Музейная практика 2020 г.

Музейная практика студентов исторического факультета 2020 года

Музейная практика: день 1 (6 июля 2020 г.)

Студенты 3 курса исторического факультета Таврической академии прошли музейную практику на базе Музея истории Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского с 6 по 15 июля 2020 года.

В первый установочный день практики студенты были ознакомлены с правилами безопасного поведения в Музее истории, правилами противопожарной безопасности, правилами поведения в экспозиционном зале и в помещениях фондов музея, правами и обязанностями руководителей и студентов. По итогам прохождения вводного инструктажа по технике безопасности студенты расписались в журнале регистрации инструктажа студентов по охране труда Музея истории Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

На вводном занятии студенты ознакомились со структурой практики, тематикой теоретической и практической частей, отчетными документами по практике, заполнили дневник практики. Практикантам был предложен список тем для творческой работы в Музее. Со списком тем «Мой музейный проект» можно ознакомиться здесь. С выполненными проектами можно ознакомиться здесь.

 

Музейная практика: день 2 (7 июля 2020 г.)

Во второй день музейной практики студенты 3 курса исторического факультета были ознакомлены с теорией и практикой по теме «Экскурсия и экспонат».

В ходе теоретической части практики были раскрыты темы: основные виды экскурсионно-массовой работы музеев, виды экскурсий, основные принципы построения экспозиции.

Практическая часть второго дня музейной практики была проведена в основном экспозиционном зале Музея истории КФУ имени В.И. Вернадского. Студенты прослушали развернутые экскурсии «100 лет служения науке», «Преподаватели и студенты вузов Крыма – участники боевых действий в годы Великой Отечественной войны».

Практиканты-историки получили возможность прикоснуться к экспонатам Музея истории, погрузиться в жизнь профессоров 20-30 гг. XX в.

После завершения теоретической и практической частей, студенты приступили к работе над индивидуальными музейными проектами.

 

Музейная практика: день 3 (8 июля 2020 г.)

Теоретическая часть третьего дня практики была посвящена основам музеологии. Студенты были ознакомлены с темами: предмет, объект, структура музееведения, музеология и музееведение, музейный предмет, зарождение и развитие музеев. История музейного дела в Крыму.

Практическая часть практики была проведена в главном корпусе Крымского федерального университета – Мемориале Н.В. Багрова, временной экспозиции «Преподаватели и студенты вузов Крыма – участники боевых действий в годы Великой Отечественной войны», расположенной в вестибюле актового зала на 2 этаже Таврической академии.

Студенты были ознакомлены с биографией, научной и политической карьерой первого президента Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Изучили основы составления топографической описи экспозиции на примере описи мемориала Н. В. Багрова. Практиканты прослушали экскурсию об эвакуации и реэвакуации структурных подразделений Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в годы Великой Отечественной войны, ознакомились с биографиями сотрудников университета – участников боевых действий в годы войны.

Практическая часть 3 дня практики была посвящена выемке документов из мемориала Багрова с последующей оцифровкой музейных экспонатов.

Завершающей частью дня стала работа над индивидуальными музейными проектами.

 

Музейная практика: день 4 (9 июля 2020 г.)

Четвертый день практики был посвящен изучению законодательной базы и фондовой работы в музее. Студенты расширили знания по темам: решение некоторых проблем первичного государственного учета при подготовке сведений для осуществления централизованного государственного учета, прием на постоянное хранение, хранение и использование отдельных видов музейных предметов, автоматизация учетной деятельности музеев, атрибуция музейных предметов, законодательная и нормативно-правовая база работы музеев Российской Федерации, источники пополнения фондов музеев.

Практическая часть четвертого дня музейной практики была посвящена основам атрибутирования музейных предметов. Студенты работали с главной инвентарной книгой Музея истории, осуществляли атрибутирование музейных предметов, указывая место и дату издания, высоту и ширину, пагинацию, изучали надписи и штампы, характеризовали степень сохранности предметов.

В завершении программы дня, студенты приступают к заполнению дневников практики и работе над индивидуальными проектами.

 

Музейная практика: день 5 (10 июля 2020 г.)

Пятый день практики был посвящен посещению Музеев Симферополя. Для практикантов была проведена экскурсия в Крымском этнографическом музее. Студенты-историки ознакомились с постоянными экспозициями «Мозаика культур Крыма», посвященной хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, обычаям, обрядам, традициям и праздникам более 20 народов полуострова, «Крымский ларец» – коллекция ювелирных украшений, посетили зал истории украинской вышивки – «Музей украинской вышивки им. В.С. Роик», а также выставку «Русский самовар. Традиции чаепития».

Практиканты получили возможность ознакомиться с уникальными коллекциями Крымского этнографического музея: украинских сорочек кон. XIX — нач. XX в., медной посуды, ювелирных украшений, в которой представлены женские пояса крымских татар и армян (кон. XIX – нач. XX в), навершия на фес, женские гарнитуры, коллекцией самоваров и предметов чайной церемонии.

Экскурсия студентов-историков в Центральном музее Тавриды позволила углубить знания практикантов по истории Крыма древнего периода, античности, Средних веков и Нового времени. Практиканты посетили залы посвященные истории Таврической губернии, революции и Гражданской войны, Крымской АССР, истории полуострова в годы Великой Отечественной войны.

