубу и музыкальному кружку для проведения литературных и музыкальных вечеров.
Гимназия стала одним из лучших учебных заведений полуострова. В 1909 г. открылся дополнительный 8-й класс, где девушки обучались профессиям домашней учительницы и домашней наставницы. В 1913 г. в учебном заведении значилось 346 гимназисток, обучение было платным. В. А. Станишевская являлась заведующей-учредительницей и председателем педагогического совета гимназии, который состоял из 19 членов. Учебное заведение считалось самым престижным среди частных симферопольских гимназий, которых в городе в тот момент было четыре. При гимназии был учрежден попечительский совет, состоящий из 11 членов, среди которых был и К. Ф. Шлее. Кроме обязательных предметов (Закон Божий, русский язык, арифметика, география, история, физика, чистописание, рукоделие, гимнастика) за отдельную плату преподавали французский и немецкий языки, рисование, пение, музыку и танцы. В гимназии трудились известные педагоги. Уроки истории вёл воспитанник Киевской духовной академии, кандидат Богословия П. С. Грушинский. П. И. Крестианополь, окончивший педагогические курсы при Академии художеств в Петербурге, учил гимназисток рисованию и чистописанию. Кандидат Богословия К. А. Тренёв, получивший образование в Петербургской духовной академии, вёл уроки русского языка и словесности. Учителем словесности и педагогики был выпускник Варшавского университета А. И. Маркевич – крымовед, автор фундаментального каталога-указателя краеведческой литературы по Крыму, ряда очерков по истории Симферополя, Бахчисарая и других городов, впоследствии профессор Таврического университета, председатель Таврической ученой архивной комиссии.
П. И. Новицкий о последних годах жизни В. А. Станишевской:
«Вокруг ней было столько света и сердечной теплоты, а теперь – темнота и холод. Многие её знали как «начальницу гимназии» и не разглядели в своей слепоте, что она была самым замечательным и светлым человеком в местной учительской среде. Валентина Александровна воистину сгорела на своём посту. Сколько любви и нервов отдала она своей школе, основанной ею «гимназией Станишевской», как заботливо она обставляла её, украшала и лелеяла. Но гражданская война всё это разметала. Белогвардейский сапог растоптал её надежды. Правительство Врангеля отняло у неё лучшее в городе школьное здание, разрушило лучшие в Крыму учебные коллекции, лабораторию, кабинеты и библиотеку. Я не знаю человека, более преданного делу учительства, чем она. Вышедшая по традициям и воспитанию из старой школы, она всем своим существом рвалась навстречу новой свободной школе. Постоянная участница всех педагогических экскурсий, съездов, конференций, она жадно ловила каждое живое слово, с благородной страстью бросалась на каждую новую книга. Больная и измученная, с трудом передвигающаяся (она три года болела разлитием жёлчи в печени), она приходила на все заседания последней школьной конференции и старательно записывала привлёкшие её внимание мысли докладов. За несколько дней до смерти она присылала ко мне за указаниями новейшей педагогической литературы (П. И. Новицкий работал в Наркомате просвещения Крымской АССР) и просила купить ей книги Дьюи (Джон Дьюи – американский педагог). Когда я послал ей несколько книг, она уже не могла их читать, но вся светилась перед смертью от радости. С перерывами она была прикована к постели три года. Но работала она не только в перерывы. И в постели она беспрерывно давала уроки. Вокруг поставили столы, пишущие и читающие дети, книги, тетради и цветы. Никакие уговоры не могли убедить её не заниматься с детьми. После уроков она впадала в беспамятство. О её сердце расскажут многие сотни ей учениц. При гимназии был пансион. Там часто в течение нескольких лет бесплатно жили многие девочки. Отказывая себе в пище, она кормила голодных, покинутых или оторвавшихся от родных детей. Она голодала три года, содержа целый пансион, она не имела денег себе на чашку молока, которое нужно было ей как спасение. Близкие друзья знают, какой это был ужас! При Врангеле её пансион был опальным местом, революционным гнездом. Воспитанницы её гимназии образовали целую прекрасную группу подпольного комсомола. Её любимую ученицу военно-полевой белый суд бросил в тюрьму на несколько лет. Как горело тогда сердце В. А.! Никто не знает, как она кормила в тюрьме в продолжение месяца юных коммунистов. Никто не знает, как она спасала от голодной смерти всеми брошенных детей, как она ставила их на ноги. Никто не знает, как последние дни перед последней болезнью, она, полуголодная, носила обеды одной больной и голодной девочке. Никто не знает, как часто она голодала и как нуждалась во всём. Валентина Александровна спасла многим жизнь и душу. В момент самого страшного белого террора, когда телеграфные столбы были украшены трупами повешенных, она дала у себя приют коммунистам и допускала у себя собрания подпольщиков. По своему миросозерцанию и религиозным взглядам она была далека от нас, но по делам своим она была человеком нового будущего общества. Такие люди редки. Их трогательная скромность, их самоотверженность, подвижническое служение будущим поколениям, богатство света и теплоты, излучаемые их сердцем, не могут быть забыты. Вокруг ней было столько света!»
Красный Крым, 26 октября 1922 г.
