Ломакин Д. А., к.и.н., заведующий фондовым отделом «Периодическая печать в повседневности профессорской семьи в России в первой четверти ХХ века: по материалам коллекции профессора А. Н. Деревицкого»

Периодическая печать в повседневности профессорской семьи в России в первой четверти ХХ века: по материалам коллекции профессора А. Н. Деревицкого

«Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает»
В. О. Ключевский

«Газеты – это секундные стрелки истории. Но такие, большей частью, что не только из худшего металла, но редко и ходят верно. Так называемые передовые статьи в них – это хор к драме текущих событий»
А. Шопенгауэр

Газета (согласно советскому ГОСТу) – «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания». С появлением газет и журналов их влияние на общественную жизнь остается необычайно высоким. Закономерно, что и в системе исторических источников периодическая печать занимает существенное место. Редкое историческое исследование событий, явлений, фактов нового и новейшего времени обходится без обращения к материалам периодики.

Газета в современном смысле отличается от прочих печатных изданий четырьмя критериями: актуальностью, периодичностью, публичностью (рассчитана на возможно более широкую публику); универсальностью (широкий спектр тем, всё, что могло бы интересовать читателей). Особенностями данного вида изданий является: мобильность (газету можно читать как дома, так и в любом другом месте), общедоступность (газета предназначена для неопределённого круга лиц, читателем её может стать любой человек), периодичность (газета относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному издателем графику). По последнему признаку газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные (редко). Существуют газеты, выходящие два или три раза в неделю, два раза в месяц и т. п. Существуют также утренние и вечерние газеты. Официальность – многие решения (распоряжения, законы и т. п.) органов власти всех уровней вступают в силу только после их официального опубликования в газете или другом печатном органе.

Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств.

Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.

На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» – по наименованию мелкой итальянской монеты газетты, которую платили за листок новостей «La gazeta dele novità» (буквально «Новости на газетту») в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации – прообразы информационных агентств – и возникла профессия «писателей новостей».

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1605 г. Первое издание появилось в Страсбурге. Название начиналось словами «Relation: Aller Fürnemmen». Редактором-издателем стал типограф Иоганн Каролус, ранее занимавшийся составлением рукописных газет. В январе 1609 г. в городе Вольфенбюттель опубликована первая сохранившаяся до наших дней газета. Она называлась «Aviso Relation oder Zeitung». В ней были помещены новости из Кёльна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. В 1622 г. в Вене имелось уже три газеты. Во Франкфурте-на-Майне книгопродавец Эгенольф Эммель основал в 1615 г. еженедельную «Frankfurter Journal».

К числу первых газет, напоминающих современные нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 г. во Франции газету «La Gazette». Ее тираж насчитывал около 1200 экземпляров, а издателем стал получивший в 1630 г. патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришелье. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама.

В 1645 г. королева Кристина приказала учредить в Швеции газету для извещения подданных о королевских решениях и последних событиях в политической жизни страны. Эта газета, под названием «Post-och Inrikes Tidningar», существует до настоящего времени.

В 1657 г. одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».

Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминали венецианские avvisi.

Первые печатные газеты не имели чётко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

С середины XVII века начали появляться ежедневные газеты – «Einkommende Zeitungen» (1650 г., Германия), «Daily Courant», (1702 г., Англия), «Journal de Paris» (1777 г., Франция).

Настоящий мировой бум газет пришёлся на XIX век, когда в газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX веке газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменяясь из-за появления радио (1920-е годы) и телевидения (1950-е годы). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.

В конце XX века, с появлением Интернета, куда ушла значительная часть рекламных объявлений, газеты стали переживать определённый кризис. Ответом на него для многих газет стал переход в таблоидный формат, позволяющий экономить бумагу, а также привлекать более короткими и эмоциональными статьями большое количество молодых динамичных читателей, которые оставались неохваченными прежними консервативными газетами. Тем не менее, переход в формат таблоида не является для современных газет панацеей и не всегда приносит ожидаемый экономический эффект. В настоящее время большинство газет мира находится в поиске новых форм подачи материалов и привлечения читателей и рекламодателей.

В XXI веке продолжает выходить единственная рукописная газета – «Мусальман». Четыре каллиграфа ежедневно записывают её текст на языке урду, а затем образец размножается с помощью печатного пресса.

*   *   *         *   *   *         *   *   *

Пресса в Российской империи к 1917 г. была одной из мощнейших в мире: различная периодика выходила более чем в 180 городах. Московские газеты ежегодно печатались общим тиражом в более чем 450 миллионов экземпляров, в Петрограде выходило около 150 газет и более 400 журналов. По количеству газет и журналов, а также по структуре и организации печатного дела Российская империя стояла в одном ряду с Великобританией, Францией и Германией. В 1914 г. всего в стране выходило 916 газет и 1351 журнал на 35 различных языках.

Прежде, чем в России появились печатные газеты, в Посольском приказе долгое время для царя и бояр составляли периодические рукописные обзоры немецкой и голландской прессы. Их называли «курантами». Вести-Куранты или «вестовые письма» – первая русская рукописная газета, впервые вышедшая в тираж в 1621 г. и издававшаяся в течение 80-ти лет. Данная газета представляла собой склеенные листки бумаги, исписанные чернильным столбцом. Уже тогда имелся редакционный коллектив, который включал в себя правщиков, переписчиков и переводчиков. Их называли «курантельщики».

В Москве четыре века назад довольно быстро сложился целый механизм сбора, перевода и донесения новостей до адресатов. За иностранные известия тогда платили дорого, по-настоящему огромные суммы. Так, в 1665 г. московские власти заключили контракт с Иваном Шведовым (голландцем Иоганном фон Сведеном) о доставке в течение года не реже двух раз в месяц всяческих «вестовых листов», то есть газет и новостей из европейских государств. Для приобретения заграничной прессы голландцу выдали собольих мехов на 500 рублей, а за быструю доставку газет через Ригу в Москву уплатили еще 500 рублей наличным серебром. Для сравнения, хороший дом в Москве стоил тогда около десяти рублей.

Доставленные из Европы «листки» в Москве переводили в Посольском приказе (предшественнике Министерства иностранных дел). Но для большей оперативности создали и группу переводчиков, постоянно работавших в Пскове – именно через этот город в XVII веке шла на Русь большая часть европейской корреспонденции. Иногда такие выездные группы переводчиков европейских новостей работали в Смоленске, тогда пограничном городе между Россией и польскими владениями.

