Музейная практика студентов исторического факультета 2020 года
Музейная практика: день 1 (6 июля 2020 г.)
Студенты 3 курса исторического факультета Таврической академии прошли музейную практику на базе Музея истории Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского с 6 по 15 июля 2020 года.
В первый установочный день практики студенты были ознакомлены с правилами безопасного поведения в Музее истории, правилами противопожарной безопасности, правилами поведения в экспозиционном зале и в помещениях фондов музея, правами и обязанностями руководителей и студентов. По итогам прохождения вводного инструктажа по технике безопасности студенты расписались в журнале регистрации инструктажа студентов по охране труда Музея истории Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.
На вводном занятии студенты ознакомились со структурой практики, тематикой теоретической и практической частей, отчетными документами по практике, заполнили дневник практики. Практикантам был предложен список тем для творческой работы в Музее. Со списком тем «Мой музейный проект» можно ознакомиться здесь. С выполненными проектами можно ознакомиться здесь.
Музейная практика: день 2 (7 июля 2020 г.)
Во второй день музейной практики студенты 3 курса исторического факультета были ознакомлены с теорией и практикой по теме «Экскурсия и экспонат».
В ходе теоретической части практики были раскрыты темы: основные виды экскурсионно-массовой работы музеев, виды экскурсий, основные принципы построения экспозиции.
Практическая часть второго дня музейной практики была проведена в основном экспозиционном зале Музея истории КФУ имени В.И. Вернадского. Студенты прослушали развернутые экскурсии «100 лет служения науке», «Преподаватели и студенты вузов Крыма – участники боевых действий в годы Великой Отечественной войны».
Практиканты-историки получили возможность прикоснуться к экспонатам Музея истории, погрузиться в жизнь профессоров 20-30 гг. XX в.
После завершения теоретической и практической частей, студенты приступили к работе над индивидуальными музейными проектами.
Музейная практика: день 3 (8 июля 2020 г.)
Теоретическая часть третьего дня практики была посвящена основам музеологии. Студенты были ознакомлены с темами: предмет, объект, структура музееведения, музеология и музееведение, музейный предмет, зарождение и развитие музеев. История музейного дела в Крыму.
Практическая часть практики была проведена в главном корпусе Крымского федерального университета – Мемориале Н.В. Багрова, временной экспозиции «Преподаватели и студенты вузов Крыма – участники боевых действий в годы Великой Отечественной войны», расположенной в вестибюле актового зала на 2 этаже Таврической академии.
Студенты были ознакомлены с биографией, научной и политической карьерой первого президента Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Изучили основы составления топографической описи экспозиции на примере описи мемориала Н. В. Багрова. Практиканты прослушали экскурсию об эвакуации и реэвакуации структурных подразделений Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в годы Великой Отечественной войны, ознакомились с биографиями сотрудников университета – участников боевых действий в годы войны.
Практическая часть 3 дня практики была посвящена выемке документов из мемориала Багрова с последующей оцифровкой музейных экспонатов.
Завершающей частью дня стала работа над индивидуальными музейными проектами.
Музейная практика: день 4 (9 июля 2020 г.)
Четвертый день практики был посвящен изучению законодательной базы и фондовой работы в музее. Студенты расширили знания по темам: решение некоторых проблем первичного государственного учета при подготовке сведений для осуществления централизованного государственного учета, прием на постоянное хранение, хранение и использование отдельных видов музейных предметов, автоматизация учетной деятельности музеев, атрибуция музейных предметов, законодательная и нормативно-правовая база работы музеев Российской Федерации, источники пополнения фондов музеев.
Практическая часть четвертого дня музейной практики была посвящена основам атрибутирования музейных предметов. Студенты работали с главной инвентарной книгой Музея истории, осуществляли атрибутирование музейных предметов, указывая место и дату издания, высоту и ширину, пагинацию, изучали надписи и штампы, характеризовали степень сохранности предметов.
В завершении программы дня, студенты приступают к заполнению дневников практики и работе над индивидуальными проектами.
Музейная практика: день 5 (10 июля 2020 г.)
Пятый день практики был посвящен посещению Музеев Симферополя. Для практикантов была проведена экскурсия в Крымском этнографическом музее. Студенты-историки ознакомились с постоянными экспозициями «Мозаика культур Крыма», посвященной хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, обычаям, обрядам, традициям и праздникам более 20 народов полуострова, «Крымский ларец» – коллекция ювелирных украшений, посетили зал истории украинской вышивки – «Музей украинской вышивки им. В.С. Роик», а также выставку «Русский самовар. Традиции чаепития».
Практиканты получили возможность ознакомиться с уникальными коллекциями Крымского этнографического музея: украинских сорочек кон. XIX — нач. XX в., медной посуды, ювелирных украшений, в которой представлены женские пояса крымских татар и армян (кон. XIX – нач. XX в), навершия на фес, женские гарнитуры, коллекцией самоваров и предметов чайной церемонии.
Экскурсия студентов-историков в Центральном музее Тавриды позволила углубить знания практикантов по истории Крыма древнего периода, античности, Средних веков и Нового времени. Практиканты посетили залы посвященные истории Таврической губернии, революции и Гражданской войны, Крымской АССР, истории полуострова в годы Великой Отечественной войны.