Гимназия располагалась в доме Шлее всего 12 лет: с 1908 по 1920 г. Лишь первые шесть лет прошли в атмосфере мирного времени и стабильности. 3 сентября 1920 г. были выданы последние свидетельства об окончании гимназии В. А. Станишевской. После установления советской власти здание было национализировано, помещения гимназии заняла объединённая советская школа. В 1918 г. часть здания была передана Таврическому университету. С 1925 г. здание стало главным корпусом Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе и до 1941 г. являлось основным учебным корпусом, где размещались историко-филологический факультет, частично – физико-математический факультет и общевузовские кафедры – марксизма-ленинизма, педагогики, психологии, а также дирекция, библиотека и общественные организации. По сведениям 1927 г. площадь здания составляла 2199 кв. м (без учёта коридоров и кухонь). Из них 1741 кв. м занимал пединститут. Часть дома (458 кв. м) использовалась как жилой фонд. Одновременно (с 1925 г.) в здании функционировал Крымский научно-исследовательский институт.
Согласно «Отчету об обследовании Крымского университета 11–13 апреля 1924 г.», выявленному в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ. Ф.1565. Оп. 3. Д. 347. Л. 118–120 об.), в здании, «большей своей частью отведенном под административные органы Университета, расположены кабинеты анатомии и физиологии растений, систематики и географии растений. В распоряжении указанных кабинетов имелось элементарное оборудование, в том числе восемь микроскопов, довольно богатая коллекция по систематике».
Кабинет педагогики
Существовал с осени 1923 г., создан для самостоятельных занятий студентов (выполнение лабораторных заданий, докладов и рефератов, подготовка к зачетам), а также для семинарских занятий. Функционировал в течение трех часов в день (с 17..00 до 20.00), обслуживался библиотекарем и дежурными студентами. Библиотека Кабинета насчитывала около пяти тысяч томов. С момента возникновения она систематически пополнялась новыми изданиями по педагогике на средства (20–25 рублей в месяц), выделяемые из общей суммы, отпускаемой на учебно-вспомогательные учреждения вуза. В состав библиотеки также были частично включены издания из собрания бывшей Таврической духовной семинарии. Приобретались комплекты журналов педагогического направления – «Свободное воспитание», «Вестник воспитания», «Русская школа» и др. Кабинет располагал подборкой наглядных пособий и материалов – схем, таблиц, диаграмм по состоянию и организации дела народного образования в Крыму и СССР. Значительная часть из них была подготовлена студентами на основе собранного ими материала. Заведовал Кабинетом профессор Н. К. Бауман (по данным 1928 г.).
Бауман Николай Ксаверьевич (1884–?) родился в феврале 1884 г. в Самаре в семье служащего Министерства императорского двора и уделов. В 1894 г. окончил начальную сельскую школу, в 1902 г. самарскую гимназию. С 1902 по 1907 гг. обучался на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института, однако выбыл с последнего курса. В 1907–1911 гг. обучался на историко-филологическом факультете Казанского университета. Трудовую деятельность начал в 1912 г. преподавателем русского языка, литературы и математики в Томском среднем политехникуме, который покинул в 1917 г. В это же время работал преподавателем на томских общественных курсах для рабочих и служащих. С 1917 по 1919 гг. заведовал смешанной гимназией повышенного типа г. Колывани Томской губернии. После установления советской власти в Сибири в 1920 г. являлся старшим инструктором губернского Отдела народного образования. В 1921 г. был назначен ректором Омского института народного образования. В 1922 г. заведовал педагогическим отделом Сибирского комитета профессионально-технического образования Отдела народного образования. С 1922 по 1924 гг. являлся заведующим культотделом Сибирского бюро центрального комитета Союза горнорабочих. В 1924 г. вновь перешел на работу в Сибирский Отдел народного образования на должность заведующего Комитетом профессионально-технического образования. Одновременно являлся научным секретарем Краевого методического совета. Осенью 1925 г. переехал на Северный Кавказ, где работал в должности ученого секретаря Краевого методического совета, затем Терского окружного методического совета, а впоследствии стал заведующим учебной частью Новочеркасского педагогического техникума. В январе 1928 г. был избран по конкурсу на должность профессора Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе. С 1928 по 1933 гг. являлся заведующим кафедрой педагогики. Возглавлял кабинет педагогики, созданный при кафедре для самостоятельных занятий студентов. В 1930 г. Н. К. Бауман был назначен директором пединститута. В 1933 г. премирован за долголетнюю педагогическую деятельность в Крымском пединституте и активную работу в Народном комиссариате просвещения Крымской АССР по учебно-методическому сектору. Н. К. Бауман вел активную общественную деятельность. С 1920 г. являлся членом Союза работников просвещения, а с мая 1933 г. – Крымской секции научных работников. Принимал активное участие в работе Крымского отделения ВАРНИТСО, вступив в его ряды в 1928 г. Входил в комиссию по химизации и президиум Ассоциации. В 1933 г. был исключен из организации. Продолжил работу в Московском городском педагогическом институте им. В. П. Потёмкина в должности доцента. Там же 10 августа 1942 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу об использовании педагогического наследства И. Гербарта в работе советской школы». За успешную работу по подготовке кадров народного образования Министром просвещения РСФСР был награжден значком «Отличник народного просвещения». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1954 года за долголетнюю и безупречную был награжден орденом «Знак Почета».
