Здание Таврического епархиального женского училища
Объект культурного наследия регионального значения: памятник градостроительства и архитектуры «Здание епархиального женского училища, конец XIX – начало XX века», расположен по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, бул. Ленина, 5/7, литер «А», корпус № 1.
Здание представляет интерес своими архитектурными и декоративными элементами, выполнено в стиле русского позднего классицизма в свободной интерпретации, характерной для архитектуры рубежа XIX – XX века. В отделке интерьера и экстерьера широко использованы элементы классического стиля. Главный фасад является доминантным в объемно-пространственной композиции и исторической линейно-пространственной структуре бывшей Вокзальной улицы (ныне – бульвар Ленина). Ориентирован в сторону бульвара Ленина, расположен с отступом вглубь от красной линии. Строение доминирует среди соседних зданий. Охраняется местоположение. Строение двухэтажное, с подвалом не под всем зданием. Сложное в плане: два разновеликих объема, соединенные в виде буквы «Т». Габаритные размеры здания, согласно планам БТИ, литера «А»: 118,6 м х 153,2 м, высота подвала – 3,9 м, 1 этажа – 4,7 м, 2 этажа – 4,4 м. Здание построено по проекту архитектора Б. Л. Зайончковского, епархиального архитектора А. П. Шестакова.




Идея создания женских духовных училищ принадлежала княгине Ольге Николаевне (1822–1892), дочери императора Николая I. В 1843 г. она оставила следующую запись в своем дневнике: «Доставления им [учащимся] хорошего воспитания не только составит благополучие их собственных семей, но будет значительно способствовать к распространению просвещения и к улучшению нравов в тех сословиях, на которые священники обыкновенно имеют большое влияние». В этом же году открыто Царскосельское училище девиц духовного звания. Целью создания подобного типа учебных заведений было духовно-нравственное воспитание и образование девиц из семей духовенства, подготовка их в качестве супруг священников, матерей семейства. Вскоре по образцу Царскосельского стали открываться женские училища духовного ведомства и в других епархиях Российской империи. Уже в 60-х годах XIX века благодаря появлению новой формы местного епархиального управления – епархиальных съездов – возникло большое количество ходатайств об открытии епархиальных женских училищ. К 1860 г. в России насчитывалось более двадцати подобных учреждений.


В ходе своего становления училища для девиц духовного звания разделились на две категории. Первые – закрытые училища – находились под покровительством императрицы и функционировали на основании устава Царскосельского училища; в них принимались только дочери священнослужителей. Вторые находились в ведении Святейшего Синода, финансировались нерегулярно – за счет местных епархиальных средств. Часть училищ этой категории занималась воспитанием девушек-сирот из семей священнослужителей, в остальные же – училища полузакрытого типа – принимались и дочери членов церковного причта, и даже девицы из других сословий. Иногда, как в случае с Таврическим епархиальным женским училищем, воспитанницами одного учебного заведения становились и сироты, и девушки из семей как духовного, так и иных сословий. Училища второй категории порой существенно отличались друг от друга уставами, регулирующими их функционирование. В связи с этим возникла необходимость их унификации. Решение этой проблемы стало основной целью Устава епархиальных женских училищ, утвержденного 20 сентября 1868 г.




В соответствии с новым уставом епархиальные женские училища являлись средними полузакрытыми учебными заведениями духовного ведомства, в которые принимались девочки духовного звания или (за определенную местным духовенством плату) из других сословий не младше 9 лет (начиная с 1887 – не младше 10 лет). Уставом предполагалось, что училища будут функционировать как шестиклассные с годичным курсом, а в случае недостатка епархиальных средств – как трехклассные с двухгодичным курсом обучения в каждом классе. Программа обучения была существенно расширена. Теперь в число обязательных для изучения дисциплин входили: Закон Божий, русский язык и литература, арифметика и общие основания геометрии, общие сведения из физики, география, история всеобщая и русская, педагогика и дидактика, чистописание и рисование, церковное пение. К необязательным предметам относились новейшие языки, музыка и гимнастика.


К уставу прилагалась программа, содержащая в себе общие направления преподавания того или иного предмета в каждом классе. Так педагогическая подготовка на данном этапе развития училищ ограничивалась теоретическим курсом педагогики и дидактики в VI классе, на который программой устава было отведено еженедельно 2 часа учебного времени. В качестве пособия было рекомендовано сочинение Ф. Шварца «Руководство к воспитанию и обучению», переделанное В. Куртманом и изданное в С-Петербурге во второй половине XIX века. Но на практике складывалась другая ситуация – каждый учитель на основе имеющейся учебной и методической литературы разрабатывал свои рабочие учебные программы, в связи с этим структура и содержание изучаемого материала по одному и тому же предмету в разных училищах могли отличаться. Единые для всех училищ подробные программы обучения были разработаны лишь к 1895 году. В соответствии с уставом, девушки, окончившие полный курс обучения, получали звание домашней учительницы по предметам, в которых были достигнуты наибольшие успехи. Однако при выборе кандидатуры на должность учительницы начальной школы директоры и инспекторы отдавали предпочтение выпускницам гимназий, как имевшим в сравнении с епархиалками более солидную педагогическую подготовку. Ситуация с трудоустройством выпускниц епархиальных училищ существенно улучшилась с открытием при училищах 7-х педагогических классов и образцовых церковно-приходских школ для прохождения воспитанницами педагогической практики.