Сотрудники научной библиотеки «Таврика» познакомили практикантов с уникальными фолиантами по истории Крыма.

 

Музейная практика: день 6 (13 июля 2020 г.)

Теоретический блок шестого дня практики был посвящен анализу виртуальных возможностей музеев Крыма, России и мира. Студенты были ознакомлены с виртуальными выставками, он-лайн экскурсиями, проектами, современными направлениями работы музеев.

Практиканты просмотрели видеоролики о современных музеях Российской Федерации, лучших музеях мира, ознакомились с типологией музеев.

Отдельным блоком была вынесена тема охраны культурного наследия. Студенты углубили знания о проблемах защиты памятников культуры в Республике Крым, ознакомились с историей и миссией ЮНЕСКО, изучили руководство по эвакуации музейных ценностей. Для теоретического блока музейной практики подбиралась только наиболее актуальная и свежая литература. С полным текстом руководства «Наследие в опасности» «Руководство по эвакуации музейных ценностей» можно ознакомиться на сайте ИКОМ.

Практическая часть дня была посвящена закреплению полученных знаний. Студенты были погружены в смоделированную среду нависшей над Крымом военной угрозы и приступили к отбору экспонатов Музея истории, обязательных для эвакуационных мероприятий. Практиканты получили возможность проанализировать и предложить идеи по поиску безопасного места для хранения экспонатов, изучили пакет документов, обязательный для подготовки музейных ценностей к эвакуации, сформировали команду, ответственную за эвакуацию, составили список необходимых расходных материалов для упаковки и безопасной транспортировки экспонатов.

В завершении дня практиканты получили индивидуальные консультации по персональным музейным проектам, методические рекомендации по оформлению и предстоящей защите проектов.

 

Музейная практика: день 7 (14 июля 2020 г.)

Последние 2 дня практики были посвящены подведению итогов и защите проектов.

В установочный день практики студенты были ознакомлены со списком проектов, а также получили возможность самостоятельно выбрать тему исследования. Полный список предложенных тем здесь.

Работа над индивидуальным музейным проектом, по мнению составителей программы практики, способствует углублению полученных в ходе практики знаний, систематизации имеющихся универсальных и приобретению новых профессиональных компетенций, расширяет кругозор практикантов, укрепляет навыки написания и защиты исследований.

Студентам была поставлена задача не только подготовить и презентовать проект, направленный на популяризацию Музея истории, но и рассказать о механике его выполнения, что невозможно сделать без правильно выстроенной методологии исследования и использования специальной литературы и источников. Студенты работали в командах, что позволило укрепить навыки коммуникации и кооперации.

В первый день были презентованы проекты:

  1. Мацко Дарья, Меметова Адиле, Миронова Дарья. Презентация «Топ 10 экспонатов Музея истории».

  1. Голых Маргарита. Видео «Дворец Воронцова».

  1. Джоджуа Анастасия. Городская экскурсия: «Крымскими дорогами знаний. Таврический университет».

  1. Литвиненко Анастасия, Скорикова Евгения. Презентация «Как привлечь посетителей в музей».

Все проекты вызывали живую дискуссию в аудитории, что позволило создать банк идей по поляризации Музея истории в социокультурном пространстве.

После защиты первого блока проектов, продолжилась работа над индивидуальными проектами, презентация которых была запланирована на следующий день.

С полными версиями студенческих проектов можно ознакомиться здесь.

 

Музейная практика: день 8 (15 июля 2020 г.)

В последний день практики оставшиеся исследовательские группы представили свои индивидуальные проекты, рассказали о методике выполнения работы и ответили на вопросы аудитории.

С полными версиями студенческих проектов можно ознакомиться здесь.

Были представлены следующие проекты:

  1. Голев Сергей, Миролюбов Данила. Презентация «Оцифровка документов из мемориала Багрова».

  1. Асанов Аблялим, Бумажникова Анна, Лейченко Анастасия, Маргасов Владислав, Скрипник Анна. Исследование «Модернизация сайта и расширение жизни Музея в медиапространстве»

  1. Иванченко Ольга, Саса Тамара, Стешенко Юлия. Технологическая карта экскурсии «Экспозиция «100 лет служения науке»

  1. Степина Мария. Исследовательский проект «Поиск шкафов Врангеля в Таврической академии».

  1. Беляева Яна. Перевод экскурсии на английский язык «One hundred years of service to science».

  1. Чегер Сейтхалил. История одного экспоната «Печатные машинки Музея истории».

  1. Нижняковский Кирилл. История одного экспоната «Немецкая печатная машинка 1938 года»

После анализа посещаемости практики и обсуждения качества защищенных проектов, практикантам были зачитаны оценки.

За время проведения музейной практики в Музее истории Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского было выполнено 11 творческих проектов, направленных на популяризацию Музея в социокультурном пространстве. Список проектов представлен в соответствие с хронологией защиты исследовательских работ. Все исследователи получили устную рецензию на их работу, в ходе дискуссии были проанализированы ошибки и неточности в представленном материале, авторы проектов ответили на вопросы аудитории. Все проекты вызвали живой интерес и активное обсуждение.

С видением музейной практики студентов 3 курса исторического факультета можно ознакомиться здесь.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ КФУ