Педалогический Кабинет
Открыт в 1923 г., размещался в трех помещениях общей площадью 132 кв. м. В состав Кабинета входили: физиологическая лаборатория, педометрический кабинет и анатомический музей. Кабинет являлся научно-вспомогательным учреждением, оборудованным для осуществления педоалогических обследований как практического и научного характера. Физиологическая лаборатория была оборудована необходимыми приборами для проведения демонстрационного курса по физиологии человека. Педометрический кабинет располагал несколькими комплектами полного набора антропометрического инструментария, пособиями для индивидуального и коллективного психологического обследования. В Анатомическом музее имени профессора Р. И, Гельвига, оставшемся после ликвидации медицинского факультета, были представлены препараты и оборудование по анатомии человека. В Кабинете имелась библиотека, содержащая 245 томов и 193 стенных анатомических таблиц. Педалогический Кабинет обслуживал первый и второй курсы всех четырех отделений Института. Кроме того, Кабинетом могли пользоваться ученики старших классов школ Симферополя с педагогическим уклоном. Заведующий кабинетом – доцент В. М. Белоус (по данным 1928 г.).
Белоус Вячеслав Михайлович (1890–?) родился 15 августа 1890 г. Окончил медицинский факультет Харьковского университета. Основные этапы трудовой деятельности: научный сотрудник медицинского факультета Крымского университета им. М. В. Фрунзе, возглавлял крымскую областную психоневрологическую школу; с 1929 г. – профессор кафедры педалогии Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе, позже – заведующий кафедрой психологии.
Кабинет экспериментальной психологии
Основан в конце 1920 г., занимал одно помещение площадью 48 кв. м. Коллекция оборудования насчитывала в 1928 г. 122 единицы, среди которых значились тахистоскоп, эстезиометры волосяной и Вебера (Спирмана), трубка Гальтона, камертоны, стереоскопы, два набора игр Фохнера, вариатор тяжести Галуса-Руппа, кинематометр, эргограф, прибор Геринга с падающими бусами, прибор Руппа с разноцветными нитями, линейка Вундта, компликационный аппарат, мнемометр, пневмограф, сфигмограф, барабанчик Марея, хроноскоп Нечаева, динамоскоп Корнилова, кимограф и др. За Кабинетом было закреплено 180 отдельных таблиц, чертежей, диаграмм, снимков и пр. Библиотека Кабинета состояла из 148 томов. В Кабинете читались лекции, сопровождающиеся демонстрациями и психологическими экспериментами. Заведовал Кабинетом профессор П. Э. Лейхфельд (по данным 1928 г.).
Лейхфельд Павел Эмильевич (1859–1930) родился 13(25) ноября 1859 г. в с. Павловка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. В 1878 г. окончил Вторую Харьковскую гимназию, в 1883 г. – историко-филологический факультет Харьковского университета, получив степень кандидата философии, оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1891 г. защитил магистерскую диссертацию «Различные направления в логике и основные задачи этой науки», утвержден в степени магистра философии. В 1897 г. защитил докторскую диссертацию «Логическое учение об индукции в главнейшие исторические моменты его разработки». Основные этапы трудовой деятельности: с 1886 г. – приват-доцент, с 1893 г. – экстраординарный профессор, 1899–1912 гг. – ординарный профессор, 1913–1918 гг. – заслуженный ординарный профессор кафедры философии Харьковского университета, преподаватель логики и философии на Высших женских курсах в Харькове; с 1918 г. – профессор историко-филологического факультета Таврического университета; с 1921 г. – профессор факультета общественных наук Крымского университета им. М. В. Фрунзе, в 1921–1922 гг. – читал на медицинском факультете университета курсы лекций по экспериментальной психологии; с 1925 г. – профессор, заведующий кафедрой психологии Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе. Общественная деятельность: участник Международного съезда по психологии (Мюнхен, Германия, 1896), Второго Международного философского съезда (Женева, Швейцария, 1904), Третьего Международного философского съезда (Гейдельберг, Германия, 1908), Шестого Международного психологического съезда (Женева, Швейцария, 1909); член Религиозно-философского общества (г. Симферополь). Награды, почетные звания: Золотая медаль за сочинение «Логические учения Герберта Спенсера» (1881).
Ботанический Кабинет
Ботанический Кабинет объединял лаборатории физиологии растений и микробиологии; систематики и морфологии растений. Первая из них основана академиком В. И. Палладиным в 1918 г., проработавшим в ней в течение трех лет. Затем в ней трудились профессора В. К. Залесский (1921 г.), А. В. Рейнгард (1923–1924 гг.). Лаборатория морфологии и систематики основана профессором Н. И. Кузнецовым в 1918 г. С 1921 по 1926 г. в ней работали профессор Е. В. Вульф и доцент С. А. Дзевановский. Кабинет занимал десять комнат: профессорская, лаборатория специальная, лаборатория для студентов, две ассистентские, гербарная, «комната с вытяжным шкафом и темным помещением», аудитория (общая площадь – З12 кв. м). Кабинет оборудован с учетом преподаваемых дисциплинам (физиология, анатомия, микробиология, морфология и систематика растений). Библиотека Кабинета в 1928 г. насчитывала 5458 экземпляров. Выписывался ряд научных изданий: «Botanisches Zentralblatt», «Berichte d. deutschen bot. gesellschaft. Bacteriologisches Zentralblatt», «Научно-агрономический журнал». Кабинет использовался для проведения практических занятий, семинаров, подготовки лабораторных и дипломных работ по следующим дисциплинам: физиология растений, анатомия, микробиология, растениеводство, систематика и морфология. В 1928 г. персонал Кабинета состоял из профессора В. П. Малеева, доцента С. М. Манской (заведующая кабинетом); старшего ассистента Т. П. Зиновьевой; младшего ассистента Т. С. Цыриной; приват-доцента Е. М. Поповой.