Епархиальные женские училища находились в ведении Св. Синода, а на местах находились под управлением архиепископа, им же утверждались кандидатуры на должности служащих в этих учебных заведениях. Преосвященный каждой епархии также готовил для Св. Синода ежегодный отчет о состоянии вверенного ему училища. Удобным для архиепископа рычагом управления училищ являлись епархиальные съезды, созываемые ежегодно для обсуждения и решения всех вопросов функционирования учебных заведений духовного ведомства в епархии. По уставу 1868 г. в училищах также должны были функционировать Советы по решению вопросов учебной, нравственной и хозяйственной частей. В состав Совета входили: начальница училища, инспектор классов и двое (а на основании изменений 1882 г. – трое) членов от духовенства, избираемых епархиальным съездом. Совет училища, будучи коллегиальным органом непосредственного и ближайшего регулирования всех сфер деятельности в училищах, замыкал собой систему управления этим учебным заведением. В штат служащих епархиальных женских училищ должны были войти: начальница, инспектор классов, преподаватели, воспитательницы, почетный блюститель по хозяйственной части, эконом, врач. Таким образом, уставом 1868 г. был юридически закреплен за епархиальными женскими училищами статус самостоятельных средних учебных заведений. Кроме того изменилась цель их функционирования: от воспитания достойной жены и спутницы священника в его непростом служении до подготовки самостоятельного члена общества, способного своим трудом в качестве домашней или сельской учительницы, обеспечивать свое существование.
В 80-х гг. XIX века при училищах стали открываться специальные педагогические классы, целью создания которых было повышение уровня педагогической подготовки воспитанниц епархиальных училищ. Одним из первых (в 1880/81 учебном году) VII педагогический класс был открыт при Кавказском епархиальном женском училище. В VII класс воспитанницы поступали по окончании VI класса без экзаменов. Здесь они более детально изучали предметы училищного курса, знакомились с методикой их преподавания под руководством преподавателя педагогики. В Кавказском епархиальном женском училище вводились основы тьюторской системы подготовки: воспитанницы по очереди исполняли обязанности воспитательниц в трех низших классах, каждой из выпускниц поручалось тьюторство за 3-4 девочками этих классов. Для достижения наилучшего результата и осуществления контроля над практическими занятиями воспитанниц VII класса, девушки должны были вести педагогический дневник, где они фиксировали результаты своей учебно-воспитательной работы. Эти дневники впоследствии рассматривались специальной комиссией в составе начальницы училища, инспектора классов и преподавателя педагогики. В первом полугодии епархиалки посещали уроки низших классов и составляли планы-конспекты посещенных занятий. В течение второго полугодия воспитанницы готовили и отдавали на проверку вышеуказанной комиссии конспекты своих будущих уроков; вели по этим конспектам пробные занятия в присутствии преподавателей, членов комиссии и сокурсниц. Проведенные занятия выносились на широкое обсуждение всеми присутствующими на нем лицами включая воспитанниц.


До 1859 г. в Таврической губернии не было духовно-учебных заведений. Одной из первых забот преосвященного Алексия (в миру – Руфин Иванович Ржаницын, с 29 августа 1860 г. – епископ Таврический) было учреждение учебных заведений для детей духовенства. При нём было открыто духовное мужское училище. В 1863 г. епископу Алексию императрица Мария Александровна поручила решить вопрос о создании Таврического епархиального женского училища.


