«Путешествие в университет: Ботанический сад»

Инструктаж по ТБ. Роспись в журнале по технике безопасности.

 

Локация: Ноосферная беседка

Здравствуйте, рады приветствовать Вас в Ботаническом саду имени Н.В. Багрова Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Неспроста мы начинаем наш квест в ноосферной беседке, которая является символом  разума, жизни и природы. С именем какого ученого оно у вас ассоциируется?

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Автором этой теории был академик, биогеохимик, ученый, опережающий своими идеями развитие общества —  В.И. Вернадский. В 1920 г. в непростое время он стал вторым ректором первого высшего учебного заведения Крыма – Таврического университета. Имя этого ученого носит правопреемник Таврического университета – КФУ.

В 2012 г. крымские кузнецы разместили в Ботаническом саду ТНУ кованую беседку, символизирующую связь человеческого духа и вселенской гармонии. Арт-объект стал точкой притяжения, связанной с идеями Вернадского о возникновении на нашей планете ноосферы разума. Проект В.А. Патоки был мастерски реализован в кузнечной мастерской И.Э. Ромашенко. Открытие беседки  состоялось 26 октября 2012 г., в День рождения Н.В. Багрова, человека, который внес немалый вклад в воплощение в жизни идей В.И. Вернадского.

В дизайн беседки искусно вплетены скрипичный ключ, «роза ветров», микроскоп, музыкальные инструменты и другие символы науки и искусства как сфер деятельности, призванных обеспечить гармоничное развитие  личности и человечества.

В центре находится скамья с гербом университета, девиз которого «NOSCE TE IPSUM», что переводится с латыни как «познай себя». Это отражает миссию университета  в формировании осознанной, способной изменить мир личности.

Мы предлагаем  вам сегодня познать свои способности и раскрыть безграничные возможности через знакомство с историей старейшего университета в Крыму.

 

Давайте ознакомимся с правилами игры.

Правила игры:

  • Участники игры делятся на 2 команды.
  • Для игры понадобится 1 телефон с выходом в интернет, важно пройти все точки в задании, даже если вы собрали кодовое слово.
  • Игра будет проходить только на территории университета: мы пройдем через Ботанический сад в главный корпус КФУ.
  • На каждой точке команды получают конверт с заданием.
  • Перемещение на новое место разрешено только после выполнения поставленного задания и сдачи конверта с материалами выполненного задания организаторам.
  • Решение о выполненном задание оглашает организатор после проверки выполнения задания или получения контрольного фото.
  • За каждое задание будут присуждаться очки от 0 до 3.
  • Оценивается – скорость выполнения(какая команда справилась с заданием быстрее —  получает 1 балл), будем фиксировать время доставки фото в вайбер, качество выполнения (правильность – обе команды могут получить по 1 баллу), креативность при подготовке ответов и их презентации (каждая команда может получить по 1 баллу).

 

Инструкция, как выполнять задания:

Вскройте конверт. Прочитайте задание полностью. Обсудите с членами команды понимание итоговой цели задания. Распределите роли для более быстрого выполнения задания. Приступайте к выполнению задания. Отправьте зачетное фото, если того требует задание. Презентуйте готовое задание. Оценивание команд по критериям: скорость, качество, креативность. Оглашение промежуточного итога.

В каждой команде есть куратор, вы можете с ним советоваться.

Есть ли у вас вопросы?

Желаем вам удачи!

Вручаем конверты.

 

Задание 1.  

Вам представлена фотография. Найдите это здание. Сделайте коллективное фото на фоне этого здания, необходимый ракурс представлен на фото.  

Итоговое (коллективное) фото отправьте для проверки в вайбер организаторам.

Сообщите, какое учреждение функционирует в этом здании сегодня.

Встречаемся на главном входе в здание.

 

Локация: Дом Палласа

Вы отлично справились с заданием. Первая команда получила ___ баллов. Вторая команда получила ___ баллов.

Мы с вами находимся возле одной из самых ранних построек на территории Ботанического сада. Это так называемый дом или имение П.С. Палласа. Земли на берегах главной крымской реки в нескольких верстах южнее Симферополя привлекли внимание российских помещиков вскоре после присоединения Крыма к Российской империи, состоявшегося в 1783 году.

