6 марта состоялась открытая лекция старшего научного сотрудника Музея истории КФУ им. В. И. Вернадского, кандидата исторических наук Д. А. Ломакина о попытке восстановления университета в Симферополе во второй половине 40-х годов.
После успешного завершения Крымской наступательной операции Красной Армии весной 1944 г. Крымский государственный педагогический институт им. М. В. Фрунзе вернулся в Симферополь после вынужденной эвакуации. Несмотря на послевоенную необустроенность вуза, его тяжелейшее материально-техническое положение, весной 1945 г. сотрудники института во главе с его директором начали борьбу за возвращение учебному заведению прежнего университетского статуса, о чем свидетельствует ряд документов, выявленных в Государственном архиве Российской Федерации. Был разработан проект «О восстановлении Крымского государственного университета им. М. В. Фрунзе». Авторы документа обращали внимание на то, что вуз, как и ранее, способен обеспечить высокий уровень преподавания. В первом послевоенном учебном году в его стенах трудились член корреспондент АН СССР Е. В. Петухов, доктора наук В. М. Боровский, Н. Ю. Войтонис, Е. Ф. Скворцов, Н. А. Троицкий, П. Т. Данильченко, Б. П. Хватов, В. В. Бобин и др. К этому моменту в институте уже была восстановлена аспирантура, издавались «Ученые записки».
Предполагалось возобновить работу университета на основе пяти факультетов: географического, биологического, химического, физико-математического, историко-филологического. К рассмотрению была предложена детальная структура каждого из них. Планировалось, что географический факультет будет состоять из трех отделений: геологического, географического, гидрографического.
Геологическое отделение подразумевало наличие полевой исследовательской работы и полевой практики. Базой отделения должен был стать геологический краеведческий музей.
В составе химического факультета было намечено четыре отделения: неорганической, аналитической, органической, физической химии. Исследовательской базой факультета должна была стать хорошо оборудованная химическая лаборатория. Академическую практику студентов предполагалось проводить на различных предприятия полуострова активно развивающейся химической промышленности.
Биологический факультет университета предполагалось организовать на основе десяти кафедр: дарвинизма, низших растений, высших растений, геоботаники и фитоценологии, физиологии растений и микробиологии, зоологии, анатомии человека и гистологии, физиологии животных, энтомологии, биологической химии. Для успешной организации занятий и практики было намечено создание ряда вспомогательных учреждений при университете: ботанического сада, кабинета низших растений, кабинета морфологии и систематики высших растений, кабинета геоботаники и фитоценологии, лаборатории физиологии растений, лаборатории микробиологии, кабинета зоологии беспозвоночных, кабинета зоологии позвоночных, лаборатории физиологии животных, кабинета гистологии, лаборатории биохимии, анатомического музея, музея дарвинизма, вивария, биологической станции. Физико-математический факультет подразумевал обучение по пяти специальностям: математический анализ, высшая геометрия, физика, геофизика, астрономия. В составе историко-филологического факультета планировалось открытие историко-археологического отделения, кафедр истории народов СССР, древнего мира, средних веков, нового времени. При этом отмечалось, что «открытие кафедр истории южных славян и славяноведения также было бы весьма желательно». Предполагалась полевая археологическая практика в течение 7-8 месяцев в год. Проект со структурой университета был представлен на рассмотрение заместителю Председателя СНК СССР В. М. Молотову.
Летом 1945 г. народный комиссар просвещения РСФСР В. П. Потемкин посетил симферопольский пединститут «и сочувственно отнесся к вопросу о восстановлении университета на его базе». Заместителем начальника Главного управления высшими учебными заведениями Народного комиссариата просвещения РСФСР Н. П. Суворовым в конце 1945 г. была подготовлена «Справка по вопросу об организации Крымского университета», которая, в значительной степени предопределила судьбу главного крымского вуза. В документе отмечалась значительная нехватка лабораторного оборудования в институте: «По биологическим наукам оборудование есть, но по химии и, в особенности, по физике положение очень тяжелое. По химии институт получил часть трофейного оборудования, перевезенного в Крым сотрудниками Никитского ботанического сада. По физике имеющееся оборудование совершенно недостаточно даже для педагогического вуза. Поэтому до получения основного физического оборудования университет не сможет развернуть физико-математический факультет, а без физмата едва ли целесообразно организовывать факультет». Автором документа был сделан неутешительный вывод: «Все указанные трудности не позволяют ставить вопрос о реорганизации в ближайшее время».
Первый послевоенный учебный год Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе стал серьезным вызовом для его сотрудников и студентов. Персоналу вуза удалось в кратчайшие сроки после возвращения учебного заведения в полуразрушенный Крым наладить его работу. При этом приходилось проводить занятия в совершенно неприспособленных и неготовых еще для этого корпусах.
Практически отсутствовала мебель, учебные пособия. Долгое время в зданиях вуза не были восстановлены электричество, канализация, отопление, что особо сказывалось в зимний период, когда студенты и преподаватели, у многих из которых не хватало теплой одежды и обуви, вынуждены были заниматься в холодных аудиториях сидя на камнях за самодельной мебелью. Несмотря на тяжелейшие условия, был полностью выполнен учебный план и план по научной работе, были определены основные векторы развития учебного заведения. В первый же год дирекцией вуза была поставлена амбициозная задача – возродить на полуострове университет. Возможно, ставка была сделана на то, что на фоне общегосударственного восстановления, возрождения экономики, фактически нового строительства края, борьба будет идти не за восстановление педагогического института, а вуза с более высоким и престижным статусом, каковым он являлся до 1925 г. Организаторами масштабного проекта был допущен явный просчет: ресурсов полуострова, как экономических, что сказалось в первую очередь, так и научно-кадровых, было явно недостаточно для его реализации. После очевидного провала, к данному вопросу не возвращались более двух десятилетий. Лишь после качественного прорыва в развитии вуза, существенного расширения его материальной базы и полного технического переоснащения, что позволило качеству преподавания и научно-технических разработок выйти на новый уровень, а институту войти в число лучших педагогических вузов страны, появились предпосылки для принципиального изменения статуса вуза, что и произошло в 1972 г., когда Крымский государственный педагогический институт им. М. В. Фрунзе был переименован в Симферопольский государственный университет им. М. В. Фрунзе.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ КФУ