На средства, пожертвованные духовенством, при активном участии настоятеля «Херсонисского» монастыря отца архимандрита Евгения, началась подготовка к открытию училища «в пожертвованном здании симферопольского питомника с роскошным садом», принадлежавшим министерству государственных имуществ. Благодаря поддержке императрицы Марии Александровны «по Высочайшему повелению 6 февраля 1863 г. земля, занимаемая симферопольским питомником, была передана епархиальному начальству для устройства училища для бедных и сирот девиц духовного звания». Были выбраны два из существовавших одноэтажных флигеля «питомника», которые соединили крытой каменной галереей. На один из флигелей был надстроен второй этаж «из здешнего желтого камня, который не удерживал в себе сырости и сравнительно легче». Открытие епархиального женского училища состоялось 2 февраля 1866 г. (по старому стилю) в присутствии городского духовенства, губернатора, предводителя дворянства, почетных жителей Симферополя.
Почетным блюстителем выбран евпаторийский помещик М. А. Ковалевский, воспитательница по хозяйственной части – вдова протоиерея Петропавловской церкви матушка Зеленкевич и еще одна воспитательница, выпускница Одесского училища Н. И. Муралевич. Одним из первых учителей Таврического училища был выбран выпускник Одесской духовной семинарии священник Феодор Синицын. Первой начальницей училища стала А. Ф. Воинова, смотревшая за порядком и преподававшая детям рукоделие. Воспитательница Н. И. Муралевич осуществляла надзор над ученицами в спальном отделении, а обязанности врача бесплатно осуществлял А. Н. Преображенский. Занятия проводил по всем предметам отец Феодор. Он учил детей Священному Писанию, чтению, пению, письму, арифметике и частично географии.
Материальное положение училища оставляло желать лучшего. Однако попечители Г. Брюховский, Г. Руднев, М. Ковалевский, как правило, откликались на просьбы о помощи. Р. П. Ржаницын и его жена занимались решением текущих хозяйственных проблем. Нередко в училище присылались проштрафившиеся дьяки и псаломщики для выполнения различных хозяйственных работ. В 1867 г. за училищем закреплено имение в Мелитопольском уезде, завещанное женой губернского секретаря Гранобарского на поминовения усопших в церкви и бедных. Таким образом, заведение получило 1593 десятины земли. В конце 1864 г. в ведение Таврической епархии передан Корсунский монастырь. С него назначалась сумма для содержания новоустроенного училища. Расход на содержание означался суммой в 3,5 тысячи рублей в год.
Всего было принято для воспитания 15 сирот – шесть дочерей священников, три диаконских, шесть причетнических: Мария Ракшевская, Мария Рыбальская, Татьяна Жиржирунова, Зиновия Жиржирунова, Лукия Безстегная, Мария Златкова, Дарья Яворская, Анна Новиковская, Мариамна Савинская, Евгения Буракова. Елена Буракова, Александра Булгакова, Наталия Иваницкая, Анна Дмитровская, Наталия Русаневич.
В развитии структуры и содержания образования в Таврическом епархиальном женском училище выделены три основных периода:I. 1866 г. – начало 70-х гг.: период становления училища как учреждения для приюта и воспитания сирот и девушек духовного звания из бедных семей;
II. Начало 70-х – конец 80-х гг.: реформирование и функционирование училища на основании устава 1868 г. как учебного заведения, осуществляющего подготовку домашних учительниц; его расширение и благоустройство;
III. Конец 80-х гг. – 1920 г.: совершенствование уровня образования в училище:
1. Конец 80-х – середина 90-х гг. – введение обязательной педагогической практики в курс обучения;
2. Вторая половина 90-х – первое десятилетие XX в. – переход на единые для всех епархиальных училищ программы обучения.
3. 1910–1920 гг. – открытие VII педагогического класса.
В основу функционирования учебного заведения был положен устав Могилевского училища девиц духовного звания с изменением лишь тех статей, которые касались штата служащих (в связи с недостатком средств штат Таврического училища был скромнее). Училище в первые годы своего существования имело благотворительный характер. Так, в соответствии с утвержденным уставом, целью училища было «воспитать сирот и бедных девиц духовного звания в благочестии и приучить к опытному домашнему хозяйству». Предполагался шестилетний курс обучения с разделением на три двухгодичных отделения: низшее, среднее и высшее. В первое время училище было готово принять не более 20–25 воспитанниц. Управлялось училище Таврическим духовным попечительством, а непосредственное заведывание училищем осуществлялось начальницей и благочинным – священником училищной церкви и по совместительству эконому. Преподавание учебных предметов было возложено на начальницу, законоучителя, 2-х воспитательниц, а также приходящих наставников, которые соглашались вести занятия безвозмездно. Материальное положение училища в первые годы его существования было очень стесненным, профессиональный уровень служащих – сомнительным, а контингент воспитанниц – педагогически запущенным. К тому же в 1868 г. вступил в силу новый устав епархиальных женских училищ и учебно-воспитательный процесс долго перестраивался в соответствии с новыми требованиями и программами. По этим причинам первый выпуск состоялся только в 1873 г. – девушки третьего отделения были оставлены на повторный двухгодичный курс в связи с неудовлетворительными экзаменационными оценками.
По уставу 1868 г. Таврическое епархиальное женское училище из «сиропитательного» заведения преобразовано в среднее учебное заведение, дающее полное законченное образование по программе близкой к курсу женских гимназий. Материальная сторона училища постепенно улучшалось, доходная часть пополнялась новыми источниками финансирования. Так на I епархиальном съезде 1868 г. было решено: 1) содержать уже 60 воспитанниц: 40 – за счет средств училища и 20 – пансионерок; 2) увеличить жалование начальнице и назначить жалованье учителям; 3) ввести в число необязательных предметов обучения французский язык и музыку. Однако средств не хватало, чтобы перейти на шестиклассное обучение, и училище оставалось трехклассным с двухгодичным курсом в каждом классе. На епархиальном съезде 1869 г. духовенство определило суммы оплаты за содержание в училище для разных категорий епархиалок: 1) девушки-сироты из семей священнослужителей содержались за счет училища; 2) плата с особ духовного звания составляла 100 рублей в год, а с необязательными предметами – 120 руб.; 3) с пансионерок светского звания – 150 руб. в год. При этом воспитанницы второй и третьей категорий единовременно при поступлении вносили 30 р. на первоочередные расходы училища.
Согласно уставу от 20 сентября 1868 года, в Таврическом епархиальном женском училище преподавались следующие дисциплины: 1. Закон Божий: а) история Ветхого и Нового Завета; б) пространный катехизис; в) церковная история – всеобщая и русская; 2. Русский язык и русская словесность; 3. Арифметика и геометрия; 4. география – всеобщая и русская; 5. Чистописание; 6. Церковное пение; 7. Рукоделие. Необязательными предметами являлись новейшие языки и музыка. Занятие рукоделием первоначально сводилось в основном к шитью одежды и белья для самих же девочек, а также изготовлением обуви, в дальнейшем, кроме кройки и шитья одежды для себя, на уроках рукоделия воспитанницы шили «постельное, больничное, столовое и кухонное бельё». Ученицы также занимались вязанием чулок, филеиным вязанием крючком. Это было связано не только с привитием любви к труду и умением вести домашнее хозяйство, а также нехваткой финансирования епархиального училища.
Изменения коснулись и штата служащих. Профессиональный уровень лиц, контролировавших и непосредственно осуществлявших педагогический процесс в училище, значительно возрос. Начальницей стала Ю. Ф. Артамонова, содержавшая до вступления в должность частный пансион в г. Переяславе Полтавской губернии; инспектором классов – священник В. Сольский, выпускник Киевской духовной академии (вскоре его заменил иеромонах Флавиан); русский язык и литературу во II и III классах преподавал учитель Симферопольской женской казенной гимназии В. В. Авдиев; арифметику в тех же классах – учитель Симферопольского духовного училища А. Ф. Миргородский; физику – учитель гимназии В. Г. Радкевич; теорию музыки наиболее способным воспитанницам преподавал по благословению Владыки Гурия регент архиерейского хора, выпускник Московской консерватории Д. Койко.
Подача материала и своевременный опрос с целью контроля усвоения материала являлся важным условием развития необходимых умений и навыков по изучаемым дисциплинам. Занятия часто посещались начальницей училища Ю. Ф. Артамоновой и инспектором классов В. Сольским, который в часы, свободные от уроков Закона Божьего, постоянно посещал уроки других преподавателей и тщательно наблюдал за качеством преподавания, а также за тем, чтобы наставники не отступали от утверждённых программ и полностью прошли их объём по каждому предмету.
В июне каждого года проводилось испытание воспитанниц. Экзамены проходиди по расписанию, составленному советом и утверждённому Его Преосвященством. При составлении расписания особое внимание обращалось на то, чтобы между двумя экзаменами в одном и том же классе был разрыв в один или два дня для подготовки. В один и тот же день допускалось проведение экзаменов только в одном или двух классах. Экзамены проводились в присутствии начальницы училища, инспектора классов, одного из членов совета от духовенства и самого преподавателя. Каждому из присутствовавших предоставлялся список воспитанниц, куда выставлялась оценка, а по окончании экзамена баллы по общему соглашению выставлялись в общем списке. На двух экзаменах в 1871–1872 учебном году в 3-м классе, а именно по Закону Божьему и гражданской истории, присутствовал преосвященный Гурий. Он сам проводил опрос воспитанниц, ответами которых остался доволен: удовлетворительных баллов было 354, а неудовлетворительных – 14 (в 25 раз меньше). Преосвященный Гурий объявил преподавателям благодарность за добросовестный труд.
Наилучшие успехи в этом же учебном году были в 3-м классе: из 16 учениц большая часть (10 учениц) получили 1-й разряд. Воспитанницы этого класса не получили удовлетворительных оценок. Самое неблагополучное положение по курсу учебной программы было в 1-м классе – 10 неудовлетворительных баллов. В отчёте Священному синоду о состоянии училища по учебной и религиозно-нравственной части указывалась причина неудовлетворительных баллов: «слабые способности и неразвитость, особенно в 1 классе у сирот, поступающих в училище без достаточной подготовки (10 человек). При надлежащем развитии способностей в дальнейшем учение не будет безуспешным».
Согласно «Таврическим епархиальным ведомостям», серьёзных проступков среди воспитанниц в 1871/72 отчётном году не было замечено. Некоторые детские шалости своевременно и с успехом пресекались начальницей. С целью сохранения доброй нравственности среди воспитанниц в училище вместо вольнонаёмной, крайне неблагонадёжной прислуги находились одна монахиня и до 20 послушниц из Топловского женского монастыря, которые исполняли все обязанности прислуги при училище.
Нравственное воспитание в училище имело целью воспитать девочек в благочестии соответственно их будущему назначению, развить у них чувство собственного достоинства, выработать привычку к постоянному труду, аккуратности и честному выполнению своих обязанностей. Почтительное уважение к старшим, братская любовь и искренность к сверстникам, доброе отношение к прислуге были основными правилами для воспитанниц. Малейшее проявление лжи, праздности, лености, нерадивости своевременно пресекались беседой с начальницей училища. Девочек приучали к внешнему благоприличию, скромности, опрятности, бережливости, а также к домашнему хозяйству. Они сами для себя шили платья, убирали комнаты и постели, по очереди помогали на кухне готовить пищу, подавать еду, разливать чай и убирать посуду со стола. При училище были сад и огород для сельскохозяйственных занятий воспитанниц.
Из числа воспитанниц, вновь поступивших в начале 1871/72 учебного года, у большинства не было обнаружено воспитателями никаких дурных наклонностей и привычек. Однако отмечалось, что сироты, принятые в училище, в нравственном развитии значительно отличались от детей, имеющих родителей. Некоторые из них были скрытны, нелюдимы, грубы в обращении, а некоторые склонны ко лжи. Благодаря доброжелательности кротким обхождением воспитательниц дурные привычки вскоре проходили и девочки изменялись к лучшему: становились добрее, мягче и обходительнее со своими сверстницами. Это не могло не отразиться на итоговой оценке поведения воспитанниц, и в конце учебного года из 74 воспитанниц 69 имели балл отлично по поведению и только пяти ученицам был поставлен балл хорошо.
Взыскания, меры исправления были строго индивидуальны с учётом возраста, характера воспитанниц, не были грубы и унизительны. Отдых, прогулки между уроками длились около 45 минут, играм и упражнениям, способствующим физическому развитию и укреплению здоровья воспитанниц, уделялось большое внимание.


