Квест для школьников 5–9 классов: «Я иду, шагаю в КФУ»

Инструктаж по ТБ. Роспись в журнале по технике безопасности.

Локация: Ноосферная беседка:

Здравствуйте, рады приветствовать Вас в Ботаническом саду имени Н. В. Багрова Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Неспроста мы начинаем нашквест в ноосферной беседке, которая является символом разума, жизни и природы. Что такое ноосфера? Это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Автором этой теории был академик, биогеохимик, ученый, опережающий своими идеями развитие общества – В.И. Вернадский. В 1920 г. в непростое время он стал вторым ректором первого высшего учебного заведения Крыма – Таврического университета. Имя этого ученого носит правопреемник Таврического университета – КФУ. Т.е. история КФУ начинается в далеком 1918 году.

В 2012 г. крымские кузнецы разместили в Ботаническом саду ТНУ кованую беседку, символизирующую связь человеческого духа и вселенской гармонии. Арт-объект стал точкой притяжения, связанной с идеями Вернадского о возникновении на нашей планете ноосферы разума. Проект В.А. Патоки был мастерски реализован в кузнечной мастерской И.Э. Ромашенко. Открытие беседки состоялось 26 октября 2012 г., в День рождения Н.В. Багрова, человека, который внес немалый вклад в воплощение в жизни идей В.И. Вернадского.

В дизайн беседки искусно вплетены скрипичный ключ, «роза ветров», микроскоп, музыкальные инструменты и другие символы науки и искусства как сфер деятельности, призванных обеспечить гармоничное развитие личности и человечества.

В центре находится скамья с гербом университета, девиз которого «NOSCE TE IPSUM», что переводится с латыни как «познай себя». Это отражает миссию университета в формировании осознанной, способной изменить мир личности.

Мы предлагаем вам сегодня познать свои способности и раскрыть безграничные возможности через знакомство с историей старейшего университета в Крыму.

Давайте ознакомимся с правилами игры.

Правила игры:

  • Участники игры делятся на 2–3 команды.

  • Для игры понадобится 1 телефон с выходом в интернет, важно пройти все точки в задании, даже если вы собрали кодовое слово.

  • Игра будет проходить только на территории университета: мы пройдем через Ботанический сад в главный корпус КФУ.

  • На каждой точке команды получают конверт с заданием.

  • Перемещение на новое место разрешено только после выполнения поставленного задания и сдачи конверта с материалами выполненного задания организаторам.

  • Решение о выполненном задание оглашает организатор после проверки выполнения задания или получения контрольного фото.

  • За каждое задание будут присуждаться очки от 0 до 3.

  • Оценивается – скорость выполнения (какая команда справилась с заданием быстрее – получает 1 балл), будем фиксировать время доставки фото в вайбер, качество выполнения (правильность – обе команды могут получить по 1 баллу), креативность при подготовке ответов и их презентации (каждая команда может получить по 1 баллу).

 

Инструкция, как выполнять задания:

Вскройте конверт. Прочитайте задание полностью. Обсудите с членами команды понимание итоговой цели задания. Распределите роли для более быстрого выполнения задания. Приступайте к выполнению задания. Отправьте зачетное фото, если того требует задание. Презентуйте готовое задание. Оценивание команд по критериям: скорость, качество, креативность. Оглашение промежуточного итога.
В каждой команде есть куратор, вы можете с ним советоваться.

Есть ли у вас вопросы?

Желаем вам удачи!
Вручаем конверты.

 

Задание 1.(Если было домашнее задания для школьников).

Сфотографируйте герб КФУ и символы беседки. Придумайте в ходе игры легенду (о появлении вуза, символах, целях, миссии) о Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского, используя символы беседки и герба. Ответ команды будет зачитываться в конце игры на финальной точке.

 

Задание 1. Без домашнего задания.

Изучите герб и символы ноосферной беседки. Их знание поможет вам справиться с последним заданием квеста.

Вручаются карта и конверт с заданием.

 

Задание 2.

Вам предоставлен фрагмент фотографии здания, расположенного в Ботаническом саду Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Задание: определите, что это за здание. Сделайте фото дополняющее фасад здания. Важно, чтобы фрагмент фото был органично вписан во все современные элементы постройки.

Вы отлично справились с заданием. Первая команда получила ___ баллов. Вторая команда получила ___ баллов.

 

Локация: Дом Воронцова:

Мы с вами находимся возле гостевого или дорожного Дома Воронцова. «Дом на Салгире», так называли его ранее, являлся симферопольской резиденцией генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семёновича Воронцова. Один из самых первых памятников Крыма, построенный в стиле классического ампира. Стиль стал продолжением классицизма, который заимствовал основные идеи из архитектуры Древней Греции и Рима) с применением декоративных деталей. Резиденция Воронцова — важная историко-архитектурная достопримечательность города. Здание построено в 1826—1827 гг. для генерал-губернатора Нарышкина. В 1834 г. вдова губернатора продала особняк новороссийскому губернатору Воронцову.