Палладин Владимир Иванович (1885–1922) родился 23 июля 1885 г. в г. Москве. В 1883 г. окончил Московский университет, оставлен при кафедре ботаники для подготовки к профессорскому званию. В 1887 г. защитил магистерскую диссертацию «Значение кислорода для растений». В 1889 г. защитил докторскую диссертацию «Влияние кислорода на распадение белковых веществ в растениях». В 1907 г. присуждена степень доктора медицины без защиты диссертации Упсальским университетом (Швеция). Основные этапы трудовой деятельности: 1886 г. – преподаватель, с 1887 г. – профессор ботаники в Институте сельского хозяйства и лесоводства (г. Новая Александрия); с 1889 г. – профессор анатомии и физиологии растений Харьковского университета; с 1897 г. – заведующий кафедрой анатомии и физиологии растений Варшавского университета, директор помологического сада, читал лекции в Варшавском политехническом институте; с 1901 г. – заведующий кафедрой физиологии растений Петербургского университета; с 1918 г. – профессор анатомии и физиологии растений Таврического университета, в 1919–1921 гг. – заведующий кафедрой ботаники; 1920 г. – директор Никитского ботанического сада; с 1921 г. – директор Ботанической лаборатории Академии наук (г. Петроград). Общественная деятельность: член-корреспондент (1905), академик (1914) Петербургской академии наук. Награды, почетные звания: Золотая медаль за работу «О внутреннем строении и способе утолщения клеточной оболочки и крахмального зерна».
Залесский Вячеслав Константинович (1871–1936) родился 3 сентября 1871 г. в г. Харькове. В 1893 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета. Защитил диссертацию на степень магистра ботаники «Условия образования белковых веществ в растениях». В 1912 г. защитил докторскую диссертацию «Превращения и роль соединений фосфора в растениях». Основные этапы трудовой деятельности: 1899–1903 гг. – заведующий кафедрой физиологии растений Новоалександрийского института сельского хозяйства и лесоводства в Пулавах; 1903–1936 гг. – профессор Харьковского государственного университета; 1920 г. – сверхштатный профессор кафедры ботаники Таврического университета. Общественная деятельность: член-корреспондент АН УССР (1925). Награды, почетные звания: почетное звание «Заслуженный деятель науки УССР» (1935).
Кузнецов Николай Иванович (1864–1932) родился 5(17) декабря 1864 г. в г. Петербурге. В 1882 г. окончил 3-ю Санкт-Петербургскую военную гимназию, в 1888 г. – естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1895 г. за диссертацию «Подрод Eugentiana рода Gentiana» получил степень магистра ботаники. В 1911 г. Новороссийским университетом присуждена степень доктора ботаники без защиты диссертации. Основные этапы трудовой деятельности: с 1888 г. – сотрудник Министерства государственных имуществ; 1891 г. – младший консерватор Императорского ботанического сада; 1894 г. – читал курс ботаники на женских педагогических курсах Санкт-Петербургского Фрёбелевского общества; 1895–1901 гг. – экстраординарный профессор, 1901–1915 гг. – ординарный профессор кафедры ботаники, директор ботанического сада Юрьевского университета; 1915–1918 гг. – директор Никитского ботанического сада; 1918–1921 гг. – профессор кафедры ботаники, декан физико-математического факультета Таврического университета; 1921–1932 гг. – профессор кафедры географии и экологии растений Ленинградского университета, заместитель директора Географо-экономического научно-исследовательского института при Ленинградском университете, член-специалист Ученого сельскохозяйственного комитета; с 1922 г. – заведующий отделом геоботаники Главного ботанического сада в Ленинграде. Общественная деятельность: член-корреспондент Петербургской академии наук (физико-математическое отделение, 1904); председатель Таврической научной ассоциации; член совета Таврического университета; почетный член Петербургского общества естествоиспытателей, Русского ботанического общества. Награды, почетные звания: Золотая медаль имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского).