В ходе инициированной Григорием Александровичем Потемкиным широко масштабной раздачи угодий российской знати и чиновничеству, в 1788 году, эти территории отошли коллежскому асессору Михаилу Петровичу Мартыновскому. Ему в собственность был передан участок площадью около 48 десятин  (1 дес=1 га) с большим каменным домом. Архитектура сооружения свидетельствует о том, что оно было возведено еще во времена Крымского ханства в характерном восточном стиле. Имя первого владельца дало название всему имению, которое начали называть Хутор Михайловский.

Большой каменный дом усадьбы, построенный в бахчисарайском (иначе, малом турецком) стиле сооружен был 1788 году на берегу долины Салгира. Одноэтажный особняк состоял из трех анфиладно расположенных (это ряд помещений, которые примыкают друг к другу, а дверные проемы находятся на одной оси расположения, друг напротив друга) комнат и большой юго-западной террасы открытой с трех сторон. Главный северо-восточный фасад не имел особо примечательных архитектурных элементов, кроме ряда окон в неглубоких нишах, украшенных декоративным замком, а у двух боковых окон – незатейливыми сандриками (карниз). Два резных пинакля из белого известняка, установленные на пересечении ребер с коньком, придавали зданию живописность и оригинальность.

В марте 1802 года усадьба была выкуплена академиком Петром Симоном Палласом (1741–1811). Паллас – немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник на русской службе. С 1795 по 1810 годы проживал в Крыму и внес неоценимый вклад в его научное изучение.

Крымская природа и богатство истории края вдохновляли П.С. Палласа на новые научные изыскания. Именно здесь он создал такие фундаментальные труды, как «Путешествие по Крыму академика П.С. Палласа в 1793–1794 годах», «Перечень дикорастущих растений Крыма», изданный в 1797 году в Симферополе. Ученый сделал существенный вклад в развитие садоводства и виноградарства в Крыму.

Судебные тяжбы по купленным ранее имениям в Крыму, а также неудачный брак с Каролиной Ивановной (имение стали называть Каролиновка),  подтолкнули академика покинуть Россию. В 1810 году он выехал в Берлин, где скончался 8 сентября 1811 года.

Следующими владельцами имения стала чета Нарышкиных. Нарышкины были представителями богатого дворянского рода. Дмитрий Васильевич (1792–1831) в 1823–1829 годах занимал пост Таврического гражданского губернатора. Большинство существующих здесь построек были преобразованы в хозяйственные помещения и флигели для управляющего и прислуги.

 

Задание 2.  

Вам предоставлен фрагмент фотографии здания, расположенного в Ботаническом саду КФУ.

Задание: определите, что это за здание. Сделайте фото дополняющее фасад здания. Важно, чтобы фрагмент фото был органично вписан во все современные элементы постройки.

Итоговое фото отправьте для проверки в вайбер организаторам.

Поздравляю! Вы успешно справились с заданием. Первая команда получает –____баллов, вторая команда- ____ баллов.

 

Локация: Дом Воронцова

Мы с вами находимся у дома Воронцова «Дом на Салгире» симферопольская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семёновича Воронцова. Один из самых первых памятников Крыма, построенный в стиле классического ампира с применением декоративных деталей. Резиденция Воронцова — важная историко-архитектурная достопримечательность города. Здание построено в 1826—1827 гг. для генерал-губернатора Нарышкина. В 1834 г. вдова губернатора продала особняк новороссийскому губернатору Воронцову.

Дом Воронцова знаменит тем, что в 1837 г. здесь останавливалась императорская семья: император Николай I со своей супругой Александрой Федоровной, наследником Александром Николаевичем и Великой княжной Марией Николаевной. Их сопровождал воспитатель цесаревича, поэт Василий Андреевич Жуковский.

Дом Воронцова внешне очень прост, он построен в строгом классическом стиле. Главный восточный фасад украшен колоннами дорического стиля, открытая терраса, спускается в парк трехмаршевой лестницей с мраморными львами по сторонам. На западном фасаде дома сооружена застекленная галерея, которая использовалась в качестве зимнего сада. Своеобразие постройке придавала северная терраса, украшенная фигурными стойками из дерева, резными балясинами в сквозной решетке ограждения, подшивным потолком геометрического орнамента. Исключительной достопримечательностью здания являлись уникальные, единственные сохранившиеся в Крыму росписи в стиле классицизма.