Некоторые свитки «Курантов» содержат указание на авторство журналистов в стилистике той эпохи, например: «Ивашко Тяшкогорский переводил и руку приложил…». Ведь «курантельщики» не просто переводили тексты или готовили краткие выдержки – нередко они давали к ним свои пояснения и замечания.

15 декабря 1702 г. Пётр I издал указ, по которому куранты следовало передавать в Монастырский приказ (в его ведении находилась типография) и печатать для продажи «в мир». Перед изданием куранты редактировались. В нескольких случаях Пётр сам проводил корректуру. От первых газет, вышедших ещё в конце 1702 г. сохранились лишь корректуры и рукописные копии. Первый сохранившийся выпуск этой газеты издан в Москве 2 (13) января 1703 год (годовщина этой даты отмечается как День российской печати). Газета представляла собой восьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта (в отдельных случаях формат мог меняться, а церковный шрифт сменился на гражданский). Постоянного названия газета не имела. Однако от номера к номеру название первой газеты менялось, наряду с «Ведомостями Московского государства» использовались и иные: «Ведомости московские», «Российские ведомости», «Реляции», «Эссенция из французских печатных газетов» и другие. В литературе по истории прессы слово «Ведомости» принято рассматривать как наименование издания. К комплекту «Ведомостей» за 1704 г. был приложен общий титул, наиболее полно отражавший их содержание: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах».

Газета не имела постоянного тиража (от 1–2 тыс. до 30 экз.). Периодичность её выхода зависела от работы почты, доставлявшей иностранную прессу, степени загруженности переводчиков Посольского приказа и свободных типографских мощностей. Кроме Москвы, отдельные номера Ведомостей издавались и в Петербурге. Постепенно новая столица стала основным местом издания газеты, а обзоры иностранной прессы стали составляться в Коллегии иностранных дел. До появления в 1756 г. «Московских ведомостей» «Санкт-Петербургские ведомости» были единственной и на протяжении всего XVIII века главной газетой страны.

Первой российской частной газетой политического содержания стала основанная в 1825 г. «Северная пчела». Она просуществовала вплоть до 1864 г. До восстания декабристов она позиционировала себя, как либеральную, после идеологией издания стал консерватизм. В ней в своё время издавались А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев и М. И. Глинка. Первой российской газетой, которая начала издаваться вне Петербурга и Москвы, стали в 1811 г. «Казанские известия». До 1838 г. в провинции издавались лишь отдельные газеты, и лишь в этом году в губернcких городах стали издаваться государственные «Губернские ведомости». В период «мрачного семилетия» 1848–1855 годов печать в России существовала в условиях жесткой цензуры. В 1859 г. Н. Чернышевский писал:

«Все наши ежедневные газеты, вместе взятые, расходятся в числе 30 или много 35 тысяч экземпляров; все большие журналы, вместе взятые, далеко не достигают этой цифры. Предположим для каждого экземпляра даже по 10 человек читателей, мы увидим, что все наше образованное общество едва ли простирается до полумиллиона человек. Во Франции, где чтение распространено меньше, нежели в Германии и Англии, одни только парижские ежедневные газеты печатаются в числе более 200 000 экземпляров (провинциальных газет мы не считаем). Итак, во Франции приходится один экземпляр газеты на 180 человек, а в России один экземпляр на 2200 человек».

При Александре II согласно Временным правилам о печати 1865 г. почти все столичные ежедневные газеты были освобождены от предварительной цензуры, легче стало получить право на учреждение новых газет и журналов. В 1862 г. всем газетам было разрешено печатать объявления, что позволило многим из них существенно улучшить свое финансовое положение. Появились Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства, которые снабжали газеты новостями.

К началу XX века в России ведущими газетами были «Новое время», «Русское слово», «Россия». Существовала также дешёвая массовая пресса («Петербургская газета», «Московский листок»). Тиражи газет доходили до сотен тысяч экземпляров.

*   *   *         *   *   *         *   *   *

В Музее истории Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в личной коллекции профессора, первого декана историко-филологического факультета Таврического университета Алексея Николаевича Деревицкого отложилось обширное собрание российской и немецкой периодической печати. В фондах Музея имеются следующие издания:

– «Новое время» (1907 г.);
1907 г.: №№ 11126–11421 (с пропусками);

– «Русская музыкальная газета» (1906–1907 гг.):
1906 г.: №№ 1–53;
1907 г.: №№ 2–52;

            Немецкоязычные издания (1926–1927 гг.):
– «Ulk» (1926 г.):
1926 г.; № 48;

– «Zeiybilder» (1926–1927 гг.):
1926 г.: №№ 46, 47, 50;
1927 г.: №№ 2–4, 6;

– «Hamburger Illustrierte» (1926–1927 гг.):
1926 г.: №№ 46–50;
1927 г.: №№ 1, 3, 21;

– «Berliner Illustrierte Zeitung» (1927 г.):
1927 г.: №№ 4, 5, 22;

– «Der Welt Spiegel» (1926–1927 гг.).

«Новое время»

«Новое время» – газета, издававшаяся в 1868–1917 гг. в Санкт-Петербурге. До 234-го номера в 1869 г. издавалась пять раз в неделю, затем ежедневно. С 1881 г. выходило два издания – утреннее и вечернее. С 1891 г. издавалось еженедельное иллюстрированное приложение. Издатели: А. К. Киркор и Н. Н. Юматов (1868–1872), Ф. Н. Устрялов (1872–1873), О. К. Нотович (1873–1874), К. В. Трубников (1874–1876), А. С. Суворин (1876–1912), Товарищество А. С. Суворина «Новое время» (1912–1917).

При Ф. Н. Устрялове в газете «Новое время» была напечатана передовица, посвящённая выходу на русском языке первого тома «Капитала» К. Г. Маркса (21 апреля 1872 г.). При А. С. Суворине «Новое время» имело противоречивую репутацию: с одной стороны, это была большая газета «европейского типа», в ней печатались наиболее подробные зарубежные новости, объявления крупнейших компаний, подробная хроника, некрологи известным личностям.

