Рады приветствовать гостей сайта в советской студенческой фотолаборатории, фотоснимки которой отражают историю Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе.
Великие проекты сначала рождаются в виде идей, долго вынашиваются создателями и не менее долго реализовываются. Со всеми этими этапами от идеи к реализации такого важного проекта, как воссоздание в Крыму университета, успешно справился идейный вдохновитель и организатор Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе Александр Федорович Переход. Важно, что эта мысль возникла у выпускника Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе 1935 года и в последствие ректора института и университета.
На выпускном фото в нижнем ряду мы видим студента Крымского пединститута – Александра Перехода.
«Моей первой ректорской мечтой стала мечта о реорганизации пединститута в университет», – писал в своих мемуарах А. Ф. Переход.
«Университет. Это, в кратком перечне, означало – построить новые учебные корпуса и общежития, пригласить на работу ученых: профессоров и доцентов, развернуть подготовку собственных кадров. Чтобы все это осуществить, необходимо было вдохновить весь коллектив и сделать свою мечту мечтой всех сотрудников, преподавателей и студентов».
С воодушевлением подчиненных и созданием новой материально-технической базы Александр Федорович успешно справился. Идея воссоздать Таврический университет через более чем 50 лет после учреждения высшего учебного заведения в Крыму, была чрезвычайно актуальна.
В фондах Музея истории КФУ хранится уникальный документ «Преобразование Крымского государственного педагогического института имени М. В. Фрунзе в Таврический университет». Это значит, что Александр Федорович хотел вернул классический университет и ориентиром для него стал Таврический университет с полной автономией, который был учрежден в 1918 году.
В документе читаем:
«Реорганизация института в университет, по нашему мнению должна происходить постепенно, без ущемления интересов и потребностей в кадрах органов народного образования. С этой целью, сохраняя плановую подготовку педагогических кадров по сложившимся специальностям, уже с 1971–1972 учебного года целесообразно ежегодно увеличивать прием на 1 курс для обучения по университетским учебным планам с таким расчетом, чтобы к 1975 году прием студентов на первый курс дневного отделения достиг 1000 человек».
«Учитывая проектируемую структуру вуза в ближайшие 5 лет необходимо проделать следующую работу по созданию новых кафедр и укомплектованию их кадрами».
В 1971 году планировалось открыть: кафедра дарвинизма и генетики (выделить из существующих биологических кафедр), 2. кафедра органической и биологической химии (выделить из кафедры химии), 3. кафедра вычислительной математики (выделена из кафедры математики), 4. кафедра истории УССР (выделить из кафедры истории СССР и УССР), 5. кафедра общего землеведения (выделить из кафедры региональной физической географии).
1972 год: 1. кафедра теоретической физики (выделить из кафедры физики), 2. Кафедра физиологии растений (выделить из кафедры биологии), 3 и 4. Кафедры зоологии беспозвоночных и позвоночных животных (за счет разделении кафедры зоологии на две кафедры),5. кафедра французского языка (создается заново).
1973 год: 1. и 2. кафедры украинского языка и украинской литературы (за счет разделения кафедры украинского языка и литературы), 3. кафедры общего языкознания (за счет разделения кафедры русского языка).
Для вновь создаваемых и укрепления существующих кафедр планировалось пригласить и подготовить в институте докторов наук профессоров.
Из документа узнаем, что А. Ф. Переход ставил вопрос о передаче университету карадагской биологической станции АН УССР как научной базы для изучения биологии черного моря, отдела Крымской археологии института археологии АН УССР, а также парка «Салгирка», на землях которого планировал заложить ботанический сад университета.
Для расширения материально-технической базы вуза планировалось строительство новых общежитий, возведение спортивно-оздоровительного лагеря в Алуште, реконструкция столовой, благоустройство территории, строительство спортивного комплекса.
Как видим сегодня, все задуманное ректором было осуществлено.
«Пришлось выдержать титаническую борьбу за отвод земель для строительства, по существу, нового института и студенческого городка – я понимал, что местоположение будущего университета выбираем даже не на десятилетия – на века. Я же упорно считал, что для реализации замысла воссоздания Таврического университета в Симферополе есть единственное, достойное этого замысла место – парк «Салгирка». Трижды городские власти выносили неприемлемое для меня решение, трижды я его опротестовывал в облисполкоме. Помощь пришла со стороны обкома партии… В результате нам выделили 40 гектаров земли в конце Ялтинской улицы на заброшенных землях, когда-то принадлежавших графу Воронцову, а затем учхозу сельхозинститута. Это был грандиозный успех, честь которого в определяющей степени принадлежит мне – я не скрываю, что очень им горжусь. Жизнь подтвердила мою абсолютную правоту и прозорливость в выборе места для строительства университета – теперь, через сорок лет, видно всем, как он хорошо расположен.
После отвода земли, которого я добивался, можно было считать, что первый краеугольный камень будущего университета заложен. Мечта приобретала реальные очертания» — писал в мемуарах А. Ф. Переход.
