Крымский университет имени М. В. Фрунзе: к 100-тию образования
Созданное в 1918 г. первое высшее учебное заведение Крыма с приходом на полуостров Красной армии не утратило свое значении и статус. Этому во многом помогли уникальные кадры профессуры, которые стояли у основания университета. Немаловажным было участие в судьбе вуза командарма М. В. Фрунзе. Получивший новое название университет в Симферополе еще 4 года лавировал и приспосабливался к новым реалиям времени. Выставка посвящена особенностям функционирования преемника Таврического университета – Крымского университета имени М. В. Фрунзе в первые годы после установления в Крыму советской власти. Учебное заведение с этим названием просуществовало до 1925 г., после чего на долгие 47 лет высшее заведение Крыма утратило университетский статус.
Карта Крымской АССР.
В ноябре 1920 года в Крыму была установлена советская власть. Волна преобразований затронула и существующее с 1918 г. первое высшее учебное заведение полуострова – Таврический университет. 16 декабря 1920 года в газете «Красный Крым» был опубликован циркуляр об упразднении старого Совета университета как неработоспособного. В сохранении университета в Крыму и становлении реорганизованного вуза активную роль сыграл уполномоченный Реввоенсовета на Украине и командующий Вооруженными силами Украины и Крыма Михаил Васильевич Фрунзе. Оказывая поддержку вузу, он вел переписку с наркомом просвещения А. В. Луначарским. В феврале 1921 года Главпрофобр (Главное управление профессионально-политехнических школ и вузов) Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения) РСФСР принял решение о присвоении Крымскому университету имени М. В. Фрунзе.
8 января 1921 года была создана «тройка», перед которой стояла задача ликвидировать Таврический университет и создать Крымский государственный университет имени М. В. Фрунзе. Согласно Приказу № 1 по реорганизации Таврического университета и его отделений в Крыму предполагалось ликвидировать ряд факультетов, а состав преподавателей и оставшихся студентов подвергнуть соответствующему пересмотру. В документе читаем: «Ректору университета профессору ВЕРНАЦКОМУ [так в тексте] остаться при исполнении своих обязанностей», однако деятельность ректора была под контролем Крымнаробраза, а значит новый университет лишился автономии – учебное заведение было подчинено Наркомпросу РСФСР и Крымнаробразу, с которым согласовывались все решения, принимаемые руководством вуза. Однако в том же месяце Владимир Иванович Вернадский официально отказался от должности, а в феврале покинул полуостров в сопровождении сотрудников ЧК. В это время из Крыма уезжало большое количество профессуры, участвовавшей в основании университета.
Однако уехавшие профессора не забыли о коллегах. Благодаря участию эмигрировавших профессоров Н. И. Андрусова и С. И. Метальникова Пастеровский институт во Франции передавал крымскому вузу научно-учебную литературу, лабораторное оборудование, медикаменты и продовольствие.
14 января 1921 года новым ректором университета был избран Александр Александрович Байков – русский, советский металлург, химик, действительный СССР член и вице-президент АН. Спустя 2 дня, 16 января 1921 года, были опубликованы «Правила поступления в Крымский университет имени М.В. Фрунзе», который велся лишь на два факультета: физико-математический и агрономический. Льготами при поступлении пользовались дети рабочих, члены партии и профсоюзов, руководящие советские работники. Кроме того, для поступления в вуз отныне не требовалось предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании какой-либо школы, что значительно расширило количество, но и понизило уровень подготовки потенциальных студентов.
В начале осени 1921 года стали проявляться первые признаки надвигающегося на Крым голода. Жалование профессорско-преподавательскому составу выдавалось нерегулярно. Студенты, которых в это время насчитывалось более 3 тысяч человек, находились в еще более сложном положении. Часть из них питалась за счет учебного хозяйства агрономического факультета «Ботаниш», пока в октябре 1921 года учреждение не было ограблено мародерами. Позже студенты организовали общую кассу из получаемых стипендий и кормили в студенческой столовой все студенчество, даже лишенное социальных выплат.