В 1871 г. училище посетил Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор П. Е. Коцебу, о своем визите и качестве учебно-воспитательного процесса в учебном заведении он докладывал лично императрице. Государыня была удивлена числом воспитанниц и общим состоянием училища. К успеху училища проявили интерес земства: стали выделять средства на приобретение учебных пособий; выступили с предложением учредить две стипендии земства, а также трудоустраивать выпускниц в сельских школах, содержащихся на средства уездных земских управ.
В 1873 г. состоялся первый выпуск воспитанниц, окончивших полный курс Таврического епархиального женского училища. Торжественный акт по этому случаю собрал в стенах заведения элиту губернии. Здесь присутствовали: епископ Таврический и Симферопольский Гурий, епископ Черниговский Никанор, архимандрит Херсонесского монастыря Евгений, Таврический вице-губернатор С. А. Лаппо-Данилевский (губернатор не смог присутствовать по болезни), председатель окружного суда Д. А. Калмыков, городской голова Н. И. Иванов, депутаты епархиального съезда, местное духовенство – что наглядно свидетельствует о высоком уровне этого события. Таврическое епархиальное женское училище стало востребованным учебным заведением – в начале 70-х гг. лиц, желавших обучаться в нем, было в два раза больше, чем училище могло принять.
Заботясь о духовной нравственности выпускниц епархиального женского училища, владыка Гурий на торжестве, посвящённом первому выпуску, отметил: «Вступая в трудовую жизнь, не задавайтесь широкими планами, беритесь за дело по силам: лучше малое делать хорошо, чем, нежели взявшись за большое, сделать кое-как. Ничего не делайте из мелочного тщеславия – показать своё превосходство над другими. Сами посудите, какой прок в гениальных способностях и богатстве разнообразных познаний, если обладающий этим сокровищем человек живёт не лучше неразумного животного? Где тут ум? При чём научные познания?». Успехи воспитанниц неизменно вызывали у высокопреосвященного глубокую радость. «Поздравляю вас, дети, с окончанием вашего воспитания! С любовью и благословением отпускаем мы вас, утешаясь мыслью, что труды и заботы наши по воспитанию вас были не напрасны; что и вам, и нам есть чему порадоваться!» – обращался святитель к воспитанницам епархиального женского училища.
Привязанность учениц к своему учебному заведению, а значит и встречное доброе к ним отношение со стороны педагогов, заметны в речи одной из выпускниц – Параскевы Степановой. В ней учащаяся от лица всего класса благодарила педагогический состав училища, выражая надежду на то, что заведение продолжит существовать многие годы, а дети, занявшие их места, встретят ту же заботу и попечение, которые выпали и на их долю. «Училище сделало нас людьми. Спасибо ему великое!».
К году первого выпуска училище практически полностью перешло на программу устава 1868 г. Воспитанницы, окончившие полный курс обучения, без дополнительных экзаменов получали право на звание домашних учительниц по тем предметам, в которых они были особенно успешны. Вопрос же трудоустройства первое время решался через обращение Совета училища к членам ежегодных епархиальных съездов и представителям земства с просьбой содействовать устройству выпускниц в качестве домашних учительниц или же наставниц для церковно-приходских и сельских училищ. Так из 36 выпускниц первых двух выпусков почти все устроились по специальности: наибольшее количество девушек – в должности наставниц сельских школ; некоторые – вернулись в Таврическое епархиальное женское училище в качестве воспитательниц или даже устроились учительницами в гимназиях.
Открытие Таврической духовной семинарии в 1873 году существенно облегчило подбор педагогических кадров. К моменту выпуска 1877 г. педагогику и Закон Божий в училище преподавал инспектор классов священник Иаков Чепурин, получивший высшее духовное образование, а остальные предметы распределялись между преподавателями семинарии. Контингент воспитанниц в этом году можно представить следующим образом: 1. По способу содержания: а) на бесплатном содержании – 38 пансионерок; б) с оплатой 130 руб. в год (девиц духовного звания) и с оплатой 250 руб. в год (девиц светского звания) – 54 воспитанницы; в) приходящих – 15 епархиалок; 2. По социальному происхождению: а) детей духовенства – 83 девушки (77,6 %); б) детей чиновников и землевладельцев – 16 (14,9 %); в) детей из купеческих семей – 8 (7,5 %); 3. По успеваемости: в I классе (45 восп.) неудовлетворительные баллы по некоторым предметам у 11-ти епархиалок (24,4 %); во II классе (43 восп.) – у 13-ти (30,2 %); в III классе (19 восп.) – у 2-х выпускниц (10,5 %). В «Таврических епархиальных ведомостях» за 1877 г. указано, что содержание одной воспитанницы обходилось Таврическому епархиальному женскому училищу в 283 рубля за один учебный год, что составляло около 1700 рублей за весь шестилетний период обучения, включая проживание, оплату служащих и прислуги. Училище содержалось благодаря добровольным пожертвованиям духовенства, средствами из кошельковых церковных сумм с разрешения преосвященного, оплате, производимой за содержание в училище дочерей обеспеченными родителями церковного звания. Пожертвования поступали также от различных учреждений или лиц по пригласительным печатным листам, выдаваемым через Консисторию от училищного совета приходским священникам.