Постепенно в русском обществе складывалась репутация «Нового времени» как сервильной, реакционной и беспринципной газеты, а слово «нововременец» становилось нарицательным. Во многом это было связано с журналистской деятельностью В. П. Буренина, с антисемитскими выступлениями на страницах газеты в связи с делом Дрейфуса и т. п. Отрицательно воспринимали газету и сравнительно аполитичные русские модернисты 1900–1910-х годов, что не помешало многим из них (Ф. К. Сологуб, М. А. Кузмин, Г. В. Иванов) в 1914–1915 гг. сотрудничать в издававшемся при «Новом времени» высокогонорарном журнале «Лукоморье». В 1901–1917 гг. одним из ведущих публицистов газеты был Михаил Меньшиков.

Н. А. Бердяев в статье «Судьба русского консерватизма» (1904) неодобрительно высказался о газете: «„Новое время“ останется в русской истории как символ пережитого нами позора, как яркий образец литературного разврата и проституции». Газета была закрыта большевиками после Октябрьской революции, 26 октября (8 ноября) 1917 г. С 22 апреля 1921 г. по 26 октября 1930 г. сын А. С. Суворина Михаил Алексеевич издавал одноименную газету в Белграде.

Карикатуры, опубликованные на страницах «Ulk» 3 декабря 1926 г.

*   *   *         *   *   *         *   *   *

Алексей Сергеевич Суворин (1834–1912) и его «Новое время»

Алексей Сергеевич Суворин. 50-е гг. XIX в.

Кто поставлен был в такие тиски, как современный журналист, тот едва ли выйдет сух из воды. Провинность я за собой чувствую как журналист, но если я удостоюсь того, что моя деятельность будет когда-нибудь оценена беспристрастно, то я уверен, что в результате будет плюс. Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. <…> Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного. Расчетлив я никогда не был, на деньги никогда не смотрел как на вещь, стоящую внимания.
А. С. Суворин

Родился 11 (23) сентября 1834 г. в с. Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии в семье бывшего участника Бородинского сражения, государственного крестьянина, дослужившегося до чина капитана. «Жили мы похуже духовенства, – писал А. С. Суворин в своей автобиографии, – мои детские воспоминания носят на себе отпечаток полной свободы и беззаботности. Я любил отца и мать, особенно мать. Отец был суров, вспыльчив, но чрезвычайно добр». Алексей Сергеевич был первенцем, и родители его баловали. Жизнь будущего издателя протекала на лоне природы, грамоте он начал учиться с семи лет у местного пономаря. «Единственная книга, которая была у нас, – это Евангелие на русском языке, издание Библейского общества. Никаких других книг я не видывал в детстве своём, прежде чем начал учиться».

 

Обучался в Михайловском кадетском корпусе (Воронеж), затем в Константиновском военном училище (Петербург). В юности был членом литературного кружка, в который входили М. Ф. Де Пуле и И. С. Никитин. Обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, и не имея склонности к военной службе, по окончании училища отказался от карьеры военного. Выдержав в начале 1856 г. экзамен на звание учителя истории и географии, стал преподавателем в Бобровском училище. Одновременно он служил секретарём бобровского предводителя дворянства В. Я. Тулинова.

 

В Боброве дебютировал в печати переводом стихотворений Беранже «Роза» и «Клара», опубликованных в петербургском журнале «Ваза» (1858), затем последовал перевод Шенье в «Московском вестнике» и оригинальные статьи в «Весельчаке» и «Русском дневнике». Здесь же в Боброве женился на Анне Ивановне Барановой. Интересно, что А. С. Суворин сохранил детские воспоминания о поездке в Берёзовку, где «родители мои познакомились с Иваном Тимофеевичем Барановым, будущим моим тестем. Он был писарем в Берёзовской конторе, и я помню, как раз мы с маменькой были у них в избе, и в люльке качалась девочка, будущая моя жена».

«В Давыдове Анюта, беременная Лелей, ходила в Москву пешком закладывать серебро, которого у нас было немного, и снимала дорогой башмаки, чтобы их сберечь. Денег у нее совсем не было.<…> Графиня Салиас стала со мной переписываться и звала в Москву. Я в это время хотел держать экзамены, чтобы поступить учителем в министерстве народного просвещения. Мне все это советовали, только Анюта просила меня не терять времени и ехать. <…> без Анюты, которая подбивала меня, ободряла и, вообще, имела на меня большое влияние, я, вероятно, так в Боброве и проспал бы целую жизнь. Когда мне предложили перейти из бобровского училища в воронежское, я мимоходом сказал об этом Анюте. А она заставила меня ехать в Воронеж и хлопотать. С предложением графини Салиас было то же самое. Она нимало не задумывалась, что надо ехать в Москву. На этих днях умер Анат. Богданов. У него в доме жила Анюта, когда я уехал к Коршу в «СПБ. Ведомости» в Петербург. Случился пожар. Она ни на минуту не потерялась. Вынесла детей (было трое), уложила, что можно было, и все не торопясь. Богданов принял в ней участие и поместил ее в другом своем доме, временно, где я был на Святой, когда на первые три дня приезжал в Москву (1863 г.). Анюта в это время слушала акушерство и управлялась с детьми и лекциями, нанимая только кухарку. Она сама убирала комнаты и мыла полы. Раз Богданов застал ее за этим занятием и она, смеясь, рассказала мне, как она сконфузилась»
А. С. Суворин о своей жене Анне

В 1861 г. переехал в Москву, где вошёл в круг московских литераторов (Н. С. Лесков, А. А. Слепцов, А. И. Левитов, А. Н. Плещеев, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков, Н. А. Некрасов, И. С. Аксаков, И. С. Тургенев) и приобрёл знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Много печатался в «Русской речи», в «Отечественных записках» поместил повесть «Алёнка» и рассказ «Отверженный».

В 1862 г. перебрался в Петербург, где начал свою журналистскую карьеру: стал сотрудником и секретарем «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Ф. Корша, одновременно писал для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Особой популярностью пользовались его фельетоны, как правило, посвящённые театру, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Подружился с критиком-фельетонистом В. П. Бурениным, который впоследствии играл важную роль как в судьбе А. С. Суворина, так и в созданной им издательской империи. В середине 1860-х годов они на пару публиковались в петербургских газетах, где прослыли остроумными и всезнающими журналистами, радикалами и либералами по убеждениям. Злые языки окрестили этот дуэт Бу и Су: произнесённые по-французски, как Boue et Sou, эти слова означают «грязь» и «мелкая монета».

