Высшие учебные заведения Крыма после их эвакуации с территории полуострова вынесли, как и вся страна, тяжелейшие лишения времен Великой Отечественной войны. После освобождения Крыма весной 1944 года начинается подготовка к их возвращению на малую родину. Страна нуждалась в специалистах самых разнообразных профилей для восстановления разрушенного народного хозяйства. К тому же, на вузы должна была лечь задача адаптации возвращающихся с фронта ветеранов войны. В конце лета 1944 года все три крымских вуза – Крымский государственный педагогический и учительский институт имени М. В. Фрунзе, Крымский сельскохозяйственный институт имени М. И. Калинина и Крымский государственный медицинский институт имени И. В. Сталина – начали прием студентов, а в начале осени учебные заведения начали свою работу.
После возвращения из эвакуации коллектив Крымского государственного педагогического и учительского института имени М. В. Фрунзе столкнулся со значительными трудностями. Материально-техническая база была уничтожена, здания повреждены. Большая часть библиотеки была сожжена оккупантами, часть книг вывезли в Германию. Несмотря на это 16 августа 1944 года в газете «Красный Крым» было помещено объявление о начале приема студентов в педагогический и учительский институт – требовалось в кратчайшие сроки возобновить занятия.
Здания, принадлежавшие вузу до войны по улицам Ленина и Студенческой, возвращались постепенно. Часть помещений была передана институту лишь летом 1945 году. Их состояние было ужасающим: кабинеты не отапливались, не было электроэнергии, отсутствовала мебель. Вместо нее использовали подручные материалы – доски, фанеру. Восстановительные работы велись силами студентов и преподавателей, которые после занятий занимались расчисткой помещений, проводили ремонт. В 1948 году институту было передано полуразрушенное здание по улице Ленина, 11. Строение известное в городе как жилой дом Ш. В. Дувана, было построено в 90-х годах ХIX века. Здесь после завершения ремонта с 1953 по 1965 года размещалась дирекция, кафедра музыки и пения, а также фундаментальная библиотека с читальным залом (ныне здесь располагается Институт иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского).
В первый после возвращения из эвакуации учебный год в пединституте начали работу не все ранее существовавшие факультеты. Так деятельность возобновили факультеты русского языка и литературы, исторический, естествознания, географический, физико-математический. В связи с прошедшей 18 мая 1944 года депортацией крымских татар было ликвидировано отделение крымскотатарского языка и литературы. Открылся факультет иностранных языков на котором действовали английское, немецкое и французское отделения. Учительский институт восстановил работу в составе трех факультетов. Здесь обучение все также было рассчитано на два года.
Учебный год начался 1 октября 1944 года, в педагогический институт на первый курс было принято 167 человек, на второй – 51, на третий – 70, на четвертый – 8; в учительский институт 99 человек (сюда принимались выпускники 9 классов). Около половины поступивших в силу различных обстоятельств не смогли закончить обучение. Несмотря на все трудности учебный процесс был запущен, тем не менее, ликвидировать последствия военного лихолетья удалось лишь к концу 40-х годов.
«В первые послевоенные годы учиться было нелегко. Единичные экземпляры учебников передавали из рук в руки. Конспекты писали между строк старых брошюр, в лучшем случае – на оберточной бумаге. Учебные помещения зимой не отапливались. Зимой на полу лежал снег. Его задувало через щели досок и железа, которыми вместо стекол закрывали оконные проемы. В 1944–1945 учебном году в полутемных аудиториях сидели на длинных досках, положенных на камни. Столами служили такие же доски, но положенные на камни чуть выше. Спустя полтора года стала появляться учебная мебель».
Из воспоминаний о студенческих буднях кандидата исторических наук, доцента Марии Михайловны Меримкиной.