Таврическое женское епархиальное училище постепенно набирало популярность, увеличилось количество учащихся, училищный совет был вынужден ежегодно отказывать в поступлении нескольким десяткам желающих, в связи с этим возникла необходимость в новых учебных помещениях. Уже к началу 1870-х гг. помещения училища были практически полностью изменены, а к зданиям сделаны значительные пристройки. С 1877 г. началась капитальная реконструкция училища – было решено построить новый двухэтажный корпус для обучения и проживания воспитанниц. План здания составил епархиальный архитектор А. П. Шестаков, избран строительный комитет, в состав которого вошли кафедральные протоиереи Александро–Невского собора г. Симферополя Павел Троицкий и Гавриил Руднев, а так же начальница училища Ю. Ф. Артамонова и др. 18 мая 1877 г. состоялась торжественная закладка здания. Летом 1878 г. двухэтажный корпус с просторными классами, столовой и красивыми видами на Симферополь торжественно освятил ректор Таврической духовной семинарии архимандрит Арсений (Брянцев) в присутствии городского духовенства и почетных гостей. Благодаря строительству нового здания число учениц с 70 возросло более чем в 3 раза, а постоянно проживающих в училище насчитывалось более 200 человек. Воспоминания современников о новом здании училища: «Все было не роскошно, но скромно, прилично и дешево. Жилые комнаты освещаются керосиновыми лампами, прикрепленными к потолку и висящими отвесно над занятными столами. Столовая комната находится в старом здании, весьма вместительна и обогревается двумя покрытыми железом круглыми печами, устроенными по углам комнаты, похожими издали на мраморные столбы. Такие же точно печи устроены в дортуарах и рекреационной зале. Для библиотеки сделаны новые шкафы».
Позже главный корпус училища достраивался в 1906 г.: «Новое здание – обширных размеров. Оно – двухэтажное; длиною 63 саж., шириною 7 саж.; примыкает к северо-западному углу прежнего здания. В нем помещаются классы, дортуары, столовая, кухня, квартиры начальницы училища и классных дам. Кроме того, к зале старого училищного корпуса сделана большая пристройка, и таким образом получился новый обширный прекрасный зал, длиною в 12 саж. и шириною в 6 саж., в два света, с хорами с трех сторон. Строились новые здания 1,5 года. Стоимость их – 102 тысячи рублей».
Изменения вскоре коснулись и структуры обучения – в 1877/78 учебном году епархиальное училище стало шестиклассным с годичным курсом обучения в каждом классе. Девушки также обязательно обучались во внеклассное время кройке, шитью, вязанию и домашнему рукоделию. Необязательные предметы могли частным образом преподаваться девицам по желанию их родителей за особую плату и во внеклассное время.

При описании торжественного акта по случаю первого выпуска училища упоминается якобы уже функционировавший к 1869 г. подготовительный класс, который готовил девочек к поступлению в I класс и существенно улучшал картину общей успеваемости. Однако, начиная с 1873 г., никаких упоминаний о нем в отчетной документации не выявлено. На епархиальном съезде 1878 г. было вынесено решение об открытии такого класса. Наличием подготовительного класса Таврическое епархиальное женское училище выгодно отличалось от иных епархиальных женских училищ.
Вопрос о качестве образования, получаемого епархиалками, неоднократно поднимался на страницах периодических изданий. В 1886 г. «Таврические епархиальные ведомости» опубликовали статью диакона Д. Шишацкого «VII педагогический класс при Таврическом епархиальном женском училище, как средство практически подготовить воспитанниц к учебно-воспитательному делу». Автором отмечен низкий уровень педагогической подготовки выпускниц, который, по его мнению, не должен ограничиваться только теоретическим курсом педагогики и дидактики. В качестве аргумента Д. Шишацкий привел тот факт, что директоры и инспекторы народных школ при подборе кандидатур на учительское место отдавали предпочтение тем кандидатам, которые кроме общего образования прошли необходимую педагогическую практику в специальных педагогических классах. Автор с некоторыми поправками предлагал воспользоваться системой педагогической подготовки в Кавказском епархиальном женском училище. Вместе с открытием VII класса, в котором девушки получали бы углубленные знания по предметам училища, необходимо, по мнению автора, открыть при училище образцовую школу, где бы епархиалки-выпускницы могли практиковаться в преподавании изучаемых дисциплин. В отсутствие необходимых средств Д. Шишацкий предлагал реорганизовать под образцовую школу приготовительный класс училища, а функции воспитательниц училища перепоручить воспитанницам VII класса.