Сотрудничая в «Санкт-Петербургских ведомостях» и других петербургских газетах снискал себе репутацию либерально настроенного журналиста. Его книга «Всякие. Очерки современной жизни», выпущенная в 1866 г. была уничтожена цензурой за сочувственное изображение демократов, а сам автор подвергнут аресту. По воле случая в Цензурный комитет книга попала 4 апреля 1866 г., в день, когда Д. В. Каракозов стрелял в Александра II. А. С. Суворин пытался отозвать книгу из печати, но не успел. Этому эпизоду было посвящено стихотворение Н. А. Некрасова «Пропала книга».

Пропала книга! Уж была
Совсем готова — вдруг пропала!
Бог с ней, когда идее зла
Она потворствовать желала!
Читать маранье праздных дур
И дураков мы недосужны.
Не нужно нам плохих брошюр,
Нам нужен хлеб, нам деньги нужны!


Пропала книга! Уж была
Совсем готова — вдруг пропала!
Бог с ней, когда идее зла
Она потворствовать желала!
Читать маранье праздных дур
И дураков мы недосужны.
Не нужно нам плохих брошюр,
Нам нужен хлеб, нам деньги нужны!


Н. А. Некрасов.

Уже в эти годы личность А. С. Суворина вызывала двойственные оценки, а популярность подтачивалась неприязнью: будучи отцом растущей семьи, он нуждался в приличном заработке и потому нередко шёл на компромиссы со своей совестью. У А. С. Сувориных к этому моменту было пятеро детей: дочь Александра (1858), сыновья Михаил (1860), Алексей (1862), Владимир и Валериан (1865). Однако вскоре в семье произошла трагедия. 19 сентября 1873 г. его жена была застрелена любовником, офицером-артиллеристом Тимофеем Комаровым. Обманутый муж чуть не сошёл с ума. Сын Н. С. Лескова, Андрей, оставил воспоминание о появлении А. С. Суворина в отцовском доме – тот пришёл без верхней одежды, в одном сюртуке, и по дороге обморозился. А. С. Суворина вернула к жизни пылкая любовь другой Анны Ивановны – урождённой Орфановой, которая была одноклассницей и ровесницей его семнадцатилетней дочери Александры. Но эта же любовь и последовавший за нею в 1875 г. брак вызвали новые семейные проблемы: старшие дети так и не признали мачеху. Анну Ивановну в семье называли Нюсей. А. П. Чехов называл её «бесструнной балалайкой».

«Она мыслит не по-женски. Говорит много вздора, но если захочет говорить серьезно, то говорит умно и самостоятельно. Влюблена в Толстого по уши и поэтому всей душой не терпит современной литературы. Вообще человек она интересный, умный и хороший».
А. П. Чехов об А. И. Сувориной.

«В свое нововременское семилетие, на склоне 90-х годов, я знал Анну Ивановну дамою уже за тридцать, с детьми-подростками: сын, Борис Алексеевич, лицеист, дочь, Анастасия Алексеевна, почти на выданье. Но их молодая мамаша была еще очаровательна. На знаменитых суворинских “четвергах” во дворце “Нового времени”, Эртелев, 6, собирались вокруг нее, сказать стихом Майкова, “послы, софисты и архонты, и артисты” – и все пред нею преклонялись, все окружали ее почтительно влюбленным обожанием <…>. Прибавить надо, что была она урожденная Орфанова – из рода талантливого, темпераментного и беспокойного. <…> В блестящей, изящной, светской, даже утонченной Анне Ивановне сказывалась порою тревожная, порывистая орфановская кровь».
А. В. Амфитеатров об А. И. Сувориной.

В 1872 г. с выпуска «Русского календаря» началась издательская деятельность А. С. Суворина. В 1876 г. он купил пришедшую в упадок газету «Новое время». Другие крупные приобретения не замедлили последовать: в том же 1876 г. совладельцы «Нового времени» приобрели типографию на М. Итальянской улице (ныне – ул. Жуковского), 47. В 1877 г. А. С. Суворин перевёл типографию в купленный им дом в Эртелевом переулке (ныне – ул. Чехова). Типография была оснащена новейшим оборудованием, первой в России начала печатать стереотипом на цилиндрических ротационных машинах французского производства. Условия труда в ней также были весьма необычными для того времени. Для работников типографии, конторы и книжного магазина было организовано ссудосберегательное и взаимно-вспомогательное товарищество. Мастера-печатники и рабочие бесплатно пользовались квартирами, нанимаемыми для них вне типографии; бесплатными были отопление, освещение, постельное бельё, услуги врача и лекарства. При типографии была организована бесплатная библиотека. С 1899 г. печатные машины и станки приводились в движение электричеством. Для детей служащих и учеников типографской школы ежегодно устраивались новогодние ёлки. Типография принимала от редакции материал практически в течение всего дня. Телеграммы передавались до трех часов ночи. На стереотипирование и сдачу стереотипа в машину требовалось не более 30 минут.

Издатель-Суворин – это отдельная тема. А. С. Суворин отсчитывал начало своей издательской деятельности с выпуска «Русского календаря». В первые годы он составлял календари сам, разрабатывал их структуру, всегда предлагая оригинальную подачу материала, и сумел сочетать энциклопедичность и высокие литературные качества с дешевизной издания. Сувориным же изданы знаменитые справочные ежегодники «Вся Россия», «Весь Петербург» и «Вся Москва».

Точное число выпущенных суворинским издательством книг неизвестно, примерное число – 1600 названий общим тиражом 6,5 млн. экз. Наибольшей заслугой современники считали организованную им серию «Дешёвая библиотека» (с 1879 г.), состоящую из последовательно выпускаемых небольших по объёму книг и брошюр. Идею серии А. С. Суворин заимствовал у французских и немецких издателей. Открывалась «Дешёвая библиотека» произведениями крупнейших писателей России – «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недорослем» Д. И. Фонвизина и повестями Н. М. Карамзина. К году смерти своего основателя в этой серии вышло почти 500 названий. «Доброжелатели» называли серию «Библиотекой мёртвых», тем не менее, благодаря ей появились доступные издания Ф. М. Достоевского, У. Шекспира, Ф. Шиллера и многие другие. Серия предназначалась городскому читателю. Пиком популярности изданий А. С. Суворина стал тот момент, когда он первым в России выпустил массовым тиражом полное собрание сочинений А. С. Пушкина. На следующий день после начала продажи издания газета «Новое время» отмечала невиданный ажиотаж, поднявшийся вокруг этого события. У магазина стояла толпа, желающие приобрести собрание сочинений, брали магазин чуть ли не штурмом.