Зарплаты сотрудников университета быстро обесценивались. Спасением в это время стали академические пайки для преподавателей вуза. Нормы академического пайка были установлены в 1921г. и более не пересчитывались. В академический паек входил набор базовых продуктов, таких как крупы, мясо, мука и т.д. Сложные времена и голод, на время которого приходилось обеспечение продовольствием работников университета, накладывали строгие требования к составлению и оформлению списков сотрудников, подлежащих обеспечению пайками. Каждый преподаватель, профессор университета лично составлял анкету, в которой указывал фамилию имя и отчество, возраст, специальность, учреждение в котором работал, выполняемую работу – т.е. должность, научный стаж, печатные научные труды. На основе собранных анкет администрация университета готовила поименные списки сотрудников университета с их полными данными для включения в списки продовольственного обеспечения. Нередкими были и задержки выдачи продовольственного жалования. Так, в фондах Музея истории КФУ хранится телеграмма, датированная февралем 1922 г. ректора А. А. Байкова, в которой читаем: «профессора и преподаватели Крымского университета с декабря месяца 1921 года не получают академических пайков, так как до сего времени не было распоряжений из Центра. Профессора и преподаватели находятся в крайне тяжелом положении». Всего академический паек получали 43 профессора Крымского университета и 180 штатных преподавателя.
Несмотря на все тяготы времени в университете продолжали работать видные ученые, в частности крымский геолог и гидрогеолог П. А. Двойченко, первый декан историко-филологического факультета Таврического университета А.Н. Деревицкий, крымовед А. И. Маркевич, директор библиотеки Н.Л. Эрнст и многие другие.
Характерными для Крымского университета имени М. В. Фрунзе были непрекращающиеся структурные трансформации и поэтапное сокращение численности студентов и преподавателей. К осени 1921 года в Крымском государственном университете функционировало четыре факультета: медицинский (декан – профессор М. Н. Шевандин), агрономический (декан – профессор И. В. Якушкин), физико-математический (математическое и естественное отделения) (декан – профессор Л. А. Вишневский) и общественных наук (отделения: правовое, экономическое, общественно-педагогическое и востоковедения) (декан – профессор М. О. Гредингер). В состав университета входил рабочий факультет, который вел подготовку студентов для поступления на основные факультеты университета (заведующий Н. Н. Руднев).
Новый 1922 год студенты и преподаватели учебного заведения встречали в полном неведении своей дальнейшей судьбы. В это время в вузе работало 205 преподавателей, обучалось 4080 студентов и 315 слушателей рабфака. Наметилась пугающая тенденция – центр стремился максимально «ужать» университет, а местные органы власти совместно с профессорско-преподавательским составом всеми силами боролись за его сохранение. Продолжение работы учебного заведения означало выживание самих сотрудников. Особенно болезненно местные власти отнеслись к инициативе закрытия агрономического факультета, который был одним из самых многочисленных и выполнял важную практическую роль. Несмотря на бесчисленные протесты и обращения, решение Наркомпроса РСФСР отменено не было. Итогом 1922 г. стало закрытие агрономического факультета.
Власти Крымской АССР, стремясь не допустить полной ликвидации агрономического факультета, приняли решение о его преобразовании в отдельный институт. Новое учебное учреждение под названием «Крымский самостоятельный высший институт сельскохозяйственных отраслей» начало функционировать 1 мая 1922 года. Уже в начале 1923 г. вуз был переименован в «Крымский институт специальных культур». Большинство сотрудников и студентов агрономического факультета, прошедших персональное утверждение специальной комиссией, продолжили работу и обучение в новом вузе. При создании в институте обучалось около 400 человек, из них 150 на выпускном курсе. К 1 ноября года численность студентов сократилась до 95 человек.
В состав учебного заведения на правах опытно-исследовательских учреждений были включены Государственный Никитский ботанический сад и Салгирская научно-опытная помологическая станция (располагалась на территории нынешнего Ботанического сада имени Н. В. Багрова). На базе этих организаций студенты проходили практику, а сотрудники могли вести научно-исследовательскую работу. Также институту принадлежали учебно-показательные совхозы «Киян» и «Бодрак», Ливадийские оранжереи, два лесных массива, тесные контакты установились с виноградным хозяйством «Магарач». В Крымском институте специальных культур функционировали кафедры: общего садоводства, плодоводства, огородничества, виноградарства, виноделия, помологии, табаководства, южных культур, прикладной ботаники, а также секции ландшафтного садоводства и цветоводства, технической переработки продуктов плодоводства, вредителей растений. Здесь трудились профессора В. В. Вознесенский, Е. В. Вульф, Г. Н. Высоцкий, К. В. Даль, И. И. Калугин, С. В. Краинский, К. Э. Линдерман, Д. Ф. Синицын, М. Ф. Щербаков.
8 августа 1924 года Совнарком РСФСР принял решение о слиянии Крымского института специальных культур с Кубанским сельскохозяйственным институтом, при котором силами крымских ученых организовывалось отделение специальных культур. Всю материально-техническую базу упраздненного учебного заведения планировали вывезти на материк. Это вызвало протесты у руководства Крымского государственного университета имени Фрунзе и местных органов власти. Особенно острой была борьба за сохранение на полуострове библиотеки института.