Учебное заведение остро нуждалось в педагогических кадрах. К работе приступил лишь 41 сотрудник, что составляло 61 % от необходимого. В 1944–1945 года в институте трудились профессора В. М. Боровский, Н. Ю. Войтонис, П. Т. Данильченко, Е. В. Петухов, Е. Ф. Скворцов, Н. А. Троицкий. Постепенно вакантные места заполнялись бывшими сотрудниками и выпускниками, демобилизованными из армии. Многие из них вскоре защитили кандидатские диссертации (К. В. Альбин, О. И. Боярский, И. Г. Еремин, В. П. Зайцев, А. Я. Зильбер, Я. Л. Крейнин, Г. А. Луцик, Н. Р. Одинец, Б. Н. Перзеке, В. И. Русин, С. А. Секиринский, П. И. Степанов, Н. Л. Стрелец,). Приглашались ученые и из других регионов. Важную роль в подготовке преподавателей продолжала играть аспирантура. К 1957 году 25 выпускников аспирантуры стали преподавателями института.
Потребности государства, восстанавливающегося от последствий войны, породили спрос на квалифицированные кадры, что в свою очередь привело к стремительному росту численности студентов. Через пять лет после начала занятий по количеству обучающихся вуз вышел на довоенный уровень, спустя еще пять лет – значительно превысил его. Вплоть до начала 50-х годов большинство студентов составляли участники Великой Отечественной войны, многие из них имели награды за ратные подвиги. В последующие годы социальный состав изменился. На смену ветеранам пришли вчерашние ученики школ. Но и это состояние оказалось промежуточным – с середины 50-х годов преимуществом при поступлении стали пользоваться демобилизованные из рядов Советской Армии, имеющим трудовой стаж, а также дети колхозников и рабочих. К 1954 году в вузе обучалось 1704 студента.
После восстановления работы института наиболее остро ощущалась проблема нехватки жилья для студентов. В первые пять послевоенных лет функционировало только одно общежитие на территории бывшего студенческого городка по улице Студенческой, в котором проживали в основном фронтовики и преподаватели. Лишь в 1957–1960 годах здесь же удалось ввести в эксплуатацию общежития № 2 и № 3.
На территории студенческого городка, в 1948 году начал функционировать факультет физического воспитания, сотрудники которого проводили разбор разрушенных зданий, на месте которых своими руками создавали спортивные сооружения. Восстановительные работы были завершены к началу 60-х годов, однако это не позволило решить проблему нехватки помещений.
Восстановление материально-технической базы позволило открывать новые факультеты и преобразовывать старые. В 1954 году после передачи Крыма из состава РСФСР в состав УССР было организовано отделение украинского языка на историко-филологическом факультете, которое со временем превратилось в отдельный факультет. Здесь велась подготовка учителей украинского языка и литературы, пения и музыки. В 1957 году был ликвидирован факультет иностранных языков, студенты переведены в одесские вузы. Но уже в 1961 году это структурное подразделение было восстановлено.
В связи с переходом к всеобщему семилетнему, а затем среднему образованию в 1952 году был ликвидирован учительский институт. Учебное заведение стало называться «Крымский государственный педагогический институт имени М. В. Фрунзе». В учительском институте велась подготовка учителей для семилетних школ или педагогов для 5–7 классов средней школы. Для получения полноценного высшего образования выпускники учительского института все также должны были поступать на третий курс педагогического института.
С 1956 года в связи с реформой среднего образования в институте началась подготовка учителей широкого профиля, которые одновременно должны были вести уроки по разным дисциплинам. На историко-филологическом, физико-математическом и естественно-географическом факультетах срок обучения увеличился с 4 до 5 лет. Подготовка специалистов широкого профиля продолжалась до 1964 года.
С начала 50-х годов увеличивалось время практики студентов в школе. Далеко не всегда это играло положительную роль. Учащиеся института часто посылались на практику за пределы города, иногда в другие области, что затрудняло оказание им методической помощи. С середины 60-х годов студенты четвертых–пятых курсов большую часть времени проводили вне стен вуза, часто на их плечи ложились обязанности учителей. Такое положение сложилось в стране из-за острой нехватки педагогических кадров.
Все больше времени обучающиеся стали проводить на сельскохозяйственных работах в колхозах и совхозах области (в год больше месяца), постоянно направлялись на общественно-полезные работы. Много времени отнимало «самообслужвание», которое на практике означало уборку помещений института и общежитий.