В ответ на эти идеи последовала статья инспектора классов Таврического епархиального женского училища, священника Е. Новика, в которой он, соглашаясь с необходимостью более основательной педагогической подготовки епархиалок, все же призывал приступать к этому вопросу обдуманно. Среди прочего он отметил, что замена (по образцу Кавказского епархиального училища) института воспитательниц на учащихся VII класса повредит как воспитательному, так и учебному делу обеих сторон, а реорганизация приготовительного класса существенно снизит уровень поступающих в I класс.
В связи с этим совет училища начал вводить практическую подготовку в курс обучения будущих выпускниц в том объеме, в котором это позволяли епархиальные средства. В отчете о состоянии заведения за 1885/86 учебный год указано, что в VI классе распоряжением Совета один урочный час отводился для практического ознакомления воспитанниц с методикой преподавания арифметики в начальных школах. Кроме того воспитанницы VI класса каждое воскресенье один час посвящали практическим занятиям в приготовительном классе своего училища. Для этого преподаватель педагогики и инспектор классов заранее распределяли между епархиалками темы будущих уроков. По этим темам воспитанницы готовили программы-конспекты пробных занятий, которые просматривались и корректировались инспектором классов. Пробные уроки проходили в присутствии всех учащихся VI класса, преподавателей училища, инспектора и начальницы училища. Такие формы работы можно вполне считать педагогической практикой. Еще одним видом занятий, который помогал девушкам подготовиться к будущей профессии, было написание сочинений по гуманитарным предметам. Темами сочинений по педагогике были: «Преимущества звукового способа совместного обучения письму-чтению пред буквенно-сочетательным и силлабическим», «Подбор и расположение материала для чтения в начальной народной школе», «Отношение сельской учительницы к окружающему ее обществу».
Хотя французский и немецкий языки относились к необязательным предметам обучения, все же их изучение было желательным для епархиалок: если умение изъясняться на французском являлось знаком хорошего тона, то знание немецкого существенно облегчало учительскую работу в немецких центральных и народных училищах, густо расположенных на материковой части Таврической губернии (Мелитопольский, Перекопский, Днепровский уезды).

К концу 1883/84 отчётного года в духовном училище обучалась 221 воспитанница: в приготовительном классе – 18, в 1-м – 29, в 2-м – 33, в 3-м – 36, в 4-м – 35, в 5-м – 32, в 6-м – 37 воспитанниц. В течение года, согласно постановлениям училищного совета от 13 сентября и 15 ноября, утверждённым Его Преосвященством, отчислены из училища по просьбе родителей девять воспитанниц. По происхождению воспитанницы разделялись на духовных и светских. Воспитанниц духовного звания было 193, светского звания – 28. Из четырёх стипендиаток две воспитывались на проценты с капитала, пожертвованного училищу преосвященным Гурием, одна – за счёт Симферопольского земства и одна воспитанница получала именную стипендию за счёт кабинета Его Величества согласно указу об именных стипендиях от 28 мая 1876 г.
Согласно расписанию, занятия начинались в 8 час. 30 мин. и длились до 13 час. 40 мин. Каждый урок продолжался по часу. В недельное расписание были внесены занятия, проведение которых предусматривалось во внеклассное время, а именно: на занятие рукоделием отводилось по два урока в каждом классе и на урок чистописания в 5-м классе – один урок. Из необязательных предметов в штатных классах преподавались французский и немецкий языки – по два урока в неделю. В свободное от классных занятий время воспитанники занимались музыкой.
Письменные упражнения в трёх старших классах проводились согласно особому расписанию, которое рассматривалось в совете училища и утверждалось Его Преосвященством. Согласно расписанию, воспитанницам трёх классов в течение учебного года (с 20 сентября по 30 марта) было написано 27 сочинений: по Закону Божию – 6, по русскому языку – 11, по географии – 5, по гражданской истории – 2, по физике – 2 и по педагогике – 1. В 1, 2 и 3-м классах письменными работами были диктанты и изложения текстов. Работы проверялись в классе при участии всех воспитанниц или преподавательницей после занятий. Затем от воспитанниц требовалось объяснение сделанных ошибок. Диктанты воспитанников 1-го и 2-го классов проверялись и исправлялись воспитанницами с 6-го класса под руководством учителя русского языка.
Начиная с 1882 года у воспитанниц епархиального училища каждое воскресенье проходили практические занятия по педагогике в присутствии епископа Гермогена, который остался доволен подготовкой учениц. В своём труде «Таврическая епархия» он отметил, что «более 20 девиц, окончивших курс в епархиальном женском училище, занимаются педагогической деятельностью в Таврической губернии».


В «Таврических епархиальных ведомостях» отмечена деятельность начальницы епархиального женского училища молодой вдовы Алевтины Ивановны Гуковой, которая с 16 лет всю свою жизнь посвятила службе на учебном поприще в различных учебных заведениях. В 1883 г. она стала начальницей епархиального женского училища. А. И. Гукова отличалась высокими нравственными качествами и богатой духовной культурой. Алевтина Ивановна учила воспитанниц не только словом, но и своим примером: трудолюбием, честностью и аккуратностью в исполнении обязанностей. Любовь её к детям была беззаветной, истинно материнской. Во время её участливого ухода за больной дифтеритом она заразилась и скончалась 9 февраля 1887 г. в возрасте 38 лет вскоре после смерти воспитанницы.