Опытный организатор науки и хозяйственник Александр Федорович понимал, что одновременно с учебными корпусами надо развивать и студенческий городок. Первостепенным было строительство учебных корпусов и общежитий:
«Участие всех преподавателей в строительстве было не просто активное. Мечта овладела умами – свободное от занятий время деканы, доценты, ассистенты отдавали стройке. Институт имел тогда только одну грузовую машину – но у 15 преподавателей были личные «Москвичи». Владельцы этих машин (проф. Делямуре, декан физико-математического факультета Бадальян, доц. Скрыдлов, Лебедев и др.) поочередно дежурили на стройке, выполняя поручения прораба. Одновременно со строительством мы мобилизовали все наши рабочие руки на озеленение и благоустройство окружающей территории – приводили в порядок Воронцовский парк, сажали в нем новые деревья, озеленяли берега Симферопольского водохранилища».
«Университет – это не здание и даже не оборудование. Эти условия необходимы, но недостаточны. Университет – это широкий выбор для получения образования, это действительно «высшее» качество обучения, это научная направленность и передовые взгляды в науке, это, наконец, культурный и духовный центр для всего Крыма» (Воспоминания А. Ф. Перехода. Крымский архив, 2009, № 11).
Неутомимый куратор нововведений продолжил совершенствование вуза – пригласил в КПИ более 200 ученых, способствовал открытию новых направлений подготовки, становлению научных школ, открытию агробиологической станции в Краснолесье, расширению сети учебных и полевых практик, спортивных и оздоровительных баз.
Постепенно пединститут в Симферополе стал заметным явлением в регионе, а к концу 60-х гг. вошел в десятку лучших педагогических вузов страны, что предопределило реорганизацию КПИ в университет.
«Мы были первыми – такой чести до нас не удостаивался еще ни один пединститут. Мечта сбылась», — писал в мемуарах А. Ф. Переход (Воспоминания А. Ф. Перехода. Крымский архив, 2009, № 11).
Вуз продолжил расширяться и модернизироваться – в 1975 году в строй был введен лабораторный корпус «Б», где располагались факультеты естественных наук и истории.
Строительство корпусов https://museum.cfuv.ru/history/photochronicle/ssu/building/
Корпуса и помещения СГУ https://museum.cfuv.ru/history/photochronicle/ssu/premises/
Одновременно с учреждением нового учебного заведения в Крыму был утвержден и его устав, который регламентировал работу обновленного учреждения.
В уставе были прописаны задачи вуза, специальности, права и обязанности студентов и преподавателей, подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров, структура университета, руководство, совет вуза и т.д. Устав был написан на 2 языках – русском и украинском.
90% материалов, которые представлены на выставке – новые экспонаты в фондах Музея истории, которые удалось собрать в ходе проведения опроса среди выпускников СГУ.
Опрос проводился с января по август 2022 года. За это время получено 54 ответа, удалось собрать более 50 новых фотографий. Благодаря данным опроса, сотрудникам Музея истории КФУ удалось подружиться с выпускниками СГУ разных годов выпуска и из различных стран мира. Мы рады сегодня видеть многих выпускников, принявших активное участие в нашем опросе и выступивших дарителями представленных сегодня экспонатов на презентации выставки. Еще больше новых фотографий представлено на нашем сайте.
Большая ценность данных опроса – их практическое применение. Воспоминания выпускников СГУ о самом ярком периоде молодости наполнены эмоциями, это позволяет и нам с вами прикоснуться к тем временам, а не просто перечислять сухие факты эпохи. На сегодняшний день по материалам опросов создано:
- Экспозиция «Первые студенты СГУ вспоминают (70-е годы)» https://museum.cfuv.ru/первые-студенты-сгу-вспоминают-70-е-гг/
- Экспозиция «Университетская повседневность: студенты Симферопольского госуниверситета имени М. В. Фрунзе 80-х гг. вспоминают…» https://museum.cfuv.ru/университетская-повседневность-сту/
- Фотолетопись «Иностранные студенты Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе» https://museum.cfuv.ru/иностранные-студенты-симферопольско/
В планах создание он-лайн выставки о периоде обучении в СГУ в 90-х гг., а также развернутой выставки об иностранных студентах.
Изменение статуса вуза означало и перевод всей документации и программ на новые требования. В фондах Музея хранится диплом СГУ образца 1972 года. Из документа узнаем, что студентка Наталья Владимировна Невкрытая (Семенкина) поступила в КГПИ в 1968 году, а в 1972 году закончила Симферопольский государственный университет имени М. В. Фрунзе. Так выглядели все дипломы студентов, поступивших в главный крымский вуз до 1972 года.
Вуз получил статус университета, включал самые востребованные специальности, имел в своем штате лучших преподавателей и ученых, а это значит, что конкурс на поступление был серьезным. Для поступления в вуз необходимо было сдать комплект документов: школьный аттестат, характеристика из школы, медицинская справка, награды и похвальные грамоты.
Об этом узнаем из документа «Расписка в приеме документов в СГУ» за 1980 год Е. Б. Грищенко де Висент. Документ представлен в копии, а оригинал сегодня хранится в семье выпускников СГУ 80-х гг. Елены и Глендиса в Венесуэле.
Елена Борисовна поступила в университет со второго раза в 1980 году, так как:
«На истфаке всегда был высокий конкурс на место».
«В 1980-е годы исторический факультет Симферопольского госуниверситета считался самым престижным факультетом гражданского вуза не только в Симферополе, но и во всем Крыму. Конкурс достигал 7–8 человек на место. По меткому выражению одного из наших профессоров «Где только историки не работают» (имелось ввиду, что выпускники истфака работали не только и не столько учителями истории, а были будущими кадрами для партийных и комсомольских органов, КГБ, МВД и т.д.»,– вспоминает выпускник исторического факультета СГУ 1991 года Евгений Владимирович Макаренко.