Подсобные помещения находились в особняке на цокольном этаже, выше –  жилые и парадные залы. Отдельно стоящий кухонный корпус-флигель был выполнен в модном тогда восточном стиле. Здание стилизовано под Бахчисарайский дворец, у него черепичная крыша с небольшими минаретами-дымоходами.

В 30–50-е годы здесь находился сельскохозяйственный институт. В данный момент здесь находятся Библиотека Крымского филиала Института археологии и научные подразделения Крымского федерального университета (НИЦИАК и др.). С начала XX века дом Воронцова и окружающая территория тесно связана с культурой садоводства в Симферополе. Еще до революции здесь организовали помологическую станцию, которая стала центром изучения сортов плодовых и ягодных растений, сортоведением. Территория станции во время гражданской войны была одной из немногочисленных баз, располагавшей научно-техническими средствами, позволяющими организовать исследования,  и рассматривалась как возможная часть Таврического университета.

Корпуса университета располагались в зданиях, которые прежде занимали военный госпиталь (ул. Студенческая 10 и 12), женское епархиальное училище (бульвар Ленина, 5/7) и духовная Семинария (переулок Героев Аджимушкая, 9). Роман Иванович Гельвиг стал не только первым ректором, но и  создателем научной библиотеки университета, первым директором который был Н.Л.Эрнст. В годы Гражданского лихотелья Роман Иванович успешно управлял университетом до своей смерти 13 октября 1920 года.

 В феврале 1921 года он был переименован в Крымский университет имени Михаила Васильевича Фрунзе – легендарного командира Красной армии, уполномоченного Реввоенсоввета и Командующего всеми вооруженными силами на Украине. Но М. В. Фрунзе видел необходимость в существовании университета как мощного образовательного центра в регионе и ходатайствовал о сохранении его структуры и даже дальнейшем развитии.

Так как же функционировал преобразованный вуз в Симферополе? Кто имел право учиться здесь. Предлагаем вам ознакомиться с «Правилами поступления в Крымский университет.16.01.21 (из фондов ГАРК)» и определить, владельцы каких удостоверений могли стать студентами вуза.

 

Задание № 3.

Ознакомьтесь с правилами приема студентов в Крымский университет имени М. В.  Фрунзе. Ознакомьтесь с паспортными книжками, которые использовались в 20-е гг. XX века. Определите, владельцы каких паспортных книг могли быть зачислены в Крымский университет и стать студентами этого вуза. Объясните, почему владельцы других паспортов не могли стать студентами Крымского вуза.

Поздравляю! Вы успешно справились  и с этим заданием. Подведение итогов, оценивание, заполнение таблицы.

Подведение промежуточных итогов.

В следующем конверте вы увидите карту, по маршруту которой продолжится наш квест.

 

Локация: Аллея профессоров

Мы с вами находимся на алее профессоров. Все личности, представленные здесь – сотрудники университета разных лет, внесшие существенный вклад в дело изучения Крыма и становление высшей школы на полуострове. Здесь можно увидеть портреты

Неотъемлемой частью стремления к будущему является память о прошлом. Развитие университета немыслимо без знания своих корней и опоры на научное наследие предшественников. Именно по этой причине среди всех идей, обсуждавшихся в связи с грядущим 10-летием Ботанического сада, к реализации был принят проект, связанный с профессорами, работавшими в вузе в разные годы его существования.

Планируемый объект должен был занять удаленное от основных экспозиций место. Наиболее логичным представлялось связать аллеей могилу выдающегося отечественного лесовода, одного из первых профессоров Таврического университета Г.Ф. Морозова, и располагавшуюся неподалеку усадьбу естествоиспытателя XVIII–XIX в., академика П.С. Палласа. Таким образом, формировалась единая мемориальная зона, посвященная исследователям Крымского полуострова. Николай Васильевич сам отбирал имена ученых для аллеи. В итоге пришли к списку из 22 фамилий. Среди них знаменитые ботаники, зоологи, лесоводы, географы, научная деятельность которых была связана с главным крымским вузом. Торжественное открытие аллеи состоялось в мае 2015 года, но уже без идейного вдохновителя и организатора Ботанического сада (21 апреля 2015 г. Н.В. Багров умер). Стенд с изображением Багрова добавили к открытию аллеи.