Дом Воронцова знаменит тем, что в 1837 г. здесь останавливалась императорская семья: император Николай I со своей супругой Александрой Федоровной, наследником Александром Николаевичем и Великой княжной Марией Николаевной. Их сопровождал воспитатель цесаревича, поэт Василий Андреевич Жуковский.

Главный восточный фасадукрашен колоннами дорического стиля, открытая терраса, спускается в парк трехмаршевой лестницей с мраморными львами по сторонам. На западном фасаде дома сооружена застекленная галерея, которая использовалась в качестве зимнего сада. Своеобразие постройке придавала северная терраса, украшенная фигурными стойками из дерева, резными балясинами в сквозной решетке ограждения, подшивным потолком геометрического орнамента. Исключительной достопримечательностью здания являлись уникальные, единственные сохранившиеся в Крыму росписи в стиле классицизма.

Подсобные помещения находились в особняке на цокольном этаже, выше – жилые и парадные залы. Отдельно стоящий кухонный корпус-флигель был выполнен в модном тогда восточном стиле. Здание стилизовано под Бахчисарайский дворец, у него черепичная крыша с небольшими минаретами-дымоходами.

Напротив Дома Воронцова находится так называемый дом Палласа.

Это первое здание, построенное на территории ботанического сада. В 1788 году, после присоединения Крыма к Российской империи, эти территории отошли коллежскому асессору Михаилу Петровичу Мартыновскому. Ему в собственность был передан участок площадью около 48 десятин (1 дес=1 га) с большим каменным домом. Архитектура сооружения свидетельствует о том, что оно было возведено еще во времена Крымского ханства в характерном восточном стиле. Имя первого владельца дало название всему имению, которое начали называть Хутор Михайловский.

В марте 1802 года усадьба была выкуплена академиком Петром СимономПалласом(1741–1811).Паллас – немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник на русской службе. С 1795 по 1810 годы проживал в Крыму и внес неоценимый вклад в его научное изучение. Крымская природа и богатство истории края вдохновляли П.С. Палласа на новые научные изыскания. Именно здесь он создал такие фундаментальные труды, как «Путешествие по Крыму академика П.С. Палласав 1793–1794 годах», «Перечень дикорастущих растений Крыма», изданный в 1797 году в Симферополе. Ученый сделал существенный вклад вразвитие садоводства и виноградарства в Крыму. Судебные тяжбы по купленным ранее имениям в Крыму, а также неудачный брак с Каролиной Ивановной (имение стали называть Каролиновка), подтолкнули академика покинуть Россию. В 1810 году он выехал в Берлин, где скончался 8 сентября 1811 года.

Следующими владельцами имения стала чета Нарышкиных. Нарышкины были представителями богатого дворянского рода. Дмитрий Васильевич (1792–1831) в 1823–1829 годах занимал пост Таврического гражданского губернатора.

Таврический университет, созданный в 1918 году, получил территорию нынешнего ботанического сада, на которой с начала XX века располагалась плодово-овощная (помологическая станция). Второй ректор Таврического университета В. И. Вернадский жил и работал в Доме Воронцова, так именно здесь располагалась самая современная научный лаборатория. В 30–50-е годы здесь находился сельскохозяйственный институт. В данный момент здесь находятся Библиотека Крымского филиала Института археологии и научные подразделения Крымского федерального университета (НИЦИАК и др.).

В феврале 1921 года он был переименован в Крымский университет имени Михаила Васильевича Фрунзе – легендарного командира Красной армии, уполномоченного Реввоенсоввета и Командующего всеми вооруженными силами на Украине. В вузе появились новые кафедры и предметы. Несмотря на трудные годы, наука и учеба в университете буквально кипела.

 

Задание 3.

Перед вами документ, аналог которого используется и в современном университете. 1. Назовите современное название этого документа.

2. Изучите список предметов, которые изучали студенты Крымского университета имени М. В. Фрунзе. Какие предметы не могли изучать студенты Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе в конце 20-х гг. XXвека.

Вы отлично справились с заданием. Первая команда получила ___ баллов. Вторая команда получила ___ баллов.

Давайте обратимся к вашей карте. Мы находимся с вами на точке Дом Воронцова. Разыгрываем сейчас с вами 1 балл. Его получит та команда, которая первая придет на точку №4.