Не легче было поступить и на географический факультет:
Студентка географического факультета СГУ 1975–1980 гг., а после получения диплома и преподаватель вуза Татьяна Федоровна Кальфа вспоминает: «поступала с 1972 г. Конкурс был до 8 человек на место. Сдавали 4 экзамена: географию, историю, математику и сочинение. Все предметы устно и только по русскому языку писали сочинение. Абитуриент должен был уметь грамотно излагать материал, отвечать на вопросы, логически мыслить».
Вступительная компания длилась две недели, а самым массовым экзаменов было — сочинение, которое все абитуриенты писали сочинение в большом читальном зале Научной библиотеки университета.
Для абитуриентов также был доступен так называемый нулевой факультет, по результатам выпускных экзаменов с которого слушатели становились студентами СГУ. Об этом вспоминает выпускница истфака СГУ 1982 года, ветеран труда КФУ Татьяна Николаевна Катеринчук:
«поступила в декабре 1976 г. на нулевой факультет. В 1976-м первокурсники нулевого факультета получали стипендию, а поступали по результатам выпускных экзаменов с нулевого факультета».
Поступившие студенты получали пропуск в новую жизнь. Она начиналась с приглашения на празднование Дня знаний, посвящения в первокурсники и заселения в общежитие для иногородних.
В Пригласительных печаталось и торжественное обещание студента, после торжественной части была и неформальная – особенная для каждого факультета. Посвящение в географы, например, проходило в горах.
«Первый курс и желающие старшекурсники выходили в горы с ночевкой, проводили там туристические конкурсы, пели у костра, играли на гитаре, – рассказывает выпускник географического факультета СГУ 1988 года, научный сотрудник Учебно-методического научного центра «Институт спелеологии и карстологии» КФУ Геннадий Николаевич Амеличев.
После зачисления в университет новоиспеченным студентам выдавали студенческие билеты, посвящали в студенты, селили в общежитие. Как жилось в университетских общежитиях?
Студенты СГУ разных лет оставили свои искренние воспоминания о периоде проживания в общежитиях:
«На курсе из 50 человек больше 40 были иногородние, почти все жили в общежитии. К сессии готовились вместе по 5–6 человек. Учились большинство без троек (на 1 курсе было похуже).
Жила в общежитии, на 1 курсе в «Романтике» – это в парке Салгирка. Жили по 5–6 человек, было не очень комфортно. На 2 курсе жили на ул. Беспалова (4 чел. в комнате), а с третьего курса стали жить в новом общежитии на ул. Радищева (2 чел.). Здесь, конечно, было комфортно и уютно. Ни каких проблем с проживанием не было», – вспоминает студентка географического факультета СГУ Г. А. Манаева (выпуск 1976 года).
Подробные воспоминания о жизни в общаге оставила студентка географического факультета 1974–1979 гг. СГУ, преподаватель университета Александра Борисовна Швец.
«В общежитии студгородка я проживала все годы студенчества, обучения в аспирантуре СГУ и даже, став преподавателем. Общий стаж проживания в одном единственном 3-ем общежитии на ул. Радищева – 11 лет. Я начинала жить в третьем общежитии в тот год, когда на месте сегодняшней спортивной площадки в студгородке был пустырь, заросший травой. Всех отличников разных факультетов, сдавших вступительный экзамен на 5, собирали в так называемую «золотую роту» и посылали бороться с бурьяном на пустыре, предварительно получив тяпку. Пока мы боролись с бурьяном, наши будущие однокурсники сдавали вступительные экзамены. На пустыре возвышались всего два общежития: второе и третье (там жили математики и физики). Третье общежитие, по сравнению со вторым, считалось самым комфортным (были комнаты на 2-х и трёх человек, + два душа и 2 туалета на этаж, + несколько кухонь на этаже). Повышенная комфортность третьего общежития была отмечена проживанием там иностранных студентов, в основном из социалистической на то время Польши. В третьем общежитии жили географы, биологи, химики и филологи-иностранцы. В 1979 году всех естественников перевели в новые 4-е и 5-е общежития, а третье полностью заняли филологи. Правила посещения общежития были суровыми: обязательное покидание общежития в 23.00 для всех гостей. Гости обязательно сдавали на вахте свои студенческие билеты. Строго следили за уборкой кухонь. Соблюдать порядки в общежитии было несложно, если вёл себя вежливо».
Большим стимулом для студентов было получение стипендии. Согласно воспоминаниям выпускников СГУ, стипендии в 1972 году составляла 21 рубль, повышенная 28, к концу 70-х размер стипендии составлял 40 рублей, а повышенной 45 рублей. В 1986 году стипендия была увеличена до 62.5 рублей и 75 рублей. Хватало ли этих сумм студентам?
«Повышенная за успеваемость с надбавкой за педагогичность профиля – 75 рублей. Девять семестров. Один было 62,50 – из-за Шумилинской четвёрки. Полноценная зарплата. При желании на неё можно было жить. Билет до Питера плацкартный со льготой – 7 рублей, самолёт – около 20. Продукты и остальное более чем доступны», – рассказал Александр Алексеевич Хлевов – выпускник исторического факультета СГУ 1991 года, профессор в севастопольском филиале МГУ.
