ЩЕРБАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(1893–1966)
физик, геолог
Родился 1 января 1893 г. в г. Новозыбкове Черниговской губернии (в настоящее время – административный центр Новозыбковского района Брянской области Российской Федерации) в семье служащего инженера путей сообщения. Среднее образование получал в Харькове, а с 1906 г. – в Петербурге, куда переехала его семья. В 1911 г. окончил петербургскую шестую гимназию и поступил на металлургическое отделение Петербургского политехнического института имени Петра Великого, где учился под руководством Ф. Ю. Левинсона-Лессинга. В 1914 г. участвовал в Ферганской радиевой экспедиции, организованной академиком В. И. Вернадским, в должности старшего коллектора. В 1915 г. ему пришлось взять академический отпуск в Политехническом институте и начать работу в комиссии сырья при Комитете военно-технической помощи – проводил исследования на Белом море и на Среднем Урале. В 1918–1919 гг. – научный сотрудник отдела каменных строительных материалов Комиссии по изучению естественных производительных сил РАН (КЕПС). В 1919–1921 гг. продолжил образование в Таврическом университете (с февраля 1921 г. – Крымский университет им. М. В. Фрунзе), поступив на естественное отделение физико-математического факультета, параллельно ассистируя профессору В. А. Обручеву.
В 1922–1930 гг. научный сотрудник отдела нерудных ископаемых КЕПС. Выполняя задания Комиссии, работал в Крыму, исследуя карстовые явления и определяя их роль в формировании водных ресурсов полуострова. Вел разведку строительных материалов и минерального сырья, необходимых для восстановления разрушенной гражданской войной экономики Крыма. Параллельно, с 1922 по 1927 г. был ассистентом кафедры геологии Петроградского (с 1924 г. – Ленинградского) государственного университета, в 1922–1928 гг. – ассистент ЛГУ, а в 1922–1923 гг. еще и хранитель Минералогического музея Первого Петроградского политехнического института имени М. И. Калинина, с 1928 г. – доцент химического факультета по кафедре рудных месторождений этого вуза. В 1924 г. участник научной экспедиции в Фергану, вместе с академиком А. Е. Ферсманом участвовал в исследовании Тюя-Муюнского месторождения радиевых руд.
В 1925–1930 гг. – старший радиолог, с 1926 г. – заведующий геохимическим отделом Государственного радиевого института. В 1925 г. в командировке в Среднюю Азию, принимал участие в экспедиции в пустыню Каракум, исследовал месторождения сурьмо-ртутных и плавиковых руд в Киргизии и на Алтае. В 1926 г., совместно с Р. Л. Самойловичем, проводил оценку запасов Хибинского апатитового месторождения на Кольском полуострове. В 1927 г. направлен заграничную командировку, где представлял АН СССР в работе съезда Немецкого минералогического общества, посетил оловорудные, полиметаллические, радиевые и серные месторождения в Германии, Чехословакии и Италии.
С 1928 г. – заместитель начальника, позже – руководитель (до 1936 г.) международной Памирской высокогорной экспедиции (впоследствии Таджикско-Памирской, Среднеазиатской). Экспедиция добилась значимых результатов: открыт и обследован ряд ледников и горных вершин, составлены топографические и геологические карты Таджикистана и Узбекистана, собраны коллекции образцов полезных ископаемых, описаны флора и фауна, устроены две радиопередающие высокогорные метеостанции, организована Таджикская база Академии наук СССР, заложены основы для экономического развития региона и подготовки национальных научных кадров.
В 1930–1932 гг. преподавал в Горном институте (Ленинград). Одновременно – заместитель директора Геохимического института АН СССР, в 1932–1938 гг. – Геохимического института имени М. В. Ломоносова («Ломоносовский институт», создан в 1932 г. в результате объединения Минералогического и Геохимического институтов, в 1934 г. институт перемещен в Москву). В 1931 г. курирует вопросы организации созванного в Ходженте по инициативе Ф. И. Вольфсона Первого Кармазарского съезда геологов, на котором выступил в качестве одного из основных докладчиков. Решения и рекомендации съезда дали толчок развитию горнодобывающей промышленности в регионах Средней Азии, богатых месторождениями драгоценных металлов, руд свинца и цинка, горно-химического сырья и урана. В дальнейшем продолжил заниматься вопросами геохимии редких элементов. Его практические изыскания, теоретические научные работы в этой области, рекомендации для Главного управления по добыче и переработке редких металлов (Главредмет) Наркомата тяжелой промышленности СССР во многом способствовали развитию редкометальной промышленности в стране.