 

Локация: Мемориал Г. Ф. Морозова:

Мы с вами находимся возле мемориальной могилы Георгия Федоровича Морозова. Этот выдающийся ученый-лесовед работал в Салгирке в 1918–1920 гг. Он стал организатором и профессором первой на территории России кафедры лесоведения и лесоводства при агрономическом факультете Таврического университета. Именно в Симферополе Г.Ф. создал свой фундаментальный труд «Основания учения о лесе …». Это было одно из первых учебных пособий, изданных в Таврическом университете. Книга выдержала более 10 изданий. Морозов принимал участие в создание заповедника в горном Крыму (совр. Крымский природный заповедник). Ученый умер 9 мая 1920 г и был похоронен в парке. На его могиле установлена диабазовая стела, стилизованна под хвойное дерево.

Могила Морозова является крайней точкой, ограничивающей так называемую аллею профессоров университета. Аллея связала могилу выдающегося отечественного лесовода и располагавшуюся неподалеку усадьбу естествоиспытателя XVIII–XIX в., академика П.С. Палласа. Таким образом, формировалась единая мемориальная зона, посвященная исследователям Крымского полуострова.В первые годы работы университета в Крыму собрались представители разных областей знания, бежавшие от Гражданской войны. Среди них академики Николай Иванович Андрусов и Владимир Афанасьевич Обручев, члены-корреспонденты Дмитрий Власьевич Айналов, Иван Андреевич Линниченко и Евгений Вячеславович Петухов и многие другие.

Несмотря на тяжелейшие социально-политические обстоятельства, в университетских корпусах в буквальном смысле кипела наука. Многие студенты голодали, но не оставляли занятий, настолько сильна была тяга к науке. Лихолетье касалось и преподавателей, многие из которых жили в учебных помещениях, самостоятельно изготовляли учебные пособия, а после лекций отправлялись колоть дрова, чинить обувь или занимались другой хозяйственной работой. Помимо денежного довольствия – зарплаты сотрудников и стипендия студентов, этим социальным группам полагалось и продовольственная помощь в виде пайков. По данным на 1 января 1922 г. академические пайки получали 43 профессора Крымского университета, входящих в штат учебного заведения. 23 внештатных профессора паек от университета не получали. Вероятно, они были включены в списки продовольственного снабжения по основному месту работы, либо самостоятельно обеспечивали довольствием свою семью. Также академические пайки получали 180 штатных преподавателей.Студенты получали пайки ежедневно в виде питания в общественных столовых. Так какие же продукты входили в состав академпайка? Давайте разберемся.

 

Задание 4.

Изучите представленные фотографии. На основе полученных знаний, предположите, какие товары не получали профессора и научные сотрудники университета в академическом пайке.

Вы отлично справились с заданием. Первая команда получила ___ баллов. Вторая команда получила ___ баллов.

Призовой бал получит та, команда, которая первой придет на точку № 5.

 

Локация: лес между мемориалом Г. Ф. Морозова и Восточной беседкой сирингария:

Возле мемориальной таблички мы остановились не случайно. Новым испытанием для страны стала Великая Отечественная война. Более половины сотрудников и преподавателей педагогического института отправились добровольцами на фронт, а после оккупации Крыма многие из них принимали участие в деятельности партизанских отрядов.

Осенью 1941 года часть преподавателей и студентов были эвакуированы в Дагестан, где вуз, слитый с Дагестанским педагогическим институтом, продолжил учебный процесс. В нем продолжали работать директор В. М. Боровский, А. И. Германович, Ф. С. Загородских, А. У. Мамин, Н. А. Лебедев. Через несколько месяцев после освобождения Крыма, во время возвращения в августе 1944 года пединститута в Симферополь они восстанавливали работу вуза. В тяжелейших условиях, несмотря на разруху и голод, удалось начать первый учебный год уже 1 октября 1944 года. За короткое время удалось воссоздать инфраструктуру, организовать места практики для студентов.

Вернемся на 10 лет ранее. В 1930-х гг. были созданы Крымский медицинский институт имени И. В. Сталина и Крымский сельскохозяйственный институт имени М. И. Калинина. Сегодня эти вузы входят в структуру КФУ.

Крымский медицинский институт после длительных скитаний продолжил работу в эвакуации в г. Кзыл-Орда, Казахстан. Переездом руководил новый директор – профессор Сергей Романович Татевосов. Предыдущий директор Матвей Иванович Сальков, кадровый военный, ушел на фронт. В самые напряженные моменты войны сотрудники медицинского института активно продолжали обучение и помогали действующей армии, боролись с эпидемиями тифа. За военное время было выпущено: 474 врача, которые ушли на фронт.