Вульф Евгений Владимирович (1885−1941) родился 25 мая 1885 г. в г. Симферополе. В 1903 г. окончил Симферопольскую гимназию, в 1906 г. − естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1909 г. окончил Венский университет по специальности «Ботаника». В 1910 г. в Венском университете защитил диссертацию, получил степень доктора философии. В 1929 г. в Московском университете защитил диссертацию «О стерильности пыльцы в роде Potentilla» на степень магистра ботаники (научные руководители − Р. Ветт-Штейна, Г. Гандель-Маццетти). В 1936 г. по совокупности научных трудов Президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина присудил Е. В. Вульфу ученую степень доктора биологических наук без защиты диссертации. Основные этапы трудовой деятельности: 1910−1914 гг. − сотрудник Московского ботанического сада; 1914−1926 гг. − главный ботаник-садовод Никитского ботанического сада, где организовал ботанический музей, после установления советской власти в Крыму − директор; с 1920 г. − приват-доцент Таврического университета, в 1921–1926 гг. – профессор, заведующий кафедрой ботаники; с 1926 г. − ученый специалист, заведующий секцией эфирномасличных растений, позже − заведующий отделом географии, систематики и экологии культурных растений Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур (г. Ленинград); 1932−1941 гг. − профессор, заведующий кафедрой ботаники Ленинградского педагогического института имени М. Н. Покровского, с 1934 г. – заведующий гербарием, заместитель заведующего отделом географии, систематики и экологии, с 1937 г. − заведующий отделом географии и гербария. Общественная деятельность: член Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы (избирался секретарем и председателем); член Таврической ученой архивной комиссии; главный редактор многотомных изданий «Культурная флора СССР», «Труды по прикладной ботанике, генетикe и селекции».
Кабинет русского языка и общего языковедения
Кабинет появился в результате слияния Кабинетов русского языка и сравнительного языковедения Таврического университета. Библиотека Кабинета была разделена на следующие отделы: 1) словари – этимологические, исторические, сравнительные, диалектологические, энциклопедические; 2) история русского языка, современный русский язык, русский литературный язык; 3) украинский язык; 4) русская диалектология; 5) славянское языковедение; 6) древнеславянский язык; 7) славянорусская палеография; 8) речь ребенка; 9) общее языковедение, физиология и акустика звуков речи, лингвистическая палеонтология, семазиология; 10) сравнительное индоевропейское языковедение, яфетическое языковедение; 11) санскрит; 12) греческий и латинский языки. Имелись каталоги (картотеки): алфавитный (общий) и систематический (по отделам). Библиотека насчитывала около 2000 томов. Кабинет располагал коллекцией карт (исторических, диалектологических, этнографических, схематических, всего 30 шт.); таблиц (анатомо-физиологических, акустических, всего 8 шт.); схем расселения народностей и образования языков, палеографических атласов, альбомов, снимков с древнеславянских и славянских памятников письменности. Кабинет использовался для чтения лекций, проведения практических и лабораторных занятий, для подготовки к зачетам, рефератам и дипломным работам студентов. Обслуживал студентов отделения русского языка и литературы, отделения татарского языка и культуры, преподавателей школ 2-й ступени, рабфака и техникумов городов Крыма. Заведовал Кабинетом профессор А. М. Лукьяненко (по данным 1928 г.).
Лукьяненко Александр Митрофанович (1879–1974) родился 28 июля 1880 г. в г. Киеве. В 1903 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета Св. Владимира с Золотой медалью. Приват-доцент, с 1907 г. – профессор кафедры славянской филологии Киевского университета Св. Владимира. В 1920 г. – исполняющий обязанности ординарного профессора кафедры славянской филологии Таврического университета, в 1921–1925 гг. – профессор Крымского университета им, М. В. Фрунзе, с 1925 г. занимал должность профессора русского и татарского отделений, декана отделения русского языка и литературы. В 1934 г. путем обмена (с профессором И. В. Волк-Левановичем из Саратовского государственного педагогического института) переехал в Саратов. В 1934–1941 гг. – профессор Саратовского государственного педагогического института, в 1941–1963 гг. – профессор, заведующий кафедрой славяно-русского языкознания Саратовского государственного университета, в 1963–1973 гг. – профессор-консультант. Доктор филологических наук (1937). Область научных интересов – русское и общеславянское языкознание. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1944).
Кабинет русской литературы
Кабинет существовал с 1923 г., размещался в двух помещениях общей площадью 44 кв. м. Первое предназначалось для лекционных занятий, чтения курсов по русской литературе, было украшено портретами отечественных литераторов. Библиотека Кабинета, располагавшаяся во втором помещении, в 1928 г. насчитывала 1625 томов, в нее частично вошли книги из собрания бывшей Таврической духовной семинарии. С книгами была возможность работать в Кабинете и брать их на дом. В помещениях Кабинета проходили заседания Литературного кружка при Институте. В 1928 г. заведовал Кабинетом профессор Е. В. Петухов.