Первый выпуск института, 1923 год. Первый слева во втором ряду К. А. Тренев.
Предвидя закрытие факультетов, ученый совет университета 10 февраля 1922 года принял решение о создании восточного факультета на базе общественного. Восточный факультет Крымского государственного университета имени Фрунзе удалось организовать во многом благодаря проводимой в стране политике коренизации, получившей в Крыму название «татаризации». Восточное отделение было создано на факультете общественных наук и вскоре было преобразовано в самостоятельный Восточный факультет.
Перед сотрудниками ставилась задача подготовки «общественных, административных и экономических работников, хорошо знакомых с культурой, историей и хозяйственной жизнью Крыма и Ближнего Востока». На факультете были организованы кабинеты: тюркских языков (заведующий – Бекир Ваапович Чобан-заде; ирановедения (заведующий – Виктор Иосифович Филоненко), сравнительного языковедения (заведующий – Александр Митрофанович Лукьяненко); энциклопедии права и советского законодательства (заведующий – Михаил Осипович Гредингер); статистический кабинет (заведующий – Александр Андреевич Раевский).
На выставке представлен интересный документ, зафиксировавший педагогический состав Восточного факультета.
Список преподавательского состава Восточного факультета. Из фондов Государственного архива Российской Федерации
Из источника узнаем, что на Восточном факультете А.И. Маркевич был преподавателем по курсу «История Крыма», И. Н. Леманов – преподавателем арабского языка и мусульманского права, профессор Е. В. Петухов – преподавателем истории русской литературы, О. А. Акчокраклы – лектором по курсу «Восточная каллиграфия». На первый курс было принято 96 человек, на второй – 51. Аудитории Восточного факультета находились в здании бывшей Таврической духовной семинарии.
Пытаясь уберечь сотрудников ликвидированного факультета общественных наук от голода, руководство вуза поспособствовало открытию Социально-экономического (на базе экономического и правового отделения) и Педагогического институтов (на базе словесно-исторического отделения). Первый работал с 15 октября 1922 года и был ликвидирован летом 1923 года, после чего большая часть преподавателей перешла на работу в Педагогический институт. Второе учебное заведение было создано указом КрымЦИКа и КрымСовнаркома 22 августа 1922 года и начало функционировать 2 ноября 1922 года. Институты создавались на «правах факультетов», что существенно затрудняло понимание их юридического статуса. Новообразованные учебные организации не были признаны Наркомпросом РСФСР и не финансировались из центра. Оба института из-за шаткого юридического статуса были упразднены и включены в состав университета.
Из-за голода большинство преподавателей в это время стремились покинуть Крым. На настроении сотрудников также сказывались разруха, непрекращающиеся «реформы» университета, слабая материально-техническая база вуза, низкий уровень подготовки студентов, отсутствие минимальных условий для научной деятельности. В этих сложных условиях ректор А. А. Байков подал в отставку. Его место 4 января 1924 года занял С. С. Салазкин (российский биохимик, педагог, политический и общественный деятель, последний министр народного просвещения Временного правительства). В 1924 г. изменилась и структура вуза.
Медицинский факультет оставался самым крупным в Крымском государственном университете имени М. В. Фрунзе. В конце 1923–1924 учебного года здесь обучалось 1079 студентов. Спустя год студенческие скамьи в результате отчислений и чисток поредели вдвое – до 610 человек. Пост декана занимал Алексей Константинович Шенк, которого 30 октября 1924 г. сменил Михаил Николаевич Шевандин. При кафедрах числилось 25 научных кабинетов, 18 лабораторий, 16 клиник в больницах городах и 5 музеев. Здесь трудилось 15 профессоров, 35 преподавателей и 34 научных сотрудника. На содержание медицинского факультета направлялось более 2/3 всего содержания, выделяемого на функционирование университета. Поэтому встал вопрос о его закрытии, что произошло в 1925 г.
Педагогический факультет состоял из трех отделений: востоковедения (3 курса), биолого-географического (первые курсы), словесно-исторического (4 курса). В конце 1923–1924 учебного года здесь обучалось 505 студентов, в следующем учебном году численность сократилась до 190 человек. Деканом факультета был Павел Иванович Новицкий. Работали кабинеты: педагогический, востоковедения, русского языка, истории русской литературы, теории и истории искусств, западноевропейской литературы, истории русской культуры, истории всеобщей культуры и экспериментальной психологии. Сотрудниками факультета были восемь профессоров и 20 преподавателей, в том числе и первый декан историко-филологического факультета Таврического университета А. Н. Деревицкий.