В первые годы работы университета в Крыму собрались представители разных областей знания, бежавшие от Гражданской войны. Среди них академики Николай Иванович Андрусов и Владимир Афанасьевич Обручев, члены-корреспонденты Дмитрий Власьевич Айналов, Иван Андреевич Линниченко и Евгений Вячеславович Петухов и многие другие.

Несмотря на тяжелейшие социально-политические обстоятельства, в университетских корпусах в буквальном смысле кипела наука. Многие студенты голодали, но не оставляли занятий, настолько сильна была тяга к науке. Лихолетье касалось и преподавателей, многие из которых жили в учебных помещениях, самостоятельно изготовляли учебные пособия, а после лекций отправлялись колоть дрова, чинить обувь или занимались другой хозяйственной работой. Помимо денежного довольствия – зарплаты сотрудников и стипендия студентов, этим социальным группам полагалось  и продовольственная помощь в виде пайков. Академический паек для преподавателей включал муку, мясо, жиры, горох, крупы, табак и спички, масло и др. Так, по данным на 1 января 1922 г. академические пайки получали 43 профессора Крымского университета, входящих в штат учебного заведения. 23 внештатных профессора паек от университета не получали. Вероятно, они были включены в списки продовольственного снабжения по основному месту работы, либо самостоятельно обеспечивали довольствием свою семью. Также академические пайки получали 180 штатных преподавателей.

Студенты получали пайки ежедневно в виде питания в общественных столовых. Из докладной записки Центрального продовольственного отдела по обслуживанию студенчества Крымского университета имени М. В. Фрунзе узнаем, что в университете в 1921 г. насчитывается 4000 студентов, 2 тыс. из которых получали продовольственные пайки. 480 пайков для студентов выдавались по усиленной норме, «что давало возможность фактически кормить почти все нуждающееся студенчество». Однако в связи с недостаточным сбором продовольствия из-за голода, количество пайков было сокращено, а усиленные пайки для студенчества – упразднены. По данным на 1 января 1922 года в университете числилось 3352 студентов, однако пайки получали 1160 «действительно занимающихся студентов». Однако составители документа не объясняют, что подразумевается под этим термином. Вероятно, в группу «действительно занимающихся студентов» попали только те, кто посещал занятия в университете либо и посещал, и демонстрировал успехи в обучении.

Выделение пайков для студентов происходило через сеть столовых в виде ежедневного питания. Ввиду того что количество и объем пайков был гораздо ниже, чем число нуждающихся студентов, этой незащищенной социальной группе приходилось самостоятельно искать пути решения проблемы продовольственной безопасности. «Общими усилиями студенчеству удалось организовать выдачу удешевленных обедов, коими обслуживаются в настоящее время тысяча пятьсот остро нуждающихся студентов. Для организации столовых студенчество отдало свое жалованье, получаемое от Государства и дальнейшее функционирование их зависит от денежных сумм, поступаемых от студенчества». Однако в условиях нестабильного времени стипендии студентов выдавались с большими задержками. Согласно смете на 1921 г. было заложено 227604 тыс. рублей, а выделено 50 млн. Поэтому для продолжения хозяйственной деятельности студенчества по обеспечению питанием необходимо получить недополученную сумму в размере 170 млн. рублей в 1921 году. Руководство Центрального продовольственного отдела по обслуживанию студенчества Крымского университета имени М. В. Фрунзе просило Центральный органы Республики «придти на помощь нуждающемуся и голодному студенчеству, продолжающему активно вести свои учебные занятия». Представитель университета добавил визу на записку: «Прошу принять во внимание тяжелое положение студентов в голодающем Крыму, выдать для студентов университета имени т. Фрунзе достаточное количество пайков пропорционально количеству пайков данных другим университетам голодающих мест».

Источниковая база становления университета разнообразна и характеризует не только экономическое положение преподавателей и студентов. Предлагаем вам ознакомиться с одним из источников по истории первого университета в Крыму.

 

Задание № 4.

Внимательно ознакомьтесь с текстом источника. Найдите несколько неточностей в тексте. Обоснуйте свой выбор.