Во многом схожей была и судьба Крымского государственного медицинского института имени И. В. Сталина. Закончив учебный год в Кзыл-Орде, 6 августа 1944 года он был возвращен в Симферополь. За годы оккупации главный учебный корпус, клуб, спортзал и общежитие серьезно пострадали. Ценой титанических усилий коллектива вуза в короткие сроки было сделано все, чтобы учебный год начался вовремя. Значительная заслуга в этом директоров С. Р. Татевосова и В. И. Ларина. Летом начался примем студентов и пополнение контингента старших курсов. Большую часть обучающихся в послевоенные годы, как и в других вузах страны, составляли фронтовики. В октябре 1944 года начались занятия, а через полгода состоялся первый после возвращения из эвакуации выпуск врачей.
Несмотря на нехватку мебели и оборудования удалось возобновить не только учебную, но и научную работу. Одним из важнейших аспектов деятельности сотрудников мединститута в это время стала работа в медицинских учреждениях Крыма. Война и голодные послевоенные годы негативно отразились на состоянии здоровья населения, которое остро нуждалось в практической помощи специалистов. В институте для переподготовки и специализации практических врачей были созданы курсы повышения квалификации, проводились семинары и конференции, оказывалась консультативная помощь.
Возобновились контакты ученых института с крымскими курортами. Активную роль в этой работе сыграла профессор Н. И. Королева. Ею была организована консультативная помощь по лечению детей, страдающих ревматизмом, хроническим тонзиллитом, ревматоидным артритом в условиях санатория, пансионата, детской поликлиники. С 1947 года она заведовала кафедрой пропедевтики детских болезней, а с 1955 по 1977 годы – кафедрой госпитальной педиатрии. Работы Н. И. Королевой по ревматизму у детей стали основополагающими для дальнейших успешных исследований в этом направлении. Другим ученым, курировавшим евпаторийский курорт, был профессор К. С. Керопиан, один из основоположников хирургической научной школы, инициатор создания отделения и курса детской хирургии при кафедре госпитальной хирургии. С 1951 по 1963 годы он был научным руководителем евпаторийского курорта.
С 1946 года в Крымском государственном медицинском институте имени И. В. Сталина трудился известный хирург, ученый, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий. Будучи архиепископом Симферопольским и Крымским, он читал студентам мединститута лекции по хирургическим болезням.
В связи с недостатком руководящих работников здравоохранения группа профессоров и ведущих специалистов института в порядке совместительства заняла ответственные посты в областном отделе здравоохранения.
В 1951 году вуз возглавил доцент С. И. Георгиевский, который руководил учебным заведением в последующие девятнадцать лет. Под его руководством развернулось активное строительство: была введена в эксплуатацию поточная круглая лекционная аудитория, шло строительство первого спортивного зала, обновился главный корпус, был пристроен актовый зал и левое крыло, где ныне располагается библиотека, в 1962 году было завершено возведение Дома культуры. Большинство работ проводилось силами студентов и преподавателей.
Самое серьезное и пристальное внимание уделялось кадровому вопросу. Постоянно пополнялся и улучшался качественный состав профессорско-преподавательских кадров, многих из Москвы приглашал лично С. И. Георгиевский. К руководству кафедрами пришли видные ученые: профессора Н. С. Азарова, А. М. Волынский, Е. И. Захаров, К. С. Керопиан, Н. И. Корнетов, Н. И. Королева, М. В. Коханович, В. Л. Лесницкая, Н. И. Метлицкий, К. Д. Пяткин, П. А. Теппер, Г. В. Троицкий, Н. П. Шастин, А. Б. Шахназаров, Н. С. Шварсалон.
В 1951 году в институте была создана центральная экспериментальная лаборатория, сыгравшая важную роль в развитии научных исследований. В вузе постепенно расширялась тематика научных работ, росли клиническая и научно-исследовательские базы, создавались условия для формирования и развития научных школ. Только за 1953–1955 годы было подготовлено пять докторов и 32 кандидата медицинских наук. В 1956 году в институте работало 27 докторов и 116 кандидатов наук.
К достижениям мирового уровня относятся работы, проводимые на кафедре гистологии и эмбриологии, которой с 1940 по 1972 годы заведовал профессор Б. П. Хватов. Ему удалось организовать уникальную эмбриологическую научную школу. Этой школе принадлежит приоритет в изучении процессов оплодотворения in vivo и in vitro. Именно в Крымском государственном медицинском институте впервые в мире было осуществлено экстракорпоральтное оплодотворение. Работы в этом направлении были продолжены Ю. Н. Шаповаловым, возглавлявшем кафедру с 1972 по 1981 годы. Кафедра продолжает развитие и в наши дни.