Тем студентам, кому стипендии было недостаточно, помогали родители – деньгами и продуктами. Как и сегодня, студенты СГУ подрабатывали репетиторами, вожатыми, грузчиками и кочегарами, инструкторами по туризму, печатали курсовые работы, также при кафедрах можно было найти подработку.
«Помню, был дом культуры «Маяк» и я там работала даже вахтершей, в школе подрабатывала и пионерважатой в летний период. А еще подрабатывали на старших курсах на кафедре. Кафедрам университета давали темы. Мы, например, рисовали морские карты, раньше ведь не было фотошопа и все с перышком через «дралоскап» (это специальное устройство, на 2 стульях стекло, а под стеклом лампа). Так что умею рисовать карты, делать отмывку. И до сих пор могу перечислить все 14 морей, омывавших берега Советского Союза – мы все их изучали», – вспоминает студентка кафедры океанологии географического факультета СГУ, 1984–1989 гг., Юлия Николаевна Белоголовая (Ласовская).
Уникальной практикой подработки для студентов главного крымского вуза стало участие в отряде проводников железнодорожного транспорта.
Фонды Музея истории КФУ в текущем году пополнили фотографии из личной коллекции выпускницы математического факультета СГУ 1985 года Антонины Викторовны Никулиной – выпускницы математического факультета СГУ 1985 года, которая ярко описала свою работу проводницей во время учебы.
«Была членом студенческого отряда проводников железнодорожного транспорта. Для работы в отряде проводников брали только студентов 4 курса или студентов, которые были постарше. Нас обучали азам профессии проводника с начала апреля. После занятий в университете ехали в парк экипировки поездов, где проходило наше обучение «на проводника». Учили всему – правилам безопасности, ведению и заполнению сопроводительных документов, оказанию первой медицинской помощи, пользоваться нагревательными и электроприборами вагона, и многому другому. Пропускать занятия было нельзя. Два пропуска и вылетаешь из отряда. Обучение заканчивалось экзаменом, который надо было постараться сдать. Всё очень строго. Ведь проводник отвечает за безопасность вверенных ему людей. По окончании студенческой сессии мы уходили в рейс и в начале сентября заканчивали наши поездки. Матфак сопровождал скорый поезд №34 Симферополь – Москва. В пути 23 часа. Ездили по два человека. Одна смена: Симферополь – Москва, Москва – Симферополь, Симферополь – Москва, Москва – Симферополь. В наши обязанности входило: посадка и высадка пассажиров, проверка проездных документов, обеспечение пассажиров в пути следования горячим чаем и чистым бельём, содержание вагона в чистоте, заполнение информационных «бегунков», уборка вагона по окончании рейса и его экипировка к следующему рейсу. Поначалу было трудно, хотелось спать, уставали, но потом втянулись. Мне очень нравилась такая работа. Зарплату нам платили, но уж не помню сколько. Молодым сколько не дай, всё мало. Так и нам. Самое приятное было то, что в Москве было время и город посмотреть, и по магазинам походить, и парк культуры и отдыха посетить. Работа в студенческом отряде проводников оставила приятные и радостные воспоминания. Мы там все были как одна семья, помогали друг другу, выручали друг друга».
На этом же поезде трудились и студенты филологического факультета СГУ, об этом в опросе рассказала выпускница филологического факультета СГУ 1987 года, преподаватель университета Людмила Владимировна Валеева (Кольченко).
Участие во всероссийских строительных отрядах хорошо оплачивалось и многие студенты использовали такой вид подработки.
Студенты факультета естественных наук СГУ (химики) работали на строительстве пивзавода в 1981 г., математики на Мелькомбинате (на выбое муки, на заводе сантехпром, историки на консервном заводе Симферополя), а также на строительстве санатория Курпаты.
Выпускник исторического факультета СГУ 1987 года, преподаватель университета Сергей Петрович Горлянский вспоминает: «два года стройотряд исторического факультета принимал участие в строительстве комплекса Дружба (ныне санаторий Курпаты). Никто не фотографировал, мы водопровод тянули к санаторию, в скалах рыли траншею». Сергей Петрович в студенческие так же был членом Добровольной народной дружины.
Еще одной традицией начала обучения была работа в колхозе. Из «Акта государственного инспектирования Симферопольского государственного университета» (Фонды Музея истории КФУ) узнаем:
«Учебный процесс в университете ведется по утвержденным планам. Студенты младших курсов обучаются по новым учебным планам, утвержденным в 1983 году. На основе типовых составляются рабочие учебные планы, в которые вносятся коррективы в связи с отвлечением студентов от учебных занятий на сельскохозяйственные осенние работы. Это отвлечение происходит на срок свыше одного месяца, привлекают на работы и студентов первого курса. Отвлечение проводится независимо от вуза».
«Работали в совхозе, нас было где-то 5 девчонок, часть нас остались на кухне и рядом с жильем были склады местного завода, где изготовляли консервы из овощей местной продукции. Мы им помогали чистить и укладывать готовые банки, ребята работали в поле. Работали один месяц, в августе. Кто работал в стройотряде, освобождался от работы в колхозах в сентябре. Труд оплачивался, получали почти среднюю зарплату, в зависимости от выработки! Больше, чем стипендия (40 руб.). Кормили хорошо, три раза в день + витамины в поле!», – поделилась воспоминаниями выпускница исторического факультета СГУ 1985 года Елена Борисовна Грищенко де Висент.