Петухов Евгений Вячеславович (1863–1948) родился 18 февраля 1863 г. в г. Томске. В 1885 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1888 г. защитил магистерскую работу «Серапион Владимирский проповедник XIII века», в 1895 г. – докторскую диссертации «Очерки из литературной истории Синодика». Основные этапы трудовой деятельности: 1888–1889 гг. – приват-доцент Высших женских курсов (г. Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского университета; 1889–1895 гг. – профессор русской словесности Нежинского историко-филологического института князя Безбородко; 1895–1918 гг. – профессор Юрьевского университета; 1918–1919 гг. – организатор, заведующий кафедрой русской литературы Воронежского университета; с 1919 г. – заслуженный ординарный профессор славянской филологии Таврического университета; 1921–1948 гг. – сотрудник Крымского университета им. М. В. Фрунзе (с 1925 г. – Крымский государственный педагогический институт им. М. В. Фрунзе), заведующий Библиографическим бюро при Народном комиссариате просвещения Крымской АССР; с 1923 г. – ответственный секретарь Крымской секции научных работников; 1931–1932 гг. – научный сотрудник социально-культурной секции Крымгосплана; 1933–1937 гг. – научный сотрудник Крымского Центрального архивного управления; 1941–1944 гг. – сотрудник отдела художественного радиовещания Симферопольского городского управления. Общественная деятельность: член Общества любителей российской словесности (1898); член-корреспондент Петербургской академии наук (1916). Награды, почетные звания: ордена Св. Владимира III, IV степени, Св. Анны II степени, Св. Станислава I, II, III степени; медаль в память царствования Императора Александра III, медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.
Кабинет истории искусств и западно-европейских литератур
Занимал одно помещение на третьем этаже площадью в 95,5 кв. м. Возник при историко-филологическом факультете Таврического университета в 1920 г., пережил ряд преобразований и трансформаций. Первоначально являлся Кабинетом истории искусств, пополнялся коллекциями и книгами по искусствоведению, которые из-за отсутствия у Кабинета собственного помещения передавались на хранение в библиотеку университета. Кроме того, было приобретено собрание живописи (полотна художников Э. Я. Магдесяна, Д. В. Демского, П. В. Явтушенко и др. всего 13 шт.), альбомы фотоснимков, гравюр, книги по искусству, составившие в дальнейшем 10-й отдел библиотеки института. После разделения историко-филологического факультета в ноябре 1920 г. на философско-словесный и общественных наук Кабинет истории искусств был закреплен за последним. В феврале 1922 г. он был включен в состав учебно-вспомогательных учреждений открытого при университете восточного факультета и переименован в Кабинет истории искусств Востока. Одновременно с этим, к нему был присоединен вновь образованный Кабинет всеобщей истории культуры. В июле 1923 г. он был слит с Кабинетом истории западных литератур. В собрание Кабинета входили карты, диаграммы, настенные таблицы, картины, гравюры, литографии, альбомы фотоснимков. Книги по содержанию были разделены на три отдела: культурно-исторический, искусствоведческий, историко-литературный. Библиотека кабинета насчитывала более тысячи томов. В штатном расписании отсутствовали ставки библиотекаря и лаборанта, поэтому их функции выполняли в порядке общественной работы студенты (по 6 часов в неделю). Финансовые средства, которыми Кабинет располагал для пополнения учебных пособий, зависели от размера годового ассигнования на нужды учебно-вспомогательных учреждений института (от 60 рублей в месяц до 60 рублей в квартал). В Кабинете студенты готовились к семинарским занятиям и зачетам, выполняли самостоятельные задания по читаемым курсам, собирали материал для дипломных работ и т.д. Кабинет служил также аудиторией для чтения лекции и проведения практических занятий по истории западной литературы, поэтике и факультативных курсов по истории искусств. С 1920 до 1922 г. Кабинетом заведовал профессор Д. В. Айналов, с 1922 г. – профессор А. Н. Деревицкий.
Айналов Дмитрий Васильевич (1862–1939) родился 8(20) февраля 1862 г. в г. Мариуполе. В 1884 г. окончил Мариупольскую гимназию, в 1888 г. – историческое отделение историко-филологического факультета Новороссийского университета (г. Одесса). В 1895 г. защитил магистерскую диссертацию «Мозаики IV и V веков: исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства». В 1900 г. защитил докторскую диссертацию «Эллинистические основы византийского искусства» (г. Санкт-Петербург). Основные этапы трудовой деятельности: 1891–1893 гг., 1898 г., 1907 г., 1909 г., 1911 г., 1914 г. – заграничные командировки в Италии, Испании, Австрии, Германии, Бельгии, Франции, Греции; приват-доцент (1890–1900), экстраординарный профессор (1900–1902), ординарный профессор (1902–1903) Казанского университета; ординарный профессор (1903–1915), заслуженный ординарный профессор (1915–1917) кафедры теории и истории искусств историко-филологического факультета Петербургского университета, заведующий Музеем искусств и древностей этого факультета (с 1906 г.); 1906–1917 гг. – профессор кафедры истории искусств историко-филологического факультета Высших женских курсов; 1912–1917 гг., 1921–1929 гг. – профессор, действительный член Государственного института истории искусств; 1907–1917 гг. – профессор кафедры истории культуры, член Совета Психоневрологического института; 1918–1921 гг. – ординарный профессор кафедры теории и истории искусств историко-филологического факультета Таврического университета; 1919–1929 гг. – заведующий разрядом археологии искусства средневекового Запада и эпохи Возрождения Археологического отделения Российской академии истории материальной культуры (с 1926 г – Государственная академия истории материальной культуры); 1921–1929 гг. – хранитель голландской живописи Картинной галереи Государственного Эрмитажа. Общественная деятельность: член-корреспондент (1893), действительный член Императорского русского археологического общества (1897); действительный член Императорского московского археологического общества (1902); член-корреспондент Петербургской академии наук (1914); член-учредитель Общества возрождения художественной Руси (1915); действительный член Одесского общества истории и древностей, Таврической ученой архивной комиссии (1919), Болгарского археологического института (1926), член Императорского православного палестинского общества, член Русско-византийской историко-словарной комиссии АН СССР (1923). Награды, почетные звания: орден Св. Станислава II-й и III-й степени, Св. Анны II-й степени.