Суворинские издания отличались чистотой набора, строгостью шрифтов, изяществом переплётов. Им было издано также некоторое число «роскошных» изданий. Среди других исключительно ценных плодов его издательской деятельности – первое легальное, без купюр, издание «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, переиздание «Опыта российской библиографии» В. С. Сопикова, «Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства» Ф. И. Булгакова (одно из первых русских изданий по истории книжного дела).

А. С. Суворин в качестве владельца газеты и его «Новое время» провоцировали современников на яркие, подчас сугубо противоположные оценки. Издатель проповедовал свободу журналистского высказывания и часто подчёркивал, что печатаемые в газете материалы могут идти вразрез с его личным мнением. Однако в целом «Новое время» поддерживало правительственную политику. Этот факт и по сей день заставляет исследователей обвинять А. С. Суворина в конформизме и в отходе от либеральных убеждений. В то же время многие из знаменитых современников издателя писали о принципиальном несовпадении А. С. Суворина и его газеты и, даже порицая «Новое время», оставались горячими защитниками и сторонниками его владельца. Таковы, в наибольшей степени, В. В. Розанов и А. П. Чехов, в наименьшей – А. В. Амфитеатров, Н. С. Лесков и близко сошедшийся с А. С. Сувориным под конец жизни Ф. М. Достоевский. А. С. Суворин, несомненно, обладал большим личным обаянием, помогавшим ему завоёвывать сердца людей; незаурядным умом, позволявшим разглядеть искры таланта даже в недругах; юношеским задором, который и в более зрелые годы заставлял его с азартом включаться в жаркие споры. Близко знавшие его люди понимали, что личность А. С. Суворина гораздо шире и сложнее всех его дел и начинаний. Однако эта же особенность его характера заставляет исследователей говорить о дилетантском характере издательской деятельности Суворина, о фатальных промахах инициированных им газетных кампаний, о невысокой художественной ценности его книг и пьес и о даже бессистемности собранной им библиотеки.

Карикатуры, опубликованные на страницах газеты «Новое время» в 1907 г.

Семью Сувориных продолжали преследовать несчастья. В 1885 г. от сахарного диабета умерла дочь Александра, в замужестве Коломнина. В 1887 г. покончил с собой сын Володя, а через год умер от дифтерии Валериан, юноша-горбун, любимец А. С. Суворина. «Новое время» также приносило владельцу много огорчений. Особенно сильное возмущение вызвала позиция газеты во время негативного освещения дела Дрейфуса и студенческих волнений 1899 г. Всё это провоцировало у А. С. Суворина приступы депрессии, во время которых он начал отходить от дел. Проявились панические атаки, о которых он сам признавался: «У меня была болезнь духа… Приступы страха, упадок духа… Это очень мучительная штука. Эти предподписочные дни всегда для меня страшны. Я боюсь их… Мучительно боюсь… Всё мне кажется, что подписка на «Новое время» упадёт, что от меня все отвернутся и я останусь один у разбитого корыта».

Отвлечься от тягостных мыслей А. С. Суворину помогал возврат к занятиям «сочинительством». Истинной отдушиной стал основанный им в 1895 г. Литературно-артистический кружок, впоследствии переименованный в Литературно-художественное общество. А. С. Суворин стал владельцем и директором театра ЛХО. Театром, сценическим искусством он интересовался, ещё когда работал у В. Ф. Корша. Его театральные рецензии отличались проницательностью и остротой взгляда. Позже он сам создал несколько пьес.

В личном отношении к театру взгляды Суворина-драматурга перекликаются со взглядами А. П. Чехова: Суворин, как и Чехов, обычно уезжал из города в день премьеры своей пьесы и проклинал своё неистребимое влечение к театру. А. С. Суворина и А. П. Чехова связывала многолетняя искренняя дружба, которая многим казалась странной. Тем не менее, именно в номере у А. С. Суворина в гостинице «Славянский базар» А. П. Чехов отлёживался целых двое суток, когда у него неожиданно пошла горлом кровь.

А. С. Суворин принимал активное участие в редактуре чеховских пьес и наоборот – такова, например, суворинская пьеса «Татьяна Репина», в которую по указаниям А. П. Чехова вносилось множество переделок. В основу пьесы лёг реальный случай, произошедший с провинциальной актрисой Е. П. Кадминой (1853–1881). Желая отомстить любовнику, Кадмина отравилась. «Шла пьеса «Василиса Мелентьева», – пишет об этой истории М. П. Чехов, брат Антона Павловича. – В ней Василиса Мелентьева отравляет жену Ивана Грозного. Перед началом сцены отравления Кадмина приняла яду. Когда наступило действие по пьесе, тогда началось и действие яда в желудке у Кадминой. Она умерла прямо на сцене в страшных мучениях» О Кадминой много говорили, и когда А. С. Суворин поставил свою «Татьяну Репину», история ещё не до конца забылась. Об этом свидетельствует сильный всплеск эмоций, который у зрителей вызывала пьеса. Драма заканчивалась смертью главной героини, Татьяны Репиной, оставляя зрителей в неведении по поводу судьбы её неверного возлюбленного.

Вскоре после постановки А. П. Чехову понадобился французский словарь, который он попросил у А. С. Суворина. Получив словарь в подарок, А. П. Чехов пообещал вскоре «отдариться». Ответным даром оказалась одноактная пьеса, также называвшаяся «Татьяна Репина» и представляющая собой продолжение пьесы А. С. Суворина. В чеховском продолжении участвуют те же персонажи. Эту пьесу-шутку А. П. Чехов послал А. С. Суворину, сопроводив напутствием: «Не показывайте его никому, а прочитавши, бросьте в камин». К печатанию пьеса не могла быть допущена по цензурным соображениям, из-за того, что действие происходит в церкви. Тем не менее, в 1889 г А. С. Суворин напечатал чеховскую «Репину» в двух экземплярах, один из которых послал автору, а второй оставил себе. Чеховский экземпляр хранился в его бумагах, сбережённых сестрой писателя Марией Павловной, и впоследствии оказался в библиотеке ГЛМ. Суворинский экземпляр хранится в библиотеке Пушкинского дома.