«Осенний выезд на сельхозработы по сбору яблок на 1 и 2 курсах). Одно из самых запоминающихся событий. Месяц жить в бараках с удобствами на улице, поездки в сад в открытой грузовой машине с песнями из репертуара «Машины времени» и многое, многое другое!», – рассказала выпускница СГУ Людмила Владимировна Валеева (Кольченко).
Не все студенты стремились работать одновременно с учебой, так как считали, что это отвлекает от основной студенческой деятельности. Выпускница исторического факультета СГУ 1989 года, преподаватель КФУ Жанна Владимировна Соколова вспоминает:
«Я все время тратила на учебу и даже участвовала в акции-требовании продлить время работы читальных залов университета не до 20.00, а до 22.00».
Визитной карточкой вуза с 1970 года стал памятник Михаилу Васильевичу Фрунзе. Открытие памятника М. В. Фрунзе во дворе Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе состоялось в 1970 году. Автором композиции стал известный скульптор, создатель памятника В. И. Ленину в сквере напротив железнодорожного вокзала и постамента «Три грации» в Гагаринском парке Симферополя, бюста Даши Севастопольской (здание Панорамы Оборона Севастополя) и ряда других монументальных памятников на полуострове, Владимир Васильевич Петренко. Бюст М. В. Фрунзе выполнен из гранита и находился на территории главного крымского вуза 43 года. В апреле 2013 года объект культурного наследия регионального значения «Памятник М. В. Фрунзе, 1970 год, 2013 год» был перемещен к одному из университетских корпусов по адресу ул. Студенческая, 10, где находится и по сей день.
Все годы функционирования СГУ бюст Фрунзе находился в центре основных событий университетской жизни – возле него проходили торжественные линейки в День знаний, здесь же выпускники фотографировались для выпускного альбома.
Университет это не только студенты, но и преподавательский состав. Выпускники с большой теплотой вспоминают своих наставников.
В 1986 году в университете численность профессорско-преподавательского состава составляла 471 человек, в т.ч. 30 профессоров, докторов наук и 260 доцентов, кандидатов наук.
Биологи вспоминают
«Профессор Делямуре, Александр Сергеевич Скрябин, зам.декана Трещев. На кафедре я занимался научной работой вместе с Павленко под руководством Натальи Арменовны Темурьянц, Сидякина, Ивана Ивановича Коренюка», – поделился воспоминаниями выпускник факультета естественных наук СГУ 1977 года, кандидат биологических наук, преподаватель И. И. Хандожко.
Географы вспоминают:
«Мне повезло с преподавателями – это легенды не только географического факультета, но и университета. Неповторимые, удивительные лекторы, такие как декан факультета, доцент И. Г. Губанов, доцент А. А. Клюкин, прекрасный полевик В. П. Душевский, энциклопедист В. М. Шумский, потрясающие И. Т. Твердохлебов и В. Н. Дублянский, П. Д. Подгордецкий. Доцент Т. Д. Водопьянова сумела привить нам любовь к ботанике. Преподавал у нас известный не только в Крыму, но и за рубежом палеонтолог Н. И. Лысенко. Студенты факультета до сих пор вспоминают душевную и требовательную Л. А Багрову», — поделилась воспоминаниями Т. Ф. Кальфа
Историки вспоминают:
«Профессор Секиринский С. А. – интеллигентнейший человек, читал лекции так доступно, что стыдно было не знать истории Средневековья; Герцен А. Г., увлечённый своим Мангупом, заражал энтузиазмом; Кащенко С. Г., любимец студентов, старались не попасть ему на острый язык; умнейшие Бабичев Г. С..; восторженно интеллигентная Петрова Э. Б., для которой Древняя Греция – вершина развития цивилизации и полная её противоположность Буров Г. М., настаивающий на том, что римляне куда как превзошли греков. Запомнился Лешуков Ю. А., который так досконально знал события Великой Отечественной, что мы поражались, как это можно всё удержать в голове»,– вспоминает преподавателей исторического факультета студентка СГУ, 1982–1987 гг., Вера Анатольевна Богатикова.
Математики вспоминают:
«Копачевский (любовь к студентам, к предмету); Орлов (юмор, ум),Колесников (прекрасное знание предмета, человечное отношение к студентам), Мягков (рука помощи в трудную минуту), Радик (отличная практика), Додонов (юмор, знание предмета), Пивоваров. Так я и работала все годы в школе, как они меня научили», – ностальгирует выпускница кафедры прикладной математики СГУ 1987 года Ирина Валентиновна Сидельникова.
Естественники вспоминают:
«М. В. Юрахно (зоология), В. Н. Сагатовский, Ф. В. Лазарев (философия), Э. Г. Бирюлева (ботаника), В. Г. Блохин (физиология и биохимия растений). Они запомнились своей яркой индивидуальностью, высокими интеллектуальными и преподавательскими способностями. Это были выдающиеся люди в полном смысле слова»,– рассказала студентка факультета естественных наук СГУ, 1979–1985 гг., Ирина Борисовна Просянникова (Голубь).
Все фотографии преподавателей СГУ
Экспозиция «Первые студенты СГУ вспоминают (70-е годы)» https://museum.cfuv.ru/первые-студенты-сгу-вспоминают-70-е-гг/
Экспозиция «Университетская повседневность: студенты Симферопольского госуниверситета имени М. В. Фрунзе 80-х гг. вспоминают…» https://museum.cfuv.ru/университетская-повседневность-сту/
В экспозиции представлен целый арсенал документов преподавателя периода СГУ на примере коллекции историка, Галины Викторовны Сигаевой. Галина Викторовна Сигаева (25.08.1938–03.03.2016) — выпускница историко-филологического факультета Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе. С 1975 по 2014 годы – преподаватель, доцент кафедры истории СССР — российской истории исторического факультета Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе (с 1999 г. Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского).
