С 22 по 24 ноября 2022 года в Москве проходил Пятый профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». Мероприятие проводилось Российским профессорским собранием. На пленарном и многочисленных секционных заседаниях обсуждались различные аспекты академической жизни.
В частности, проекты усиления экспертного контроля за диссертационными работами, варианты защиты по опубликованным трудам без предоставления текста диссертации. Однако главное внимание было уделено проблемам гуманитарного образования в вузах, которое справедливо предлагалось называть нравственным воспитанием. Ибо в этом смысл всего гуманитарного знания, которое доносят до студентов в вузах. Среди докладчиков – министр науки и высшего образования В. Н. Фальков, министр просвещения С. С. Кравцов, президент Ассоциации вузов «Содействие отечественной профессуре» С. В. Степашин, президент Российской академии образования О. Ю. Васильева, вице-президент РАН С. М. Алдошин, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А. Х. Музаев, председатель комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию С. В. Кабышев, председатель Общественного совета при Минобрнауке А. О. Чубарьян. В докладах отмечалось необходимость развернуть преподавание истории на непрофильных специальностях в русло не освоения значительного по объему фактажа, что отталкивает обучающихся, а пропаганды наиболее значимых духовно-нравственных, эстетических аспектов прошлого. Прежде всего, предлагается давать знания о творцах нашей истории – личностях, внесших принципиальный вклад в историю, приведший к повороту исторических событий, говорить о борцах за независимость, героях, делая акцент на созидательности нашей истории, а не на выпячивании негативного. На профильных специальностях стоит острая необходимость отказаться, наконец, от формального «компетентностного» подхода в выборе курсов и перейти к гносеологическому выбору дисциплин
В работе форума принял участие доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и всеобщей истории, директор Музея истории нашего вуза Андрей Анатольевич Непомнящий. На исторической секции обсуждалось, каким содержанием следует наполнить курс истории в 144 часа, чтобы избежать начётничества (машинальность подачи знаний, неразборчивость в их подаче), а подавать материал с точки зрения четко установленных идеологических схем, патриотических мотивов. Профессор А. А. Непомнящий выступил с докладом «8 лет эксперимента: из опыта преподавания истории в Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского». Он раскрыл достаточно сложную историю преобразований, смены сетки дисциплин на направлении подготовки «История», структурных преобразований. Андрей Анатольевич поделился опытом включения музейных экскурсий по истории вуза и музейных квестов в программу обучения на межфаке и при чтении курсов на профильной специальности.
На секции обсуждался вопрос кадрового состава преподавателей-историков вузов. Отмечалось, что набор для чтения «случайных» людей пагубно сказывается на результате. Несоответствием назван факт того, что увеличив часы по истории России на непрофильных специальностях, их не увеличили на профильных. Отдельно оговаривалось значение регионоведческих циклов в составе курса истории. Указывалась не только значение краеведных знаний, но и важность знакомства с музейными коллекциями, популярной краеведческой литературой. При этом важным было бы включения в курс модулей материалов федерального проекта «Без сроков давности».
Важной составляющей университетского курса по истории, в том числе для непрофильных направлений, выступающие видели и в борьбе с фальсификациями в отечественной истории, с демонизацией нашей истории. При этом необходимо раскрывать для студентов способы и приемы фальсификаторов-русофобов.
В целом, общение с руководителями министерства, ведущими историками, коллегами из разных вузов, было продуктивным для понимания нового видения курса истории в вузе.