Последние годы А. С. Суворина были омрачены болезнью и одиночеством. К старости усилились мнительность и суеверие. Он долго не соглашался переехать в новый дом, боясь, что этот «переезд может быть для него роковым». Секретарь А. С. Суворина, актёр Борис Глаголин, пересказал сон, который А. С. Суворин видел в день своего юбилея: «четверть века человек лежит в гробу и не может умереть». В том же 1909 г. берлинский онколог Френкель нашёл у А. С. Суворина рак горла. Несмотря на заграничное лечение, болезнь прогрессировала. После второй операции Суворин лишился голоса. Последние месяцы жизни он общался с родными и близкими при помощи карандаша и бумаги. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

*   *   *         *   *   *         *   *   *

Библиофильство А. С. Суворина отмечалось всеми знавшими его людьми. В день открытия и освящения своего книжного магазина на Невском проспекте А. С. Суворин высказал ставший известным афоризм: «Если книга обязана появлением своим человеку, то человечество обязано процветанием своим книге». Своё книжное собрание он создавал более 50 лет. Оно отчётливо отражает не только интересы, но и потребности владельца. Его библиотека располагалась рядом с рабочим кабинетом – или, насколько можно судить по описаниям, плавно перетекала в него. «Несколько раз я бывал в знаменитом суворинском кабинете в Эртелевом переулке. Я поражался не только обилию книг в книжных шкафах, не только ворохам корректур, но и той совершенно исключительной прожорливости, с какой он всё это проглатывал глазами, мозгом, кровью сердца, – отметил однажды В. А. Гиляровский.

А вот поэтическое, но точное описание В. В. Розанова: «Проходишь из большой передней в темноватый проход между спальней и библиотекой. Библиотека – огромная комната, с огромным столом посередине, на котором лежат книги и так и корешком кверху: и около них что-то копошится маленькая, почти крошечная старушка, N., – сестра сотрудника Богачева. Она убирает библиотеку Алексея Сергеевича, распределяет по классификации и составляет каталог. Библиотека – великолепна. И огромна, и интересна, – по изданиям, по предметам. Идёшь и входишь в полусветлую (сзади) комнату. Против дверей сейчас же огромный стол с новинками книг и журналов. Сколько раз скажешь, чем-нибудь заинтересовавшись:

– Алексей Сергеевич, я возьму эту книгу (т. е. в собственность).

– Возьмите, батюшка.

Отсюда (из прохода – налево) кабинет, передняя стена которого заменена одним огромным стеклом. Всё-таки от множества книг и вещей в кабинете – в нём полутемно, вернее – недостаточно светло. Множество столиков – всё заставлено чем-то, в большинстве книгами. Книг – множество, они везде – часть громадные фолианты. Огромные портреты – его первой жены, умершей дочери, Шекспира, Пушкина, Тургенева и Толстого. Слева, на половине длины кабинета – всегда пылающий камин. А вон, дальше, и он. Всегда я его помню собственно в единственной позе: спина колесом и он внимательно ушёл в стол, читает или (несколько реже) пишет».

*   *   *         *   *   *         *   *   *

Дача Суворина в Феодосии

А. С. Суворин большую часть времени проводил в Москве и Петербурге, но и на своей даче в Феодосии бывал регулярно. Феодосийский дом издателя был построен в виде мощного средневекового форта на краю открытого всем ветрам скалистого морского побережья. Возвел он ее в восточно-мавританском стиле в конце XIX века. На этом же проспекте располагалось имение И. К. Айвазовского. Рядом с дачей А. С. Суворина проходила железная дорога, и для удобства подъезда был поставлен трехарочный Сарыгольский мост с ажурной оградой. Также недалеко от нее была возведена дача Стамболи.

Дача А. С. Суворина в Феодосии. Дореволюционные открытки.

Рекомендовал А. С. Суворину место для постройки дачи и тщательно наблюдал за её возведением И. К. Айвазовский. Он серьёзно относился к необычному для художника делу, не стесняясь критиковать архитектора. После окончания строительства И. К. Айвазовский не раз говорил, что этот особняк – украшение берега.

 

Г. О. Калмыков. «Купальщицы на феодосийском берегу». На заднем плане – дача А. С. Суворина.

Дача Суворина, построенная в 1887–1889 гг. архитектором Фатином, представляла собой великолепное здание в восточном стиле, с изящными куполами, арочными окнами, открытыми террасами и бельведером, утопая в зелени небольшого парка. Со стороны моря особняк напоминал старинную крепость благодаря мощным каменным стенам и полукруглой башне, которые служили для укрепления склона.

В гостях у А. С. Суворина в Феодосии трижды бывал А. П. Чехов: в 1888, 1894 и 1896 годах. Из письма А. П. Чехова И. Л. Леонтьеву (Щеглову), 18 июля 1888 г., Феодосия:

«Пишу Вам, милый капитан, с берегов Черного моря. Живу в Феодосии у генерала Суворина. Жарища и духота невозможные, ветер сухой и жесткий, как переплет, просто хоть караул кричи. Деревьев и травы в Феодосии нет, спрятаться некуда. Остается одно — купаться. И я купаюсь. Море чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучиться. Целый день проводим в разговорах. Ночь тоже. И мало-помалу я обращаюсь в разговорную машину. Решили мы уже все вопросы и наметили тьму новых, еще никем не приподнятых вопросов. Говорим, говорим, говорим и, по всей вероятности, кончим тем, что умрем от воспаления языка и голосовых связок. Быть с Сувориным и молчать так же нелегко, как сидеть у Палкина и не пить. Действительно, Суворин представляет из себя воплощенную чуткость. Это большой человек. В искусстве он изображает из себя то же самое, что сеттер в охоте на бекасов, т. е. работает чертовским чутьем и всегда горит страстью. Он плохой теоретик, наук не проходил, многого не знает, во всем он самоучка – отсюда его чисто собачья неиспорченность и цельность, отсюда и самостоятельность взгляда. Будучи беден теориями, он поневоле должен был развить в себе то, чем богато наделила его природа, поневоле он развил свой инстинкт до размеров большого ума. Говорить с ним приятно. А когда поймешь его разговорный прием, его искренность, которой нет у большинства разговорщиков, то болтовня с ним становится почти наслаждением».

«Красивой дачей» назвал постройку в своём путеводителе по Крыму Григорий Москвич, возле которой «нагромождены громадные скалы, являющиеся местом, излюбленным для гуляний». Отгороженное от моря крепостной стеной, здание привлекало внимание оригинальной формой крыш, бельведера и оконных проемов, а потому часто становилось объектом для открыток и фотографий.

А. С. Суворин завещал свою дачу сыну Борису, оценив ее в 1911 г. в семьдесят тысяч рублей. После революции здание было национализировано, в нем располагался детский санаторий. Во время Великой Отечественной войны было разрушено. В настоящее время на его месте находится база отдыха «Ай-Петри», пляж до сих пор имеет название «Суворинские камни».