Эти документы впервые демонстрируются публике и были переданы в фонды Музея в текущем году родственниками. Здесь и комсомольская книжка, учетная карточка члена КПСС, билет члена профсоюза, удостоверение к медали «Ветеран труда», удостоверение ветерана труда, рукописные конспекты лекций. Родственники преподавателя рассказали, что Галина Викторовна тщательно следила за новыми публикациями, поэтому лекции писала свои на листах небольшого формата, чтобы можно было их легко заменить на более новую информацию. Отражением эпохи является и справка о депонировании рукописи – современный аналог – публикация в научном периодическом издании.
Подробнее: Личные документы и фотографии историка Галины Викторовны Сигаевой https://museum.cfuv.ru/личные-документы-и-фотографии-истори/
В неразрывной связке с преподавателями вуза проходили и многочисленные практики студентов СГУ.
«Практика у всех студентов-биологов проходила в одном месте – на базе полевых практик в с. Краснолесье Симферопольского района»,– вспоминает выпускница кафедры физиологии растений факультета естественных наук СГУ в 1979–1985 гг., Ирина Борисовна Просянникова (Голубь).
Историки на практике:
«1 курс – археологическая практика на римском укреплении на Максимовой даче (недалеко от Херсонеса); 2 курс – пионерская практика в лагере «Родничок» в Евпатории, 3 курс – музейно-архивная практика (2 недели в архиве Симферополя, 2 недели в музеях Ленинграда), 4 курс был без практики, но случился Чернобыль и мы поехали в Евпаторию в пионерский лагерь «Дзержинец» работать с эвакуированными детьми из Киевской области», – рассказала выпускница исторического факультета СГУ 1987 года Вера Анатольевна Богатикова (Смурыгина).
Географы выезжали в дальние практики
«Географический факультет имел в СГУ самое большое количество полевых практик. Они подразделялись на внутренние (крымские) и дальние за пределами Крыма. Я в студенческий период участвовала в Кавказской дальней практике по Северному Кавказу и Закавказью. На этой практике мы учились «видеть то, что знали», иными словами географическую теорию мы проверяли экспедиционной практикой. Это незаменимый опыт. Географа нельзя вырастить в аудитории. Если он не увидит тундру или тайгу, он будет думать, что это сказочные места. А жизнь в экспедиционных условиях – это, прежде всего, терпение и большой труд», — поделилась воспоминаниями выпускница географического факультета 1974–1979 гг. СГУ, преподаватель КФУ Александра Борисовна Швец.
В экспозиции представлен новый экспонат – «Письма студентов географического факультета СГУ, проходящих дальнюю полевую практику на Кавказе». Письма адресованы Людмиле Александровне Багровой и Петру Дмитриевичу Подгородецкому — преподавателям географического факультета СГУ в 80-х гг. Дарителем этих ценных экспонатов выступила Людмила Александровна Багрова – выпускница географического факультета Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе (1959 г.), кандидат географических наук, преподаватель, доцент географического факультета университета (с 1972 по 2015 гг.), вдова Н. В. Багрова.
«Дорогие наши Людмила Александровна и Петр Дмитриевич!Мы так скучали за вами и нашим родным домом. Все «ждем», когда это чувство смогут заглушить в нас Кавказские реки. Держимся стойко!
Марку Симферополя держим высоко. За нас (хоть и без нашего участия) обязательно тост у костра. Экспедиция в плане состава подобралась хорошая – мы довольны.
Впечатления о профессоре не такие бурные, как у наших предшественников. До конца выстоим, не подведем.
На этом заканчиваем. Привет всем и от всех. С уважением ваши бесславные представители славного Симферополя. 26 июля 1986 года»
Практически одновременно с получением вузом нового статуса в университет приехали и первые иностранные студенты. Ими стали 25 человек из Польской Народной Республики, которые проходили подготовку по специальности «Русский язык и литература» в 1973 году. В фондах Музея хранится редкий экспонат – выпускной альбом первых иностранных студентов СГУ. Здесь запечатлены памятные фотографии с учебы и конференций, торжественный выпуск, на котором присутствовали и родители студентов-поляков. Все выпускники из Польской народной республики оставили для преподавателей свои адреса.
Подробнее «Выпускники-поляки Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе: альбом 1979 года» https://museum.cfuv.ru/выпускники-поляки-симферопольского/
Еще одним уникальным экспонатом является альбом студента 4 курса филологического факультета Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе Хусейна Фаттаха, приехавшего на учебу из Ирака. Год составления 1984.
Подробнее «Памятный альбом иностранного студента СГУ «Я учусь в СССР» https://museum.cfuv.ru/памятный-альбом-иностранного-студен/
Студент Фаттах описывает историю своей Родины – Ирака, характеризует памятники архитектуры. Отдельная глава альбома посвящена роли В. И. Ленина в жизни молодого иракца. Интересен раздел «Симферополь», в котором студент описал свои первые впечатления от столицы Крыма. Он записал в дневнике: «Симферополь произвел на меня благоприятное впечатление…. Во время своего пребывания в Симферополе я отмечал как город ширится, украшается рабочими руками симферопольцев».