В начале 1924 года физико-математический факультет состоял из трех отделений: математического, химического и геологического. К концу года последние два были преобразованы в естественное отделение. Деканом факультета являлся профессор Лев Александрович Вишневский. На факультете действовало 13 лабораторий и кабинетов, 3 научных общества. По состоянию на 11 октября года здесь трудились 16 профессоров, 16 преподавателей и 13 научных сотрудников. В начале 1924 года на 1924 факультете обучалось 790 человек, спустя полгода в результате чисток осталось лишь 268 студентов.
Взаимоотношения в академической среде также не были простыми. Именно в эти годы появляются рабочие факультеты и начинается так называемый процесс «пролетаризации» студенчества. Поскольку льготы предоставлялись выходцам из рабоче-крестьянской среды, в которой уровень образования был достаточно невысок, профессора и преподаватели были крайне недовольны складывающейся ситуацией. К студентам-рабфаковцам могли относиться с предубеждением или же усложнять им процесс учебы более «тщательным» вниманием. В свою очередь между преподавателями с таких рабочих факультетов и остальным преподавательским составом также могли случаться определенные столкновения и конфликты.
«Здесь идет полная ломка университета: открыли «рабочий» факультет, в котором полуграмотных обучают арифметике и другим наукам в надежде подготовить их для поступления на другие факультеты. В совет Университета и факультетов введены и студенты, и представители Комитета народного образования, и профсоюзов, так что представители от всех преподавателей составляют меньшинство». Из воспоминаний профессора В. И. Обручева, 17 февраля 1921 года
В.И. Обручев.
Об особой атмосфере обучения в вузе свидетельствуют студенческие шаржи на преподавателей, в которых отражены не только особенности преподавания ученых, но и определенные реалии времени.
На карикатуры попали профессор, заведующий кафедрой психологии Вячеслав Михайлович Белоус, профессор математики, проректор института Михаил Людвигович Франк, математик и физик Татьяна Алексеевна Афанасьева-Эренфест, историки Константин Иванович Тодорский и Георгий Андреевич Максимович, геофизик Иван Иванович Тихановский.
Наиболее ярко отражающим действительность университета в 20х гг. является шарж на М. Л. Франка. В работе отлично проиллюстрировано противопоставление эпох и классов. С одной стороны математики Франк и Афанасьева-Эренфест, представленные в классическом несоветском одеянии профессоров, с другой стороны студент нового времени – в простой одежде, сгорбленный под бременем новых знаний и, конечно, с заведомо неверным решением! Ведь как может быть иначе, если уровень подготовленности студентов поступающих в вуз после 1921 г. существенно понизился.
Учебные корпуса Крымского университета имени М. В. Фрунзе были расположены в центре города: это так называемый Дом В. М. Макурина (ул. Студенческая 2), здание гимназии В. А. Станишевской (на пересечении улиц Ленина и Пролетарской), здание бывшей иудейской духовной школы для мальчиков (ул. Курчатова), здание бывшей Таврической духовной семинарии (ул. Героев Аджимушкая, 9/11), здание бывшего приюта для девочек графини Адлерберг (современный Крымский этнографический музей, ул. Пушкина, 18).
В начале 1924 года на повестке дня Главпрофобра и СНК РСФСР встал вопрос о ликвидации физико-математического и медицинского факультетов Крымского государственного университета имени М. В. Фрунзе. Педагогический факультет предполагалось сделать самостоятельным институтом. На практике задуманное означало преобразование университета в институт со значительным сокращением штата и количества студентов. На базе педагогического факультета в сентябре-октябре 1925 года был создан Педагогический институт, в который перешла большая часть профессоров и студентов младших курсов медицинского и физико-математического факультетов.
История Крымского государственного университета имени М. В. Фрунзе насчитывала всего четыре года, полных отчаянной борьбы за существование в голодающем и подверженном «красному террору» Крыму. Постоянные чистки, сокращения и реорганизации подрывали основы, заложенные при создании Таврического университета. Несмотря на это, за годы существования вуза было выпущено 523 врача, 1098 учителей и агрономов. Выпускниками университета именно в эти годы стали И. В. Курчатов, К. Д. Синельников, Г. М. Франк, И. М. Франк, Д. И. Щербаков и др. С ликвидацией медицинского и агрономического факультетов университет потерял и свой универсальный статус. Новая история вуза в статусе университета начнется спустя почти 50 лет, когда Педагогический институт будет преобразован в Симферопольский государственный университет имени М.В. Фрунзе.