24 апреля 1943 г. на страницах газеты «Ленинский путь» (№ 84 (1495) личную благодарность сотрудникам Крыммединститута выразил Секретарь ЦК ВКП(б), Председатель Совета народных комиссаров СССР, Председатель Государственного комитета обороны И. В. Сталин: «Прошу передать коллективу Крымского государственного медицинского института им. Сталина, собравшему 15 000 руб. на строительство самолета, – мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Сотрудник медицинского института Наум Исидорович Балабан в годы Великой Отечественной войны совершил гражданский подвиг. Н. И. Балабан – доктор медицинских наук, профессор, заведующий психиатрической больницы в Симферополе, заведовал кафедрой и клиникой психиатрии в Крымском медицинском институте (1934–1942). Во время оккупации Симферополя немецкими войсками остался с пациентами психиатрической клиники, спасал их, оформляя фиктивные выписки. Во время массовых казней пациентов психиатрической больницы в марте 1942 вместе с женой был задержан гестапо и погиб при невыясненных обстоятельствах (по одной из версий принял яд, по другой — был казнён).

Крымский сельскохозяйственный институт имени М. И. Калинина вернулся из Кировобада в начале лета 1944 года, а уже в июле началась подготовка к новому учебному году. На прежней базе в Салгирке возобновили работу два факультета: агрономический и плодоовощной. В послевоенные десятилетия в институте продолжили работу старые, довоенные сотрудники, приглашались специалисты из других регионов, активизировалась научно-исследовательская деятельность. Первые годы после реэвакуации были не менее сложными, чем работа в тылу. Руководителям институтов пришлось добиваться возврата зданий, занятых квартировавшими там войсками, госпиталями, а также находить средства на создание новой материально-технической базы вузов.

Парк значительно пострадал в годы Великой Отечественной войны. После эвакуации с/х института в Азербайджан на территории были вырыты противотанковые рвы. Дом Воронцова во время немецкой оккупации использовался как немецкий госпиталь, а на территории парка хоронили умерших немцев (эксгумированы в 2007 г., перезахоронены в с. Гончарное Севастополь). После реэвакуации института и до середины 60-х гг. в Салгирке функционировал сельскохозяйственный институт, который в 1964 г. был вынесен в с. Аграрное.

 

Задание 5.

Найдите в кроссворде слова, связанные с историей университета в годы Великой Отечественной войны.

Промежуточные итоги.

Призовой балл получит та, команда, которая первой придет на нашу последнюю точку №6.

 

Локация: Восточная беседка:

Новым этапом в развитии высшего образования в Крыму стали 60-е гг. В 1965 г. директор Крымского государственного педагогического института А.Ф. Переход ходатайствовал о выделении земли Салгирки и пустырей в его окрестностях для вуза. В этот период территория будущего вуза была практически на окраине города по соседству с построенным в 1954 году Симферопольским водохранилищем. И в 1965 было начато строительство корпусов, а парк получил статус государственного парка-памятника садово-паркового искусства местного значения, но не был передан в собственность университета. С 60-х гг. был создан дендрологический учебно-научный парк под руководством Александры Андреевны Федорко. В это время были заложены основы ботсада, но на полномасштабную деятельность у университета не было финансирования.

Новая станица в истории вуза началась с получением высшим учебным заведением нового статуса «университет» в 1972 г., что тоже произошло в период ректорства Александра Федоровича Перехода.

В 1994 г. после нескольких лет упадка, разорения и опустения, на должность ректора был назначен политик, талантливый управленец Н.В. Багров. В 90-е годы парк был в полном запустении. В 2000-х гг. на территории парка члены Меджлиса предлагали построить соборную мечеть. Благодаря руководству вуза и общественности Симферополя, целостность парка удалось сохранить. Юридически земли парка не принадлежали университету. В начале 2000-х гг. Н.В. Багров выступил с проектом создания ботсада и городские власти одобрили план. В отсутствие финансирования на работы, посадочный материал, Багров взял на себя ответственность по созданию парка. Парк стал собственностью университета только в 2009 г.

Современный университет – это огромный комплекс структурных подразделений разного профиля, география которого охватывает весь полуостров. 13 институтов, 6 техникумов и колледжей, более 30 тыс. студентов из них почти 2 тысячи студентов изболее чем 50 стран мира, почти 2500 преподавателей. История университета насчитывает уже более 100 лет (с 1918 года).

 

Задание 7.

Изучите символы на картинке. Зачеркните те, которые не имеют отношения к Крымскому федеральному университету.

Подведение итогов.

Надеемся, что наша с вами прогулка по ботаническому саду КФУ была не только приятной, но полезной. Сегодня вы узнали об основных вехах становления и развития ведущего вуза Крыма, истоки которого берут начало в далеком 1918 году.