Дача А. С. Суворина в Феодосии. Фотоснимки 20–30-х гг. ХХ в.

*   *   *         *   *   *         *   *   *

«Русская музыкальная газета»

«Русская музыкальная газета» – музыкальное периодическое издание, выходившее в Санкт-Петербурге в 1894–1918 годах. Посвящено музыкальной журналистике: изучению русской и русской народной музыки и музыкального образования в России.

К биографии М. И. Глинки. «Русская музыкальная газета», 3 февраля 1906 г.

Первым издателем и бессменным главным редактором «Русской музыкальной газеты» был Николай Фёдорович Финдейзен. В работе редакции принимали активное участие А. В. Оссовский и Е. М. Петровский. С изданием охотно сотрудничали многие видные музыкальные деятели Российской империи: И. В. Липаев, Г. П. Прокофьев, Н. П. Малков, Д. Н. Соловьёв, Р. В. Геника, В. Е. Чешихин, Ю. В. Курдюмов, В. Г. Вальтер, А. П. Коптяев, В. Д. Корганов, А. В. Преображенский, С. В. Смоленский, В. М. Металлов, Н. И. Компанейский и др.

Статья о М. П. Мусоргском. «Русская музыкальная газета», 12 марта 1906 г.

Дебют печатного издания оказался весьма успешным, и за первые пять лет газета значительно увеличила объём (число страниц возросло от 16 до 100), вырос тираж. Сначала «Русская музыкальная газета» выходила ежемесячно, с 1899 г. стала выходить еженедельно. С 1913 по 1916 год выходила вместе с приложением «Библиографический листок».

О положении музыкального дела в России. «Русская музыкальная газета», 13 августа 1906 г.

Структура на протяжении всего периода её существования практически не менялась. В газете было три раздела. В первый помещались статьи и очерки широкой музыкальной тематики. Особую ценность представляют подборки писем композиторов, впервые опубликованные в газете. Кроме исторических очерков о композиторах прошлого, в специальной рубрике «Современные музыкальные деятели» рассказывалось о творчестве рубежа XIX – XX веков; проводился тематический разбор новых сочинений. В отдельной рубрике «Периодическая печать о музыке» давался краткий обзор информации из других музыкальных изданий. В газете существовал специальный раздел «Глинкиниана», который был целиком посвящён жизни и творчеству основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки. Отдельные исторические очерки были посвящены музыкальной культуре России: статьи «Роговая музыка в России» Н. Ф. Финдейзена, «История русской оперы» В. Е. Чешихина, «Оркестровые музыканты» И. В. Липаева. Печатались статьи, затрагивавшие музыкально-теоретические проблемы («Мажор и минор с физической точки зрения» И. Львова, «О персо-арабской гамме» В. Петра) и новые музыкальные течения («Музыка футуристов» И. Липаева, «О современных стремлениях к новой музыкальной (тональной) системе» Н. Черкаса). Существовала также специальная рубрика «Церковно-певческое дело». В тексте издания и отдельно помещались портреты, рисунки, автографы и нотные примеры.

«Русская музыкальная газета», 3 февраля 1907 г. Номер, посвященный 50-летию смерти М. И. Глинки.

Тематика второго раздела – хроника музыкальной жизни. Здесь размещались рецензии на концерты и театральные постановки; освещались отдельные события из мира музыки. Практически в каждом выпуске помещались отчёты о работе территориальных отделений Русского музыкального общества. Существовала специальная рубрика «Музыка за границей», в которой среди прочего помещались обзоры «Русская музыка за границей».

Из воспоминаний о Франце Листе. «Русская музыкальная газета»», 9 сентября 1907 г.

Третий раздел газеты – «Библиография» (с некоторого времени он стал выходить в качестве приложения под названием «Библиографический листок»). Здесь размещалась информация о новых музыкальных книгах и нотных изданиях, с рецензиями на них. Был выпущен целый ряд специальных выпусков, посвящённых выдающимся композиторам (И. С. Бах, А. П. Бородин, И. Брамс, А. К. Глазунов, М. И. Глинка, К. Ю. Давыдов, А. К. Лядов, В. А. Моцарт, М. П. Мусоргский, Э. Ф. Направник, А. Г. Рубинштейн, В. А. Сенилов, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, Н. Н. Черепнин, Ф. Ф. Шопен и др.) и специальные выпуски по другим темам.

Памяти Эдварда Грига. «Русская музыкальная газета», 30 сентября 1907 г.

В 1917 г. вышло всего 36 номеров – повлияли революционные события. В 1918 г. издано 6 сдвоенных тетрадей (12 номеров) и в № 11–12 редакция газеты сообщила о приостановке издания. Последующие политические события не позволили возобновить её выпуск.

«Ulk»

Немецкоязычное сатирическое издание, печаталось с 1872 по 1933 год Рудольфом Моссе. Штаб-квартира находилась в Берлине. Изначально это была независимая еженедельная газета под названием «Wochenblatt für Humor und Satire» («Еженедельник юмора и сатиры»), являлась приложением к «Berliner Tageblatt» («Берлинская ежедневная газета») и к изданию Mosse. Среди авторов «Ulk» были Ханс Рейманн, Курт Тухольски, Лионель Фейнингер и Генрих Зилле.

Карикатуры, опубликованные на страницах «Ulk» 3 декабря 1926 г.

«Berliner Illustrierte Zeitung»

Berliner Illustrirte Zeitung (с нем. – «Берлинская иллюстрированная газета») – немецкая еженедельная газета, выходившая в Берлине с 1892 по 1945 год. В годы издания концерном Ullstein Verlag она одной из первых брала на вооружение новинки фотожурналистики, её методы и формат перенимались популярными изданиями за рубежом, а дешевизна сделала её легко доступной (в последние годы Веймарской республики тираж газеты доходил до 2 миллионов). В годы нацистского режима газета использовалась как орудие государственной пропаганды и после Второй мировой войны перестала существовать. С 1984 г. под названием «Berliner Illustrirte Zeitung» издаётся воскресное приложение к газете «Berliner Morgenpost».