Последний раздел посвящен литературе: Хусейн выписал в дневник стихотворения средневекового арабского поэта Дик Аль-Джина, иракских поэтов Казым Ас-Самави и Мааруфа Аррассафи (имеется в виду Мааруф ар-Русафи ибн Абд аль-Гани – иракский поэт, педагог и литературовед XX века).
Текст проиллюстрирован открытками на русском и арабском языках с призывами остановить террор в Ираке, фотографиями мечетей и репродукция картин, вырезками из советских открыток, портретами Ленина и др.
Иностранные студенты СГУ с большим теплом вспоминают годы обучения в СГУ. В экспозиции представлены студенческие и современные фото выпускников исторического факультета СГУ Глендиса Хосе Висент Поланко (Венесуэла) и Луиса Альберто Гутьеррез Бохоркеза (Перу).
Глендис Хосе Висент Поланко (Венесуэла), учился в СГУ в 1982–1987 гг. После окончания приехал на родину (Венесуэла), где начал работать в университете Universidad de Oriente преподавателем истории Латинской Америки на факультете общественных наук, позже представителем регионального Министерства высшего образования по вопросам вступления абитуриентов в национальные университеты, деканом подготовительного отделения, деканом факультета общественных наук. В университете проработал до 2016 года – 27 лет. В 2017 году вышел на пенсию, но продолжает работать по специальности в университете медицинских наук имени Hugo Chávez Frías.
Луис Альберто Гутьеррез Бохоркез – студент исторического факультета СГУ 1984–1989. После возвращения на родину Луису оказалось трудно найти работу из-за деятельности перуанской маоистской организации «Сендеро Луминосо» (светлый путь). Работал в редакции газеты «Унидад» (единство), затем недолго работал в государственном университете в Уачо на севере от города Лима, который вскоре взяла под контроль армия. Обучение Луис продолжил и на родине: освоил технический русский и английский языки. Знание русского языка в сложное в стране время помогло Луису найти работу в Военном училище армии Перу. Основной задачей историка был перевод инструкций к российскому оружию, используемому армией его государства, а также инструктирование курсантов по использованию этого оружия.
Работал профессором истории в педагогическом институте «Виктор Андрес Белаунде» в Лиме и других институтах Перу. Позже стал работать преподавателем социальных наук и английского, заместителем директора одной из местных школ.
В экспозиции представлена копия студенческого билета Луиса Альберто Гутьеррез Бохоркеза, фотография с церемонии вручения диплома. Вручает профессор В. Ф. Шарапа. Фотографии иностранных студентов периода обучения в СГУ и фотографии выпускников на Родине 2022 г.
Подробнее «Иностранные студенты Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе» https://museum.cfuv.ru/иностранные-студенты-симферопольско/
Продолжил традиции, заложенные А. Ф. Переходом второй ректор СГУ – Апостолов Леонид Георгиевич – ректор Симферопольского государственного университета им. М. В. Фрунзе в 1977–1985 гг. Он приехал в Крым из Днепропетровского государственного университета уже в звании профессора, возглавлял университет до 1985 года. До 2001 года заведовал кафедрой экологии и рационального природопользования.
Подробнее о Л. Г. Апостолове https://museum.cfuv.ru/history/rectors/gallery-of-rectors/apostolov_l_g/
Третьим ректором СГУ был А. Г. Шеин – ректор Симферопольского государственного университета им. М. В. Фрунзе в 1985 – 1988 гг. также как и его предшественник на посту ректора приехал из Украины – Харьковского государственного института радиоэлектроники. После сложения ректорских полномочий трудился в университете до 1991 года. С 1992 по 2014 гг. – профессор Волгоградского государственного технического университета.
Основатель научной школы радиофизики Симферопольского государственного университета им. М. В. Фрунзе. Под руководством А. Г. Шеина защищено шестьдесят три диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, три – на соискание доктора наук.
Подробнее об А. Г. Шеине https://museum.cfuv.ru/history/rectors/gallery-of-rectors/shane_a_g/
В 90-х гг годах вуз ждало много изменений. Согласно документу «Итоги минувшего ученого года и задачи коллектива университета в новом 1991–1992 учебном году» узнаем, что «в отчетном году ректором, деканатами и кафедрами была продолжена работа по совершенствованию учебных планов и программ, развитию материальной базы вуза, несмотря на определенные экономические трудности и проблемы». Распад СССР, образование новых государств, проблемы экономические сказались и на работе вуза. Начались «темные времена» для университета.
Согласно воспоминаниям выпускников помещения постепенно разрушались, зимой не отапливались.
«В силу того, что обучение пришлось в 90е, а в этот период финансирование ВУЗа почти прекратилось, практики организовывали своими силами в Крыму», – рассказала в опросе выпускница географического факультета СГУ 1998 года, руководитель Учебно-методического научного центра «Институт спелеологии и карстологии» КФУ им. В.И. Вернадского Науменко Вера Григорьевна.
Тем не менее, вуз продолжал выполнять свои функции. Открывались новые направления подготовки: крымскотатарский язык и литература, математическое и программное обеспечение вычислительных машин и автоматизированных систем, математическое обеспечение автоматизированных систем управления и проектирования, физическая география, ландшафтная экология, и даже состоялось открытие нового факультета – юридического.
В этот период руководил вузом Вячеслав Григорьевич Сидякин – ректор Симферопольского государственного университета им. М. В. Фрунзе в 1988 – 1999 гг.