К работам, снискавшим мировую известность, относятся также научные исследования сотрудников кафедры глазных болезней (ныне офтальмологии), проводившиеся под руководством профессора Н. С. Азаровой. Исследования 50–60-х годов были посвящены изучению патогенеза различных форм туберкулезных поражений глаз и усовершенствованию методов диагностики и лечения этой патологии. Благодаря деятельности Н. С. Азаровой глазное отделение Крымской областной больницы имени Н. А. Семашко стало всесоюзным центром диагностики и лечения этой патологии в офтальмологии.
К середине 50-х годов относятся уникальные разработки известного хирурга, профессора Е. И. Захарова, исследующего заболевания органов пищеварения. Доктор разработал метод замещения удаленного желудка сегментом тонкой кишки для предупреждения и лечения патологических постгастрорезекционных синдромов. Метод получил признание не только в Советском Союзе, но и в мировой медицинской практике.
В 1953 году при Крымском государственном медицинском институте имени И. В. Сталина было открыто медицинское училище с двухгодичным сроком обучения. Первый выпуск – 90 медицинских сестер и фельдшеров – состоялся в 1955 году.
Крымский сельскохозяйственный институт имени М. И. Калинина вернулся из Кировобада в начале лета 1944 года, а уже в июле началась подготовка к новому учебному году. На прежней базе в Симферополе возобновили работу два факультета: агрономический и плодоовощной. Потребовались существенные усилия коллектива, чтобы восстановить разрушенные и сожженные аудитории, общежития и учебно-опытные хозяйства, укомплектовать преподавательские кадры. Уже через два года функционировала 21 кафедра, на которых трудились семь профессоров, 15 доцентов и кандидатов наук, 25 ассистентов. В институте в это время обучалось 570 студентов, действовала аспирантура по виноградарству, плодоводству и растениеводству. К началу 50-х годов вуз окончило 1500 специалистов в области виноградарства, виноделия, плодоовощеводства, полеводства и агрономов.
В 1950 году был организован факультет механизации сельского хозяйства, который спустя пять лет был переведен в Днепропетровский сельскохозяйственный институт.
Значимый вклад в восстановление материальной базы и дальнейшее становление вуза внесли его директора: доцент И. Ф. Вавилов (1944–1949), доцент М. А. Трохан (1949–1951), доцент Н. И. Солодовник (1951–1952).
Возобновились научные исследования. Подробную характеристику климата Крыма дал доцент А. В. Пенюгалов. Им по результатам исследований была издана работа «Энергетические запасы ветра в Крыму». Ценные исследования продолжал проводить лауреат Государственной премии СССР, заведующий кафедрой селекции и сортоведения плодовых культур, профессор Л. М. Ро. Им были скрещены местные и лучшие промышленные сорта яблони и груши, посажен гибридный сад, насчитывающий восемь тысяч растений, из которых им было выделено свыше 300 перспективных форм. Ученый оказывал активную практическую помощь крымскому садоводству. Под руководством заведующего кафедрой виноградарства, профессора П. Т. Болгарева коллективом кафедры была изучена и уточнена граница укрывного виноградарства, проанализирован и определен для промышленного производства сортовой состав винограда по районам Крыма. Ученым были изданы фундаментальные труды: «Начальные основы виноградарства» (1946), «Виноградарство Крыма» (1951).
В послевоенные годы расширение института сдерживало незначительное по меркам учебного заведения, ведущего подготовку специалистов в области сельского хозяйства, количество учебных сельскохозяйственных угодий. В «Салгирке» вузу стало тесно. В 1961 году было принято решение о переносе института на земли совхоза «Коммунар» и использовании этих территорий в качестве учебно-опытного хозяйства. С 1966 года здесь начал функционировать учебный городок – поселок городского типа «Научное» (впоследствии переименовано в пгт. Аграрное). Значимую роль в укреплении материальной базы института сыграли его руководители: доценты А. М. Лукьянченко, Я. И. Рязанов, В. Ф. Пономарев.