Деревицкий Алексей Николаевич (1884–1943) родился 8 марта 1859 г. в г. Харькове. В 1884 г. окончил историко-филологический факультет Харьковского университета, оставлен для подготовки к профессорскому званию по греческой словесности. В 1889 г. в Санкт-Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию «Гомерические гимны. Анализ памятника в связи с историей его изучения». В 1891 г. в Харьковском университете защитил докторскую диссертацию «О начале историко-литературных занятий в древней Греции». Основные этапы трудовой деятельности: 1887–1892 гг. – приват-доцент, 1892–1893 гг. – экстраординарный профессор кафедры классической филологии Харьковского университета, читал курсы по истории греческой литературы, истории искусств и истории древних народов; 1893–1905 гг. – ординарный профессор по кафедре классической филологии Новороссийского университета (г. Одесса), в 1894–1903 гг. – декан историко-филологического факультета, в 1903–1905 гг. – ректор университета; с 1901 г. – инспектор научных классов Одесского музыкального училища, председатель историко-филологической исследовательской комиссии при Санкт-Петербургском университете, руководитель Одесского учебного округа; 1905–1911 гг. – попечитель Казанского учебного округа, в 1911–1916 гг. – Киевского учебного округа, в 1916–1917 гг. – Оренбургского учебного округа; 1918–1920 гг. – декан историко-филологического факультета Таврического университета, одновременно – председатель Крымского областного архивного управления по г. Ялте; 1922–1934 гг. – профессор кафедры искусств Востока восточного факультета Крымского университета им. М. В. Фрунзе (с 1925 г. – Крымский государственный педагогический институт им. М. В. Фрунзе), читал искусствоведческие дисциплины, курсы «Введение в изучение искусств в связи с их историей», «Историю первобытной культуры» и «Историю древних культур», «Историю средневековой культуры, фольклор»; 1923–1934 гг. – профессор кафедры истории искусств Крымского института специальных культур (с оставлением в должности профессора Крымского университета). Общественная деятельность: действительный член Одесского общества истории и древностей (с 1893 г.), Таврической ученой архивной комиссии (с 1919 г.), Таврического общества истории, археологии и этнографии (с 1923 г.); член Художественного комитета Академического совета Крымского Народного комиссариата просвещения (с 1922 г.), археологической секции Одесской комиссии краеведения при Всеукраинской академии наук (с 1924 г.). Награды, почетные звания: ордена Св. Станислава II степени (1890), I степени (1914), Св. Анны II степени (1902), I степени (1916), Св. Владимира III степени (1908).
Кабинет обществоведения
Организован в 1924 г., занимал одно помещение площадью 96 кв. м. В фондах библиотеки к 1928 г. значилось 1100 томов. Кабинет располагал наглядными пособиями, картами, диаграммами и пр. Использовался при подготовке к следующим дисциплинам: история культуры, история классовой борьбы, политэкономия, экономполитика, современная капиталистическая экономика, экономическая география Крыма. Кабинет был открыт по 6 часов в сутки. Посещаемость составляла в среднем 250–300 человек в месяц. В 1928 г. заведовал кабинетом профессор Г. А. Максимович.
Кабинет ленинизма
Открытие Кабинета (24 января 1925 г.) было приурочено к 1-й годовщине смерти В. И. Ленина. Основной задачей являлось создание обширного собрания литературного наследия В. И. Ленина и литературы о нем. Предполагалось систематически пополнять коллекцию современными трудами по философии, истории, теории и практике марксизма. Выписывались журналы «Под знаменем марксизма», «Вестник Коммунистической академии», «Большевик», «Пролетарская революция», «Историк-марксист». Библиотека насчитывала около тысячи томов. Материалы должны были служить базой для научных и учебных разработок профессоров и преподавателей вуза. Ставки библиотекаря и хранителя отсутствовали, их обязанности выполняли студенты в порядке общественной работы. Кабинет размещался в одном помещении, украшенном бюстами, портретами, лозунгами, плакатами и иным сопутствующим пропагандистским материалом. Являлся местом проведения семинарских занятий по политминимуму, заседания кружков политучебы, политпроверки, собраний партийной ячейки учебного заведения. В 1928 г. заведовал Кабинетом ректор института Г. П. Вейсберг.