В марте 1884 г. была проведена ревизия училища по всем частям членом Учебного комитета при Священном синоде М. X. Григоревским, и состояние найдено ревизией по всем частям в состоянии весьма удовлетворительным. Уровень преподавания в училище постепенно улучшался. В 1885/86 учебном году педагогику и дидактику в VI классе преподавал С. Ульковский, получивший педагогическое образование в Феодосийском учительском институте. Преподаватель Закона Божия Е. Новик, словесности, истории русской литературы Ф.Хотовицкий, а также географии с космографией И. Тяжелов имели степени кандидатов богословия. Преподавательница всеобщей гражданской и русской истории А. Троицкая окончила высшие женские педагогические курсы в С-Петербурге. Преподаватель арифметики и геометрии, статский советник А. Хамарито являлся выпускником Симферопольской мужской гимназии. Тем не менее, на очередном епархиальном съезде духовенства (1886 г.) комиссия по обследованию состояния училища заключила, что вплоть до текущего года внимание съездов было обращено лишь на внешнее благоустройство училища, тогда как учебно-воспитательный процесс оставался в тени. Для того, чтобы «поднять уровень учебно-воспитательной стороны дела и поставить оное в условия независимого существования», депутаты съезда своим решением увеличили содержание всех служащих и учащих. Таким образом, по мнению духовенства, «будут удерживаться при училище лучшие умственные силы и не будет необходимости приглашать преподавателей из других учебных заведений». Что касается контингента учащихся (всего 218 воспитанниц в 1885/86 учебном году), то он также претерпел изменения в своей структуре: 1. По способу содержания: а) на бесплатном содержании – 102 пансионерки и б) стипендиаток имени Архиепископа Гурия – 2 воспитанницы; в) с оплатой 135 руб. в год девиц духовного звания – 89 пансионерок; г) с оплатой 300 руб. в год девиц светского звания – 18 воспитанниц; д) приходящих – 7 епархиалок; 2. По социальному происхождению: а) детей духовенства – 193 девушки (88,5 %); б) детей из светских семей – 25 (11,5 %).
Вопрос о практической педагогической подготовке воспитанниц училища был частично решен в 1887 г. – Определением Священного Синода за № 729 при Таврическом епархиальном женском училище открылась образцовая школа для девочек. Создана на средства потомственного почётного попечителя церковно-приходских школ Симферопольского благочиния Н. Н. Уварова, взявшего на себя оплату постоянной учительницы этой школы в сумме 360 рублей в год. Устроена она была по типу церковно-приходской школы, функционировала под контролем начальницы училища и непосредственным руководством инспектора классов и преподавателя дидактики. По соглашению вышеуказанных лиц в образцовой школе определялось время для пробных уроков воспитанниц училища, разработкой текущего расписания этих занятий занимался преподаватель дидактики. О всех сторонах работы образцовой школы составлялся отдельный ежегодный отчет. Образцовая школа состояла из двух отделений – младшего и старшего, в общем количестве 85 человек. Законоучителем школы в 1895 гг. являлся священник кафедрального собора г. Симферополя Иоанн Полетаев, а старшей учительницей – А. Осташевская.
Начиная с 1888 г. епархиалкам еженедельно назначалось три урочных часа для практических занятий в образцовой церковно-приходской женской школе: воспитанницам V класса – только во втором полугодии, воспитанницам VI класса – на протяжении всего учебного года. Содержание педагогической практики для учащихся V и VI классов различалось. Для первых оно ограничивалось посещением образцовых уроков, которые вел преподаватель педагогики, или пробных занятий воспитанниц выпускного класса. Что касается вторых, то здесь преподавателем педагогики для каждой епархиалки назначались две темы пробных уроков, которые необходимо были провести в школе в течение года. На предложенные темы воспитанницы VI класса готовили предварительные планы-конспекты, дополнительные наводящие вопросы для учениц образцовой школы. Пробные уроки проходили под руководством преподавателя педагогики и в присутствии практиканток V и VI классов. После каждого такого занятия воспитанницы VI класса называли замеченные ими недостатки преподавания, а учитель педагогики давал необходимые методические рекомендации. Кроме вышеперечисленного учащиеся VI класса осуществляли в образцовой школе дежурства: ежедневно в порядке очереди 2 воспитанницы помогали учителям школы в организации и проведении уроков.
К 25-летнему юбилею женского училища в 1891 г. оно представляло собой прекрасно обустроенное шестиклассное учебное заведение с достаточно большим штатом учителей и учащихся. Количество последних возросло с 15 в 1866 году до 230 человек к моменту расцвета училища в 1891 г. В 1899 г. инспектором женского училища и настоятелем Покровской церкви был назначен священник Александр Зверев. В этом же году под его руководством в училище была образована больница. С 1866 г. должность доктора долгое время бесплатно исполнял коллежский советник А. И. Преображенский, а с 1891 г. врач – доктор медицины Н. Бетлинг.
В начале 90-х гг. XIX в. успеваемость учащихся оставалась удовлетворительной: так из 210 епархиалок, которые подверглись переводным и выпускным экзаменам в 1890 г., 17 девушек окончили обучение и получили аттестаты с правом быть домашним учительницами; 124 епархиалки переведены в следующие классы; 26 оставлены в том же классе на второй год; 43-м девушкам было разрешено пересдать экзамены после каникул. При этом по результатам экзаменов средний балл успеваемости выпускниц по всем предметам составлял 3,8.
Вопрос о совершенствовании теоретической и практической подготовки воспитанниц училища был поставлен на повестку съезда духовенства 1910 г. На основании вынесенного решения 15 августа этого же года при Таврическом епархиальном женском училище был открыт VII педагогический класс с двухгодичной программой обучения. В нее входило расширенное изучение дисциплин предыдущих классов, новые предметы педагогического цикла (методика преподавания русского языка, педагогическая психология, история педагогики, дидактика), а также логика, русская и иностранная литература, природоведенье. Как видно из перечня, круг дисциплин был существенно расширен, обучение носило преимущественно светский характер, выпускницы дополнительного педагогического класса получали солидное педагогическое образование.

Постановлением съезда 1910 г. был одновременно закрыт подготовительный класс. Обусловлено это было как недостатком епархиальных средств, так и тем, что задачу приготовительного класса с успехом выполняли многочисленные церковно-приходские школы губернии.
В связи с постоянным увеличением количества поступающих, в епархиальном училище начали действовать как штатные, так и параллельные классы. В 1910/11 учебном году функционировало 13 классов: два первых, два вторых, один третий, два четвертых, два пятых, два шестых, а также седьмой первый и седьмой второй.
При епархиальном женском училище имелась библиотека, состоящая из учебных руководств и пособий, книг для чтения. В 1871/72 учебном году в учебной библиотеке насчитывалось 37 учебников в 712 экземплярах, 56 пособий в 105 томах, 32 географические карты, 80 исторических картин и 240 картин по священной истории. Фундаментальная библиотека имела 229 названий в 566 томов. В этом же 1871/72 учебном году большое число книг (до 150 томов) было жертвовано в фундаментальную библиотеку благочинным Феодосийского округа священником Антонием Люцидарским. Библиотекой заведовала воспитательница О. И. Дреновская. К 1895 г. библиотека располагала различными наименованиями книг и пособий, в общей сложности составлявших более 3000 тыс. единиц. Каждая ученица получала набор учебников к годовому изучению всех дисциплин. Учебники и книги для чтения выдавались воспитанницам с записью в специальною книгу. Из периодических изданий библиотека выписывала 15 богословских, 8 педагогических и 6 детских журналов и газет. Среди них популярными изданиями считались: «Богословский вестник», «Русский паломник», «Церковные ведомости», «Странник», «Русский вестник», «Русское обозрение», местная газета «Таврические епархиальные ведомости» и многие др. Наставники заботились о том, чтобы в училищную библиотеку не поступали книги, содержание которых было бы неизвестно руководству и наставникам. Учениц приучали к внимательному чтению серьёзных, по мнению училищного руководства, книг, различных статей с последующим пересказом их содержания с целью контроля правильного понимания прочитанного. Воспитанницам полагалось кратко записывать основные мысли прочитанного. В свободное от обязательных занятий время ученицы могли читать любые понравившиеся им книги из ученической библиотеки. Посещение учениками частных библиотек и получение книг происходило только с разрешения инспектора. В отчете синодального ревизора (1910 г.) Таврическое епархиальное женское училище охарактеризовано как «образцовое». Действительно, многочисленные ревизии, и комиссии, специально создаваемые при епархии, всегда отмечали хорошо поставленную учебно-воспитательную работу в училище, слаженную совместную деятельность начальницы, инспектора классов и педагогического коллектива.