Сотрудники научной библиотеки «Таврика» познакомили практикантов с уникальными фолиантами по истории Крыма.
Музейная практика: день 6 (13 июля 2020 г.)
Теоретический блок шестого дня практики был посвящен анализу виртуальных возможностей музеев Крыма, России и мира. Студенты были ознакомлены с виртуальными выставками, он-лайн экскурсиями, проектами, современными направлениями работы музеев.
Практиканты просмотрели видеоролики о современных музеях Российской Федерации, лучших музеях мира, ознакомились с типологией музеев.
Отдельным блоком была вынесена тема охраны культурного наследия. Студенты углубили знания о проблемах защиты памятников культуры в Республике Крым, ознакомились с историей и миссией ЮНЕСКО, изучили руководство по эвакуации музейных ценностей. Для теоретического блока музейной практики подбиралась только наиболее актуальная и свежая литература. С полным текстом руководства «Наследие в опасности» «Руководство по эвакуации музейных ценностей» можно ознакомиться на сайте ИКОМ.
Практическая часть дня была посвящена закреплению полученных знаний. Студенты были погружены в смоделированную среду нависшей над Крымом военной угрозы и приступили к отбору экспонатов Музея истории, обязательных для эвакуационных мероприятий. Практиканты получили возможность проанализировать и предложить идеи по поиску безопасного места для хранения экспонатов, изучили пакет документов, обязательный для подготовки музейных ценностей к эвакуации, сформировали команду, ответственную за эвакуацию, составили список необходимых расходных материалов для упаковки и безопасной транспортировки экспонатов.
В завершении дня практиканты получили индивидуальные консультации по персональным музейным проектам, методические рекомендации по оформлению и предстоящей защите проектов.
Музейная практика: день 7 (14 июля 2020 г.)
Последние 2 дня практики были посвящены подведению итогов и защите проектов.
В установочный день практики студенты были ознакомлены со списком проектов, а также получили возможность самостоятельно выбрать тему исследования. Полный список предложенных тем здесь.
Работа над индивидуальным музейным проектом, по мнению составителей программы практики, способствует углублению полученных в ходе практики знаний, систематизации имеющихся универсальных и приобретению новых профессиональных компетенций, расширяет кругозор практикантов, укрепляет навыки написания и защиты исследований.
Студентам была поставлена задача не только подготовить и презентовать проект, направленный на популяризацию Музея истории, но и рассказать о механике его выполнения, что невозможно сделать без правильно выстроенной методологии исследования и использования специальной литературы и источников. Студенты работали в командах, что позволило укрепить навыки коммуникации и кооперации.
В первый день были презентованы проекты:
- Мацко Дарья, Меметова Адиле, Миронова Дарья. Презентация «Топ 10 экспонатов Музея истории».
- Голых Маргарита. Видео «Дворец Воронцова».
- Джоджуа Анастасия. Городская экскурсия: «Крымскими дорогами знаний. Таврический университет».
- Литвиненко Анастасия, Скорикова Евгения. Презентация «Как привлечь посетителей в музей».
Все проекты вызывали живую дискуссию в аудитории, что позволило создать банк идей по поляризации Музея истории в социокультурном пространстве.
После защиты первого блока проектов, продолжилась работа над индивидуальными проектами, презентация которых была запланирована на следующий день.
С полными версиями студенческих проектов можно ознакомиться здесь.
Музейная практика: день 8 (15 июля 2020 г.)
В последний день практики оставшиеся исследовательские группы представили свои индивидуальные проекты, рассказали о методике выполнения работы и ответили на вопросы аудитории.
С полными версиями студенческих проектов можно ознакомиться здесь.
Были представлены следующие проекты:
- Голев Сергей, Миролюбов Данила. Презентация «Оцифровка документов из мемориала Багрова».
- Асанов Аблялим, Бумажникова Анна, Лейченко Анастасия, Маргасов Владислав, Скрипник Анна. Исследование «Модернизация сайта и расширение жизни Музея в медиапространстве»
- Иванченко Ольга, Саса Тамара, Стешенко Юлия. Технологическая карта экскурсии «Экспозиция «100 лет служения науке»
- Степина Мария. Исследовательский проект «Поиск шкафов Врангеля в Таврической академии».
- Беляева Яна. Перевод экскурсии на английский язык «One hundred years of service to science».
- Чегер Сейтхалил. История одного экспоната «Печатные машинки Музея истории».
- Нижняковский Кирилл. История одного экспоната «Немецкая печатная машинка 1938 года»
После анализа посещаемости практики и обсуждения качества защищенных проектов, практикантам были зачитаны оценки.
За время проведения музейной практики в Музее истории Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского было выполнено 11 творческих проектов, направленных на популяризацию Музея в социокультурном пространстве. Список проектов представлен в соответствие с хронологией защиты исследовательских работ. Все исследователи получили устную рецензию на их работу, в ходе дискуссии были проанализированы ошибки и неточности в представленном материале, авторы проектов ответили на вопросы аудитории. Все проекты вызвали живой интерес и активное обсуждение.
С видением музейной практики студентов 3 курса исторического факультета можно ознакомиться здесь.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ КФУ