В 1936 г. по совокупности заслуг Д. И. Щербакову без защиты докторской диссертации присвоена ученая степень доктора геолого-минералогических наук. Его научный доклад «Редкие элементы Средней Азии» на 17-й сессии Международного геологического конгресса, проходившего в Москве в 1937 г, имел большой международный резонанс.
В 1938 г. Геохимический институт имени М. В. Ломоносова преобразован в Институт геологических наук (ИГН), где Д. И. Щербаков возглавил сектор минералогии и геохимии. С 1930-х гг. преимущественно занимался исследованиями Кавказа. Провел металлогеническое районирование Центрального Кавказа с учетом генетических типов месторождений, возраста оруденения и связей с магматизмом. В результате трех лет научной работы на Кавказе разработал новые принципы и методику составления металлогенических карт и карт прогнозов рудных месторождений, получивших большое народно-хозяйственное значение в годы Великой Отечественной войны. На основании довоенных исследований в 1941–1942 гг. опубликовал ряд очерков по геологии редких и цветных металлов и составил картографические прогнозы рудных месторождений. Все это оказало неоценимую помощь геологоразведочным партиям в поиске и разведке месторождений руд, необходимых для получения цветных и редких металлов, в которых остро нуждалась отечественная военная промышленность.
С 1942 по 1943 гг. руководил Кавказской экспедицией ИГН АН СССР, уделяя большое внимание поиску стратегического сырья. В этот же период он выполнил несколько работ по военной географии по заданию штаба инженерных войск Закавказского фронта. На основании составленных им карт проходимости разрабатывались боевые операции фронта. Персональный вклад в разгром немецко-фашистских войск на Северном Кавказе был отмечен орденом Красной Звезды (1945 г.) и медалями «За оборону Кавказа» (1945 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946 г.).
В 1943 г. в Советском Союзе активизировались работы по созданию атомного оружия. Лаборатории И. В. Курчатова для научных экспериментов требовались значительные объемы урана. К решению задачи по поиску и добыче урановых руд был привлечен Д. И. Щербаков. Он был переведен во Всесоюзный институт минерального сырья (Москва) и включен в состав Урановой комиссии. Д. И. Щербаков указал конкретные области, где могут быть обнаружены радиоактивные минералы, и дал рекомендации для ведения разведки. В результате в 1943 г. советская геологическая партия обнаружила залежи урана в Киргизии. Д. И. Щербаков сформулировал ряд идей относительно генезиса урана в земной коре, которые в дальнейшем привели к созданию стабильной сырьевой базы урана. В 1944 г. возглавил научную часть Ферганской экспедиции Института геологических наук АН СССР. По поручению правительства он занимался организацией поиска, разведки и добычи урановой руды. В 1946 г. Д. И. Щербакову присвоено ученое звание профессора, избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению геолого-географических наук, в 1953 г. – академиком по тому же отделению, в 1953–1963 гг. – академик секретарь отделения. В 50-е гг. координировал все радиологические работы и исследования, которые проводились в стране. Являлся членом Комиссии по определению абсолютного возраста геологических формаций, был главным редактором геологической серии «Известий АН СССР».
В 1944–1948 гг. – старший научный сотрудник Института геологических наук АН СССР, в 1948 г. заведовал отделом минералогии. Продолжая исследовать геологические особенности процессов рудообразования, он консультировал по различным вопросам геологические учреждения по всей стране, участвовал в различных экспертизах. С 1955 г. – председатель Научного совета по антарктическим исследованиям при АН СССР. Являясь инициатором и организатором сверхглубокого бурения скважин для изучения земной коры, работал на Кольском полуострове. В 1954 г. принял участие в работе высокоширотной арктической экспедиции, побывал в районе Северного полюса, на архипелаге Франца-Иосифа и в Диксоне. Считая мировой океан природной кладовой химических элементов, работал над проблемой их извлечения из морской воды. В 1956 г. в качестве руководителя делегации советских геологов совершил поездку в Мексику, где принял участие в работе 20-й сессии Международного геологического конгресса.
С 1958 г. – член Геологического общества Франции, с этого же года – почетный доктор наук Йенского университета. Последние годы активно работал в области тектоники и металлогении активизированных областей. Награжден орденом В. И. Ленина (1953, 1963), орденом Трудового Красного Знамени (1954, 1955). В 1963 г. за совокупность научных работ в области геологии, петрографии и полезных ископаемых ему была присуждена Золотая медаль имени А. П. Карпинского, в 1965 г. за разработку геолого-геохимических основ поисков полезных ископаемых был удостоен Ленинской премии.
Д. И. Щербаков подготовил более 300 научных работ. В его честь назван минерал из группы силикатов – щербаковит и ряд географических объектов.