Во время Первой Мировой войны ход учебного процесса в училище был нарушен. Война не могла не отразиться на продолжительности и качестве обучения. В 1915/16 учебном году занятия длились около 5 месяцев, в 1916/17 – только четыре месяца. Был создан специальный епархиальный комитет для сбора пожертвований. Половина училищных зданий была отдана под воинские постои. В связи с этим воспитанницам приходилось спать в учебных аудиториях. В феврале 1915 г. в Таврическом епархиальном женском училище были открыты курсы сестер милосердия, на которые сразу же записалось 35 воспитанниц. В одном из архивных документов сохранилась следующая запись: «Комиссар Симферопольского эвакопункта и военных госпиталей помещается в 180-м полевом запасном госпитале по Вокзальной улице, дом 5/7, бывшее епархиальное училище, телефон 509».
Особенно тяжелым положение епархиального женского училища было в период гражданской войны. С наступлением 1917 г. учебные часы сократились, преподаватели месяцами не получали жалованье, материальное положение училища стало критичным: «Начальствующие и учащиеся в духовно-учебных заведениях должны тесно сплотиться с родителями учащихся и служащими в союзы (коллективы) для защиты учебных заведении от захвата и для обеспечения дальнейшей их деятельности на пользу Церкви и православного народа. Эти союзы должны настойчиво требовать и всемерно добиваться того, чтобы строй учебных заведений оставался неизменным впредь до особых распоряжений церковной власти. Законоучители светских учебных заведений должны всемерно воздействовать на педагогические и родительские советы, чтобы они твердо отстаивали преподавание Закона Божия в ученом заведении, и идти навстречу всякому доброму начинанию их в пользу религиозного воспитания и обучения».


Окончательно духовные учебные заведения были ликвидированы советской властью в 1920 г. действием указа № 57 Крымотдела народного образования. Таврическое епархиальное женское училище внесло значительный вклад в дело духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и в дело подготовки учительских кадров в Таврической губернии – с другой. Открытое в 1866 г. в Симферополе епархиальное женское училище было прогрессивным явлением не только в Крыму, но и в Российской империи, а его деятельность предоставила возможность многим девочкам Крыма духовного и светского происхождения получать среднее образование и возможность работать в дальнейшем на ниве просвещения, выполняя обязанности учительниц начальных народных школ полуострова.


В здании Таврического епархиального женского училища были организованы командные курсы Красной Армии. В 1930 г., когда от здания и церкви остался лишь фасад, по инициативе Комиссариата здравоохранения организован медицинский институт. Торжественное открытие состоялось 1 апреля 1931 г. Улица Вокзальная (с 1904 г.) в 1911 переименована в бульвар Императора Александра II, с 1924 г. – бульвар В. И. Ленина.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Таврическом епархиальном женском училище
Храм при женском епархиальном училище – однокупольное здание в неовизантийском стиле со звонницей, примыкавший к главному корпусу училища. В 1882 г. по завету и на средства (пожертвовано 10 тыс. серебром) архиепископа Таврического Гурия было решено возвести новый храм. При училище с момента его открытия располагалась небольшая домовая церковь, размещенная в одном из кабинетов и освященная в честь праздника Сретения Господня. Помощником в ее обустройстве, вплоть до создания нового храма, являлся церковный староста, симферопольский купец А. И. Зайцев. Закладка нового храма состоялась в апреле 1881 г. (пожар в старых постройках училища в феврале этого года уничтожил здание со старой церковью). Он примыкал к училищу, завершая ансамбль недавно открытого нового корпуса училища. Иконостас в новоустроенную церковь выполнил церковный староста А. И. Зайцев.

1 сентября 1882 г. новоустроенная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была торжественно освящена епископом Гермогеном (Добронравовым, на кафедре с 1882 по 1885 гг.): «Новый храм представляет из себя прекрасное, стройное здание. Алтарем храм устроен на юго-восток по одной линии с большим училищным зданием. Западная часть храма плотно прилегает к самому зданию училища. Из рекреационной залы училища сделан ход в церковь, в ее нижнюю часть, а из спального помещения во втором этаже здания сделан прямой ход на хоры. Иконостас в эту новую церковь устроил староста церковный А. И. Зайцев. Прежде иконостас состоял из двух небольших икон, которые теперь поставлены по сторонам нового иконостаса. Настоящий же иконостас построен весь заново».


После революции здание храма использовалось в качестве клуба, окончательно уничтожено после Великой Отечественной войны. В начале 2000-х гг. ректор Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского А. А. Бабанин обратился к Митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю с просьбой благословить организацию из числа верующих сотрудников вуза общины и назвать её в честь святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого). Тогда же возникла необходимость в молитвенном помещении для осуществления духовных нужд верующих. Предполагалось строительство небольшой часовни. Во время работ в котловане была обнаружена капсула с документом, в котором говорилось о том, что на этом месте преосвященным Гурием, архиепископом Таврическим был заложен храм. 1 июня 2011 г. митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем освящен новый храм во имя Святителя Луки и Сретения Господня.

Основой очерка о Таврическом епархиальном женском училище стали следующие научные публикации: Костылева Е. В. Профессионально-педагогическая подготовка в Таврическом епархиальном женском училище (1866–1920) // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Сер.: «Проблемы педагогики средней и высшей школы». 2013. Т. 26 (65), № 2. С. 56–69; Шкарлат Л. П. Становление и развитие начального и среднего образования в Крыму во второй половине XIX – начале XX века под эгидой православной церкви. Симферополь: Антиква, 2020. 320 с.