Вячеслав Григорьевич – выпускник Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе 1962 года. Прошел все этапы карьерной лестницы в институте-университете от преподавателя кафедры анатомии и физиологии человека и животных до ректора вуза. После окончания ректорства был избран на должность заведующего кафедрой физиологии человека и животных и биофизики Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Под руководством В. Г. Сидякина защищено семь диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.
Несмотря на проблемы в государстве, студенческие годы всегда вспоминаются как наиболее счастливые и беззаботные.
Неслучайно в нашей экспозиции расположен фотоаппарат «ФЭД-3». Он является символом студенческого досуга, ведь фотография была не только одним из распространенных хобби в те годы, но и помогала запечатлеть наиболее яркие моменты студенческой жизни.
Например, фотографией увлекался специализант кафедры истории Украины исторического факультета СГУ, 1986–1991 гг., Евгений Владимирович Макаренко. Сегодня Евгений Владимирович – директор МБОУ СОШ № 35 г. Симферополя. Благодаря его увлечению однокурсники Е. В. Макраренко передали в фонды Музея многочисленные снимки студенческой эпохи.
Какие же студенческие праздники улавливала чувствительная пленка аппарата?
«Были праздники, студенческие вечера: новогодние, на 23 февраля, 8 мая. Делали стенгазеты. Отмечали скромно: шампанским с пирожными. Шампанское стоило около 4 рублей. Были различные вечера, ходили в разные кафе (любимое «Малинка» за кинотеатром «Мир»). Дни факультета с тематическими, театрализованными вечерами (готовили выступления на различные учебные темы. Например, я принимала участие в Дне Историка, разыгрывая сценку из жизни первобытной семьи в пещере. Моя однокурсница и подруга Марина Ищенко принесла козью шкуру, для того чтобы я могла, облачившись в нее, создать образ первобытной женщины. Профессор С. Г. Кащенко был приятно удивлен нашим номером», – вспоминает Т. Н. Катеринчук.
Самым большим событием был день факультета, 1 апреля. Всегда к нему готовились – рисовали плакаты, писали шутки, организовывали праздничный концерт, на котором выступали и студенты, и преподаватели. У меня остались пригласительные на такой концерт. Много читали, ходили в походы по горному Крыму, посещали музеи – художественный, краеведческий. Особенно нравилось ходить в кинотеатр и театр. Не пропускали премьер», – вспоминает А. В. Никулина
Были и научные студенческие секции, спортивные, туристические. В вузе были музыкальные коллективы, даже ансамбль арфисток.
«Встреча 1 и 5 курса, спортивные соревнования и эстафеты. Состязания разных факультетов, танцы, дискотеки. КВН, литературные вечера, встреча с поэтами и музыкантами, научные доклады. Я ездила с докладом в МГУ, помню, доклад делала о зонах апвеллинга [подъём глубинных вод океана к поверхности] Мирового океана. Время на все хватало, я даже занималась танцами и еще успевала заниматься в Симферопольском ДОСААФ – прыгала, летала… Ну рестораны, походы, бурная была жизнь. Были праздники и посиделки, собирались в старой столовой и на кафедре. Ходили в кино, театры, кафе, иногда в ресторан «Океан», – вспоминает Ю. Н. Белоголовая (Ласовская).
За активную культмассовую работу студентов поощряли.
Выпускник исторического факультета СГУ 1992 года, член КВН команды СГУ, игравшей в высшей лиги КВН с 1992 по 1995 гг, археолог Сергей Альфредович Мульд вспоминает
«Возглавлял культурно-массовую работу на факультете. За что был поощрён поездкой на практику в Чехословакию».
В годы обучения немало было и курьезных ситуаций:
Владимир Широков поделился воспоминаниями о том, что студента из Афганистана, которого звали Факир, одногруппники научили выражению «Факир был пьян и фокус не удался», которое он с удовольствием использовал в различных ситуациях.
Студентка географического факультета СГУ, 1984–1989 гг., Юлия Николаевна Белоголовая (Ласовская) вспоминает:
«Первые годы были самые тяжелые. На 4 этаже главного корпуса, когда только пришли на учебу нас встречали приветственные стенгазеты и я запомнила сравнения студентов: 1 курс – без вины виноватый, 2 курс – сон-трава, 3 курс – дубы и 4 курс – пеньки. Вообще было 5 сравнений, ну вот с годами подзабыла».
Выпускник физического факультета СГУ 1976 года, заведующий кафедрой компьютерной инженерии и моделирования Физико-Технического института КФУ Виктор Васильевич Милюков вспоминает:
«Расчеты для дипломной работы на ЭВМ велись по ночам, на предзащите я уснул и проспал за столом у профессора более 2 часов, все это время профессор читал работу, проверял результаты. Можете такое сейчас представить?», – рассказал В. В. Милюков.
Так за учебой и ярким досугом молниеносно пролетали годы обучения. Окончание университета сопровождалось защитой дипломной работы, сдачей государственных экзаменов и созданием выпускного альбома курса.
По традиции факультеты составляли памятные альбомы. Перед вами памятный альбом историков 80-х гг. В фондах Музея также хранятся альбомы кафедры научного коммунизма, приложением к диплому студента 6 курса Вадима Александровича Кутайсова, а также другие альбомы факультетов СГУ, с которыми можно ознакомиться самостоятельно.