Локация: Мемориал Г.Ф. Морозова

Мы с вами находимся возле мемориальной могилы Георгия Федоровича Морозова. Этот выдающийся ученый-лесовед работал в Салгирке в 1918–1920 гг. Он стал организатором и профессором первой на территории России кафедры лесоведения и лесоводства при агрономическом факультете Таврического университета. Именно в Симферополе Г.Ф. создал свой фундаментальный труд «Основания учения о лесе ...». Это было одно из первых учебных пособий, изданных в Таврическом университете. Книга выдержала более 10 изданий. Морозов принимал участие в создание заповедника в горном Крыму (совр. Крымский природный заповедник). Ученый умер 9 мая 1920 г и был похоронен в парке. На его могиле установлена диабазовая стела, стилизована под хвойное дерево.

В конце 19 века на территории Салгирки появилась «Салгирская школа садовых рабочих». Здесь были разбиты сады и виноградники. В начале 20 в. появилась помологическая станция, специализирующаяся на выращивании плодовых деревьев. Учебный корпус находился в доме Воронцова. С образованием Таврического университета в 1918 г. помологическая станция стала частью агрономическоо факультета. После установления советской власти помологическая станция стала частью Института специальных культур.

А мы с вами по аллеям Ботсада перейдем в Восточную беседку сирингария.

Локация: лес между мемориалом Г.Ф. Морозова и Восточной беседкой сирингария

Новым испытанием для страны стала Великая Отечественная война. Более половины сотрудников и преподавателей педагогического института отправились добровольцами на фронт, а после оккупации Крыма многие из них принимали участие в деятельности партизанских отрядов.

Осенью 1941 года часть преподавателей и студентов были эвакуированы в Дагестан, где вуз слитый с Дагестанским педагогическим институтом продолжил учебный процесс. В нем продолжали работать директор В. М. Боровский, А. И. Германович, Ф. С. Загородских, А. У. Мамин, Н. А. Лебедев. Через несколько месяцев после освобождения Крыма, во время возвращения в августе 1944 года пединститута в Симферополь они восстанавливали работу вуза. В тяжелейших условиях, несмотря на разруху и голод, удалось начать первый учебный год уже 1 октября 1944 года. За короткое время удалось воссоздать инфраструктуру, организовать места практики для студентов. Об этом говорится в воспоминаниях выпускницы Меримкиной Марии Михайловны.

Крымский медицинский институт после длительных скитаний продолжил работу в эвакуации в г. Кзыл-Орда, Казахстан. Переездом руководил новый директор – профессор Сергей Романович Татевосов. Предыдущий директор Матвей Иванович Сальков, кадровый военный, ушел на фронт. В самые напряженные моменты войны сотрудники медицинского института активно продолжали обучение и помогали действующей армии, прием абитуриентов не прекращался, проводились научные конференции и заседания государственной экзаменационной комиссии. Это отмечалось благодарностью от руководства страны. Всего же с июня 1941 по июль 1944 года институт подготовил 850 врачей.

Крымский сельскохозяйственный институт имени М. И. Калинина вернулся из Кировобада в начале лета 1944 года, а уже в июле началась подготовка к новому учебному году. На прежней базе в Салгирке возобновили работу два факультета: агрономический и плодоовощной. В послевоенные десятилетия в институте продолжили работу старые, довоенные сотрудники, приглашались специалисты из других регионов, активизировалась научно-исследовательская деятельность. Первые годы после реэвакуации были не менее сложными, чем работа в тылу. Руководителям институтов пришлось добиваться возврата зданий, занятых квартировавшими там войсками, госпиталями, а также находить средства на создание новой материально-технической базы вузов.

Парк значительно пострадал в годы Великой Отечественной войны. После эвакуации с/х института в Азербайджан на территории были вырыты противотанковые рвы. Дом Воронцова во время немецкой оккупации использовался как немецкий госпиталь, а на территории парка хоронили умерших  немцев (эксгумированы в 2007 г., перезахоронены в с. Гончарное Севастополь). После реэвакуации института и до середины 60-х гг. в Салгирке функционировал сельскохозяйственный институт, который в  1964 г. был вынесен в с. Аграрное.

 

Локация: Восточная беседка:

Новым этапом в развитии высшего образования в Крыму стали 60-е гг.  В 1965 г. директор Крымского государственного педагогического института А.Ф. Переход ходатайствовал о выделении земли Салгирки и пустырей в его окрестностях для вуза. И в 1965 было начато строительство корпусов, а парк получил статус государственного парка-памятника садово-паркового искусства местного значения, но не был передан в собственность университета. С 60-х гг. был создан дендрологический учебно-научный парк под руководством Александры Андреевны Федорко. В это время были заложены основы ботсада, но на полномасштабную деятельность у университета не было финансирования.