Первый номер «Berliner Illustrirte Zeitung» увидел свет 4 января 1892 г. С этого момента она публиковалась еженедельно по четвергам. Основателем газеты был Отто Айслер, к этому времени уже издававший сатирический журнал «Lustige Blätter». С издательством Айслера сотрудничали такие видные графики как Генрих Цилле и Лионель Фейнингер, но первоначально новая газета не нашла отклика у публики. Некоторое время спустя её издание начал спонсировать Леопольд Улльштайн, но между издателями довольно быстро начались принципиальные разногласия по вопросу о том, какая тематика должна преобладать в материалах газеты. Айслер полагал, что читателей должны привлекать скандалы и убийства, тогда как Улльштайн ориентировался на более жизнелюбивые темы. В итоге через девять месяцев Улльштайн полностью выкупил у Айслера контроль над Illustrirte. После смерти Леопольда Улльштайна его дело продолжили его сын Франц и Герман Дюпон. Главным редактором долгие годы оставался Курт Карфункельштейн, позже «облагородивший» свою фамилию, став Корфом.

Номер «Berliner Illustrierte Zeitung» за 30 января 1927 г.

Постепенно в иллюстрированных материалах берлинской газеты рисованные изображения стали вытесняться фотографиями. «BIZ» стала флагманом мировой фотожурналистики как первое массовое издание с фотографическими иллюстрациями к статьям. Это стало возможным с внедрением в 1901 г. технологии офсетной печати и растровой графики, что позволило значительно ускорить процесс по сравнению с использовавшимися до этого деревянными клише. На пользу «Illustrirte», уже в 1900 г. издававшейся тиражом в 100 тысяч экземпляров, пошли начавшиеся в 1904 г. продажи через уличных газетчиков, и к 1910 г. тираж достиг полумиллиона. Помимо новшеств в процессе иллюстрирования, издательство Ullstein Verlag также вкладывало средства в удешевление процесса производства бумаги и в наиболее эффективные печатные прессы, благодаря чему продажная стоимость газеты в 1910-е годы составляла всего 10 пфеннигов. В 1914 г. «BIZ» распродавалась тиражом в миллион экземпляров.

В «BIZ» публиковались статьи об экзотических странах, светские сплетни, интервью со знаменитостями. После начала Первой Мировой войны репортёры газеты готовили материалы в окопах, лазаретах и на аэродромах. В годы рекордных (в том числе трансконтинентальных) перелётов в берлинском издании публиковались их фотографии на целый разворот; интерес публики вызывали также панорамные снимки, сделанные из корзины высотных аэростатов. Штатным фотографом «Illustrirte» был Мартин Мункачи, регулярно публиковавший в газете фоторепортажи со спортивных соревнований. С «BIZ» сотрудничали Жермена Круль, Андре Кертес, Морис Табар, Лотта Якоби, Умбо и другие известные фотографы.

Скандальная обложка номера «Berliner Illustrirte Zeitung» за 24 августа 1919 г. Фридрих Эберт и Густав Носке в плавках.

Публикации и отдельные изображения в «BIZ» неоднократно вызывали общенациональный резонанс. Так, первую страницу номера от 24 августа 1919 г. занимала большая фотография только что избранного рейхспрезидента Фридриха Эберта в компании министра рейхсвера Густава Носке. Оба политика были запечатлены по колено в воде в коротких плавках, что вызвало скандал среди консервативной части публики. Сенсационными стали фото, сделанные Эрихом Заломоном в 1928 г. на одном из самых шумных процессов в истории Веймарской республики: хотя проносить в зал суда фотоаппараты было запрещено, репортёр, которого Deutschlandfunk называет одним из первых папарацци, разработал целый ряд способов, позволявших обойти запрет, включая полую внутри книгу, специально подготовленную шляпу и повязку на руке. «BIZ» заключила с Заломоном эксклюзивный контракт и в дальнейшем часто публиковала его фотографии знаменитостей в неформальной обстановке – включая знаменитый фотопортрет Марлен Дитрих 1930 г. В 1931 г. фурор произвёл фотоочерк Вилли Руге Ich fotografiere mich beim Absturz mit dem Fallschirm («Я фотографирую себя во время парашютного прыжка»).

Марлен Дитрих на страницах «Berliner Illustrirte Zeitung». Фотоснимок Э. Заломона, 1930 г.

Издатели «Illustrirte» одними из первых внедряли в своей газете главные новинки в мире фотографии и фотожурналистики. В последние годы существования Веймарской республики тираж газеты достиг двух миллионов экземпляров, её формат и методы фотожурналистики перенимали такие зарубежные издания, как «Life» (США) и «Picture Post» (Великобритания). Успех «BIZ» лёг в основу издательской империи Улльштайнов, выпускавшей множество других газет и журналов, а также книг. Однако после прихода к власти в Германии нацистов в 1933 г. еврейское семейство Улльштайнов потеряло контроль над этой медиаимперией. В том же году Курту Корфу-Карфункельштейну пришлось бежать из Германии в США, где он сыграл важную роль в преобразовании журнала «Life». Другие еврейские сотрудники газеты не успели покинуть страну и оказались в концлагерях – в их числе Эрих Заломон, погибший в Освенциме в 1944 г. «BIZ» пережила «арианизацию», с 1937 г. её выпускало издательство Deutscher Verlag, аффилированное с Центральным издательством НСДАП.

Сознавая ценность «Illustrierte» (теперь выходившей с грамматически правильным названием), нацистское руководство позволяло газете на протяжении определённого времени сохранять аполитичность, посвящая основной объём публикациям о путешествиях, светским сплетням и романам с продолжением и проводя линию партии крайне осторожно. Только после начала Второй Мировой войны газета стала открыто пропагандистским органом, публикующим репортажи о военных победах. В итоге её последний номер увидел свет 29 апреля 1945 г., и после окончания войны она не издавалась.

В 1956 г. издатель Аксель Шпрингер, бывший поклонником довоенной «BIZ», выкупил права на торговые марки издательства Ullstein Verlag у семейства Улльштайн и в дальнейшем использовал их в своём издательстве. Благодаря этому название «Berliner Illustrirte Zeitung» несколько раз в послевоенные годы использовалось для одноразовых памятных изданий (одно из которых было приурочено к государственному визиту президента США Джона Кеннеди в Западную Германию). Наконец, в 1984 г. название «Berliner Illustrirte Zeitung» было на постоянной основе присвоено воскресному приложению к газете «Berliner Morgenpost». С 2002 г используется исторический логотип старого издания, а на первую страницу вернулись крупноформатные фотографии.

Der Welt Spiegel

Zeitbilder

Первые полосы номеров «Zeitbilder» в 1926–1927 гг.