Вейсберг Григорий Петрович (1884–1942) родился в 1884 г. Высшее образование получил в Московском университете, окончив юридический факультет. Также окончил институт по экспериментальной психологии (какой конкретно – не установлено). Работал в учреждении для дефективных детей доктора В. П. Кащенко под руководством профессора Г. И. Россолимо. В Киеве занимал должность заведующего культурно-просветительским отделом и издательством журнала «Жизнь». В 1919 г. вступил в ВКП(б). В 1919 г. состоял заведующим отделом дошкольного образования в г. Белгороде. С 1 апреля 1919 г. – преподаватель социологии в Белгородском учительском институте. Один из инициаторов создания в 1922 г. Русского психоаналитического общества, которое просуществовало до 1930 г. Занимался переводом работ З. Фрейда на русский язык. В 1921–1924 гг. являлся заместителем заведующего Главным управлением социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос) Наркомпроса РСФСР. С 1 сентября 1924 г. по 1 октября 1925 г. работал в Новониколаевске, сначала заместителем заведующего Сибирским Отделом народного образования, затем в должности заведующего краевым Соцвосом. В 1922–1925 гг. – член Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР. Во второй половине 20-х гг. ХХ в. работал в Крымском государственном педагогическом институте им. М. В. Фрунзе, читал курс лекций по истории России со второй половины XIX века, социологии и педагогики. Руководил кабинетом ленинизма. С 1927 по 1930 гг. являлся директором этого института. По результатам работы комиссии КрымЦИК его работа в вузе признана неудовлетворительной. В Крыму был активно вовлечен в работу по созданию местного отделения ВАРНИТСО. С 1927 г. являлся членом симферопольской инициативной группы, начавшей этот процесс, в дальнейшем занимал должность заместителя председателя Крымского отделения ВАРНИТСО. Являлся делегатом от Крыма на Первой Всесоюзной конференции ВАРНИТСО (Москва, 23–26 апреля 1928 г.). Был причастен к работе местных общественных объединений: являлся заместителем председателя Общества по изучению Крыма, состоял членом Всекрымского бюро секции научных работников и т. д. В 1930–1936 гг. являлся заместителем председателя Российской Ассоциации научных институтов марксисткой педагогики. С 1939 по 1941 гг. – ответственный редактор журнала «Советская педагогика».
Академическая библиотека Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе
Размещалась на первом этаже, занимала 8 помещений, в том числе один из коридоров здания. Одно из книгохранилищ было оборудовано на втором этаже, под эти нужды были приспособлены два помещения. Библиотека Кабинета истории искусств (на 3-м этаже) находилась в непосредственном подчинении библиотеки. В здании имелся т.н. «Архив», в котором было собрано около 15 тысяч томов дореволюционных изданий. При библиотеке функционировал читальный зал на 40 человек, на втором этаже размещалась «особая студенческая читальня». Общая площадь помещений библиотеки составляла 301,5 кв. м. Поднимался вопрос о необходимости отдельного здания. Фонды библиотеки насчитывали более ста тысяч томов (в 1928 г. – 102771 шт.). Библиотечное собрание к концу 30-х годов ХХ века было одним из крупнейших в Крыму. В фонды библиотеки попали отдельные личные книжные собрания, среди которых значились книги В. С. Попова, Р. И. Гельвига (около 1500 томов «в изящных американских библиотечных шкафах», украсивших студенческую читальню) и др. В 1925 г. библиотека института получила собрание (до четырех тысяч томов) профессора А. Е. Голубева, включая обширный личный архив ученого. Регулярно выписывалось более тридцати научных периодических изданий по различным областям знаний, в том числе шесть иностранных. Особый интерес представляли фонды рукописного отдела библиотеки, где, среди прочих, значились документы с автографами Екатерины Великой, Александра I, Г. А. Потемкина, Л. Н. Толстого и др.
В середине 1941 г. здание передано штабу Красной армии, оборонявшей Крым. После освобождения полуострова, в 1944 г., возвращено педагогическому институту. Здание было частично разрушено и нуждалось в срочном капитальном ремонте, который был закончен только к 1960 г. В 70-х гг. XX в. здание было обменяно на общежитие (на 630 мест), принадлежавшее комбинату «Крымстрой». Последний располагался в здании до середины 90-х гг. XX в., затем здание было передано предприятию «Крымвоенстрой» Министерства обороны Украины и Министерству архитектуры и строительной политики АР Крым. В настоящее время в здании находится Министерство архитектуры и строительства Республики Крым и Прокуратура Республики Крым.
Согласно решению Крымского областного исполнительного комитета от 5 июня 1984 г. здание было признано памятником архитектуры. Приказом Министерства культуры и туризма Украины от 24 сентября 2008 г. здание, как памятник архитектуры и градостроительства, внесено в реестр памятников местного значения. Статус подтверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 г.
Литература и источники
1. История Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в документах и фотографиях / Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»; А. А. Непомнящий, А. С. Кравчук. Белгород: Константа, 2018. 352 с.
2. Кутайсова М. В. Симферопольская старина в фотографиях и описаниях. Симферополь, 2017. 253 с.
3. Комиссарова В. В. Доходный дом Константина Шлее: история здания и судьба владельца // Историческое наследие Крыма. 2018. С. 87–90.
4. «Крымская правда»: https://c-pravda.ru/news/2017-02-01/gimnaziya-stanishevskojj
5. Крымский педагогический институт имени М. В. Фрунзе. 1918–1928 / Крымский государственный педагогический институт имени М. В. Фрунзе. Симферополь, 1928. 72 с.
6. Профессора Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского: В 3-х т. / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского; ред.-сост.: А. А. Непомнящий, Д. А. Ломакин, В. А. Грушецкая и др. Белгород: Константа, 2018. Т. 1. 404 с.; Т. 2. 428 с.; Т. 3. 380 с.