Новая станица в истории вуза началась с получением высшим учебным заведением нового статуса «университет» в 1972 г., что тоже произошло в период ректорства Александра Федоровича Перехода.

В 1994 г. после нескольких лет упадка, разорения и опустения, на должность ректора был назначен политик, талантливый управленец Н.В. Багров. В 90-е годы парк был в полном запустении. В 2000-х гг. на территории парка члены Меджлиса  предлагали построить соборную мечеть. Благодаря руководству вуза и общественности Симферополя, целостность парка удалось сохранить. Юридически земли парка не принадлежали университету. В начале 2000-х гг. Н.В. Багров выступил с проектом создания ботсада и городские власти одобрили план. В отсутствие финансирования на работы, посадочный материал, Багров взял на себя ответственность по созданию парка. Парк стал собственностью университета только в 2009 г.

В ходе знакомства с историей университета и Ботанического сада, мы с вами уже освежили знания о деятельности некоторых ректоров университета.  А следующее задание позволит систематизировать ваши знания.

 

Задание 5.

Перед вами игровое поле с описанием деятельности ректоров, а также с пустыми ячейками для имен. Ваша задача составить последовательность ректоров, опираясь на законы логики. Защитите свою последовательность, рассказав, об основных достижениях управленцев на пути развития университета.

Задание:

В системе хранения Музея истории произошла поломка. Помогите сотрудникам Музея восстановить последовательность ректорства (директорства) 6 управляющих университетом в разные годы. В источниках сохранилась только следующая информация.

Первым ректором был врач

Куликовский не врач и не химик

После химика Вернадского управлял университетом тоже химик, но не Переход

Последний ректор стал первым президентом, не был химиком. Его имя носит Ботанический сад КФУ.

Второй ректор был создателем  биогеохимии и ноосферологии.

Второй, третий и предпоследний ректор в этом списке были химиками

Имена:  

Николай Васильевич Багров

Роман Иванович Гельвиг

Александр Александрович Байков

Владимир Иванович Вернадский

Василий Васильевич Куликовский

Александр Федорович Переход

Оценивание. Заполнение. Таблицы.

Теперь вы знакомы с основными направлениями деятельности ректоров университета в разные годы его существования. Работая в разных политических и социально-экономических реалиях, каждый из них сделал все возможное для развития вуза. Неоднократно над университетом нависала угроза закрытия. Так было в 20-х годах с установлением власти советов. Похожая ситуация наблюдалась и в 90-е гг., после развала СССР. Однако благодаря талантливым управленцам вуз смог не только выстоять, но и успешно развиваться.

Новая страница истории вуза началась в 2014 г. Сегодня Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского – крупнейший вуз в Крыму, в научно-образовательную структуру которого входят лучшие образовательные институты географически охватывающие весь полуостров.

Коллекционные фонды Ботанического сада имени М. В. Багрова насчитывают около 2000 таксонов декоративных древесно-кустарниковых и травянистых видов, сортов и форм растений, в том числе редких, исчезающих и реликтовых. Наиболее обширно представлены: розы (более 200 сортов), ирисы (400 сортов), тюльпаны (100 сортов), канны (36 сортов), лилейники (130 сортов), растения закрытого грунта (250 таксонов) и др.

Мы с вами находимся на территории сирингария, в котором насчитывается более 55 видов и сортов сирени.

Последний конкурс нашего квеста будет символическим. Призовой балл получит та команда, которая первой поднимает вверх фейковое фото из конверта и пояснит свой выбор.

 

Задание 6.

Ознакомьтесь с фотографиями. Определите фейковую фотографию. Объясните свой выбор.

Молодцывы справились с заданием! Давайте подведем промежуточные итоги. Итак, команда №1 заработала ___ баллов, команда №2 ____баллов. Поздравляем победившую  команду.

Последнее задание на наш взгляд было символическим. Желаем, чтобы в вашей жизни было меньше фейков, а если они и встречались на вашем профессиональном пути, то приобретенные в университете знания помогали в считанные минуты установить истину.

А всех кого заинтересовала история становления и развития университета, ждем на экскурсии в Музее истории.

Спасибо!